Аннотация. В статье рассмотрены подходы к определению и особенности экологических правонарушений. На основании анализа юридической литературы сформулировано понятие "экологическое правонарушение".
Ключевые слова: экология, экологические правонарушения, признаки экологического правонарушения, экологический вред, классификация экологических правонарушений.
Правильное понимание экологического правонарушения служит научной базой, научной предпосылкой правотворческого процесса.
Понятие "экологическое правонарушение" является составной частью дефиниции "правонарушение", которое по Гегелю представляет собой отрицание права [5, с. 141].
В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [2]анализируемая дефиниция отсутствует. Однако данное понятие фигурировало, например, в разрабатываемом Минприроды России проекте указа Президента РФ "Об основах экологической политики Российской Федерации до 2030 года". В частности, в разделе 4.3 "Административные механизмы" были зафиксированы основные принципы формирования и применения административных механизмов ограничения негативного воздействия на окружающую среду, такие, например, как адекватность (соразмерность) размеров штрафов за экологические правонарушения. В то же время за экологические преступления, которые также являются разновидностью экологических правонарушений, УК РФ предусмотрены и другие виды санкций. Если же, в указанном проекте Основ экологическое правонарушение рассматривалось как совокупность различных видов правонарушений в области охраны окружающей среды, среди которых, гражданско-правовое, дисциплинарное и другие, то за последние деяния применяются иные наказания, среди которых штраф отсутствует [12].
Поэтому можно сказать, что категория "экологическое правонарушение", предложенная в проекте Основ экологической политики РФ до 2030 г., имела не совсем ясный смысл и требовала четкой научной конструкции. Возможно, в названном подразделе слово "штраф" необходимо было заменить словами санкция или наказание.
В свою очередь, в Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г., о данной категории идет речь в п. "г" ст. 11, где, отмечается, что при решении задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности одним из механизмов является усиление ответственности за нарушение законодательства РФ в данной сфере и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения [12].
К определению понятия "экологическое правонарушение" и в отечественной науке единого понятия не выработано, хотя большинством ученых отмечается его характерные черты, в частности, собирательный характер. В остальном наука и практике в принципе едины.
Экологическое правонарушение является юридическим фактом, на основе которого наступает правовая ответственность. Поэтому экологическое правонарушение – это не только общественно опасное, но и социально значимое деяние, часть правового поведения [6, с. 81].
Экологическим правонарушением может быть причинен не только вред здоровью каждого или его имуществу, но, кроме того, также, например, моральный вред. Поэтому предлагаем изложить ст. 42 Конституции РФ в следующей редакции: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а также на возмещение морального вреда, причиненного экологическим правонарушением".
Основные признаки экологических правонарушений: представляют собой деяние; обладают противоправностью; совершаются с формой вины; влекут за собой юридическую ответственность [14, с. 152].
Кроме того, отдельные ученые, в частности профессор Э. Н. Жевлаков выделяют и предмет как один из важнейших признаков экологического правонарушения [9, с. 13].
Базовым в характеристике указанных признаков является понятие "деяние". Как правило, это акт волевого поведения. Причем, если правонарушителем в области охраны окружающей среды выступает физическое лицо, то данное обстоятельство, несомненно. Но если правонарушителем выступает юридическое лицо, то вряд ли тогда можно говорить об акте волевого поведения, который в этом случае, скорее всего, полностью исключен.
Деяние как акт волевой, заключает в себя два элемента поведения: действие либо бездействие.
По своей значимости деяние является антиобщественным, т.е. причиняющим или могущим причинить вред окружающей среде, а также интересам граждан, общества и государства. Антиобщественность экологического правонарушения как основания собственно эколого-правовой ответственности, определяется исключительно экологическим законодательством. Отсюда следует, что не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков экологического правонарушения, а сам признак "антиобщественность" не всегда может включаться в объективную сторону правонарушения.
Признак противоправности экологического правонарушения заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Действующее законодательство не допускает аналогии закона, противоправность является обязательным признаком любого экологического правонарушения [8, с. 52].
Юридическая ответственность может наступать за экологическое правонарушение, если лицо совершило такое правонарушение, которое предусмотрено соответствующей статьей закона. Выступая в качестве составной части объективной стороны, противоправность также выражается в следующем: 1) в отказе применения эколого-правовой нормы; 2) неэффективном применении эколого-правовой нормы, приводящей к снижению эффективности ее реализации; 3) непосредственном нарушении эколого-правовой нормы.
Фрагмент статьи предоставлен для ознакомления.
Научные статьи, диссертации. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты:
Т. 7-988-027-88-34.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
3. Бринчук М. М. Экологическое право : учебник / М.М. Бринчук. – М.: Юристъ, 2005. – 781 с.
4. Брославский Л.И. России нужен закон о возмещении экологического вреда / Л.И. Брославский // Экологическое право. 2020. № 3. – С. 37-43.
5. Гегель Г. В. Ф. Философия права / пер. с нем. и сост. Д. А. Керимов, В. – С. Нерсесянц. – М.: Мысль, 1990. – С. 141.
6. Голубев С.И. Предмет экологического преступления: монография / С.И. Голубев. – М.: Контракт, 2020. – 176 с.
7. Горохов, Д.Б. Проблемный результат отечественного правотворчества: законодательное установление охраны "жизни или здоровья животных и растений" / Д.Б. Горохов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 2. – С. 45-78.
8. Жаворонкова, Н.Г., Выпханова Г.В. Теоретико-правовые проблемы возмещения вреда, причиненного окружающей среде/ Н.Г. Жаворонкова, Г.В. Выпханова // Lex russica. 2018. № 3. – С. 52-67.
9. Жевлаков Э. Н. Экологические правонарушения и ответственность. М: Норма, 1997. – 211 с.
10. Кабацкая, Л.Н. Право юридических лиц на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде/ Л.Н. Кабацкая // Экологическое право. 2018. – С. 11-15.