Найти в Дзене

Легендарный «Долгожитель».

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Самолеты, которые по своим предназна­чению и конструкции подпадают под термин «гражданская авиация», исполь­зуются в целях перевозки пассажиров, багажа, понты и других грузов. Кроме того, они пред­назначены для выполнения авиационных работ в отдельных отраслях экономики {сельском хо­зяйстве, строительстве), для охраны лесов, об­служивания экспедиций, оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий, экспериментальных и научно-ис­следовательских работ, учебных, культурно-про­светительных и спортивных мероприятий, а также поисково-спасательных и аварийно-спа­сательных работ и оказания помощи в случае стихийных бедствий. Наиболее популярным из самолетов тако­го типа стал летательный аппарат, созданный советским авиаконструктором Николаем По­ликарповым, — У-2. Первые такие самолеты появились в марте 1928 г., и их крупносерий­ное производство осуществлялось до 1953 г., но даже после прекращения заводского выпуска их продолжали строить в мастерских и на ре­монтных базах почти до 1959 г. Этот самолет незаслуженно редко вспоминают при рассказе об авиационной технике Советского Союза. Вероятно, это происходит по причине его скромной «профессии». Это не скоростной истребитель, не разведчик-«даль­нобойщик» и не бомбардиров тик-тяжело вес». В истории У-2 не было громких перелетов или рекордов, а в его конструкции — ничего револю­ционного. Но надежность, простота пилотирова­ния, дешевизна обеспечили этому неказистому с айда биплану рекордное долголетие. Техническое задание на проектирование по­добного самолета было выдано Николаю По­ликарпову Авиатрестом СССР в июле 1926 г. Первый вариант, известный как «У-2 с толстым крылом», получился неудачным. Машина оказа­лась слишком тяжелой, плохо набирала высоту и была неустойчива в полете. Второй, облегченный, вариант, с новым кры­лом тонкого профиля, был испытан в начале января 1928 г. И уже первые испытательные полеты показали, что техническое задание По­ликарповым успешно выполнено — машина уда­лась. В отличие от большинства самолетов того времени У-2 (название По-2 самолет получил позже) обладал большим запасом устойчиво­сти и при потере скорости не входил в штопор, а будучи преднамеренно введенным в него, сам выходил из штопора после несложных манипу­ляций с органами управления. При потере ско­рости самолет лишь опускал нос — и вскоре вновь набирал ее, прощая грубые ошибки пилотирования, что было особенно важно при обуче­нии молодых пилотов.

Первая серия У-2 была заказана в марте 1928 г., и за год было построено 25 машин, а в дальнейшем их выпуск непрерывно возрастал. Только за 1933 г. было построено около 1500 самолетов.

Прежде всего, У-2 применялся как самолет первоначального обучения в аэроклубах, лет­ных школах ВВС. Но вскоре машина, благодаря своей универсальности, заинтересовала специ­алистов других областей. Ее стали использовать п расти чески во всех областях народного хозяй­ства СССР — в связи, транспорте, медицине и сельском хозяйстве.

В сельском хозяйстве одноместный вариант У-2 широко применялся для борьбы с вредителя­ми — распыления над полями защитных веществ, бак для которых устанавливался на месте второй кабины. Машина оказалась очень неприхотливой в эксплуатации и способной совершать взлет с любой площадки подходящей длины, даже со с веже вспахан нога поля. Эта модификация У-2 впоследствии послужила базой для разработ­ки самолетов санитарной авиации. Их создание стало возможным благодаря большому запасу устойчивости машины. Так, вариант самолета С-1 (был сконструирован по заказу медицин­ского управления РККА — Рабоче-крестьянской Красной армии) предназначался для перевозки одного больного на носилках с сопровождающим медработником: носилки помещались за второй кабиной, опираясь на каркас фюзеляжа. Медра­ботник располагался на сиденье непосредствен­но за летником лицом к хвосту самолета.

При перевозке раненых широко использо­валась способность У-2 перевозить груз мас­сой, намного превышающей его запланирован­ную грузоподъемность. Для этого выпускались специальные кассеты, позволявшие брать на санитарный вариант У-2 до шести раненых — одного лежачего и пятерых сидячих. Однако из­вестен случай, когда на обычном двухместном У-2 с поля боя без использования оборудован­ной взлетной площадки были вывезены пятеро раненых.

С началом Второй мировой войны наступил новый этап в жизни У-2. Он применялся зача­стую в таких областях, которые и не предполага­лись его конструктором. Военные варианты У-2 в большинстве своем различались только обору­дованием и вооружением, но были и модифика­ции, сильно отличающиеся от прочих внешне.

Наибольшую известность в годы Второй ми­ровой войны получил У-2ВС (военный само­лет). Первоначально это была доработка серий­ных самолетов в аэродромных мастерских, а с 1942 г. был налажен серийный выпуск моделей с уже установленными вооружением и обору­дованием. На заднем сиденье устанавливался пулемет, в распоряжении летчика находился бомбардировочный прицел. Эта конструкция са­молета позволяла подвешивать бомбы в 25, 50 и 100 кг и размещать реактивные установки. Ре­кордом грузоподъемности считается подвеска на У-2ВС фугасной бомбы массой 500 кг. Ос­нащенный глушителями выхлопа мотора У-2ВС стал тем самым «русфанером», на котором вое­вали женские полки ВВС — знаменитые «ночные ведьмы*. Без бомбовой нагрузки У-2ВС приме­нялся как самолет связи или разведчик.

Другой массовой военной модификацией са­молета стал У-2НАК — ночной артиллерийский корректировщик. Самолет не нес бомбового вооружения, но оснащался радиостанцией и мотором с глушителем, что обеспечивало практически полную бесшумность полета уже на уда­лении 300 м. Штурман, сидевший в задней каби­не, вел наблюдение с помощью ночного визира.

После Второй мировой войны У-2 стал ос­новным самолетом «Аэрофлота». Так, на начало 1946 г. эта авиакомпания располагала 2469 легкими самолетами У-2 и их модификациями. За­меной самолета на местных линиях в «Аэрофло­та» занялись фактически только после 1949 г., с началом поступления в эксплуатацию Ан-2 и Я к-12. Однако У-2 (с 1944 г. — По-2) продолжа­ли активно эксплуатироваться вплоть до 60-х гг.

Технические данные У-2 (ПО-2)

Двигатель 1 х 110 л. с.

Размеры:

длина х размах 8,2 м х 11,4м

Взлетная масса 1400 кг

Максимальная скорость 150 км/ч

Потолок 3800 м

Дальность

полета 430 км

Экипаж 1 чел.

Пассажировместимость 1 чел.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Поддержите канал-поставьте лайк.