Найти тему
Sputnik Латвия

Учебный год несет вал проблем: в школах Латвии сразу 5 реформ

Оглавление

Конференция педагогов в Риге прошла в заботах: как дать детям хоть какие-то знания под гнетом министерских нововведений

Уже скоро школьные кабинеты заполнятся учениками © iStock/runna10
Уже скоро школьные кабинеты заполнятся учениками © iStock/runna10

Учителя со всей Латвии собрались в столице на мероприятие под названием "Код для роста". Педагогическое начальство поделилось своими прогнозами на ход многочисленных реформ, инициированных Министерством образования и науки. А простые работники школ и садиков попытались понять, как в такой обстановке качественно обучить и развить детей.

Педагоги не скрывают, что опасаются нововведений, которые должны появиться в образовательной программе в этом учебном году. Шутка ли - на школы и сады обрушились сразу пять реформ.

Отказ от изучения русского

Первая связана с отказом от русского языка как от второго иностранного. Она предусматривает, что учащиеся 4-8-х классов, отказавшиеся от изучения русского языка в этом учебном году, смогут перейти в следующий класс без оценивания второго иностранного языка.

У того, кто в этом году окончит 9-й класс, в аттестате основного образования будет указана средняя оценка предыдущих лет по этому предмету.

Отказ от обучения на русском

Вторая реформа предусматривает перевод на латышский язык самого образовательного процесса. С 1 сентября прошлого года на госязыке уже обучают во всех дошкольных образовательных учреждениях и в 1, 4 и 7-х классах школ. С 1 сентября 2024 года это произойдет в 2, 5 и 8-х классах всех школ, а в 2025 году к ним присоединятся 3, 6 и 9-е классы.

Учитель латышского языка 33-й средней школы Риги Оксана Енкова назвала такой переход "большим вызовом". По ее словам, учителя делают все возможное, чтобы интегрировать детей и вызвать у них интерес к латышскому языку. Однако, как показал первый год, обучение русскоговорящих детей на латышском языке идет с большими сложностями. Ученики сильно сдали в успеваемости именно из-за непонимания материала на чужом языке.

Старые новые предметы

Третья реформа связана с образовательной программой. В прошлом году для учащихся средней школы историю объединили с обществознанием, этикой, философией, экономикой. Однако в этом учебном году данные предметы планируется снова разделить - об этом просили ассоциации учителей этих предметов.

В средней школе введен новый обязательный предмет - учения гособороны. В рамках блока "Здоровье, безопасность и физическое развитие" дисциплине отведено 112 учебных часов в два года. До того около 100 школ изучали ее в качестве пилотного проекта.

Члены Яунсардзе - молодежной военизированной организации в Латвии © Public domain / Liepāja fotogrāfijās
Члены Яунсардзе - молодежной военизированной организации в Латвии © Public domain / Liepāja fotogrāfijās

Отдельный предмет по сексуальному просвещению в рамках блока "Здоровье" решено не вводить. Как объяснили в министерстве, это слишком чувствительная для общества тема. Но ее частично включили в ряд других предметов гуманитарного блока, по теме будут разрабатывать пособия и уточнять термины. Глава Государственного центра содержания образования Инита Юхневича пообещала, что педагогов будут специально обучать, как профессионально говорить с учащимися на тему сексуального просвещения, не чувствуя дискомфорта.

Новая система оценок

В основной и средней школе вводится новая система оценивания успехов учеников. Оценки будут четырех видов: формативная, диагностирующая, мониторинговая и суммативная. Но непосредственно родителей и детей касаются только первая и последняя. Остальные, как объяснили, - информация для учителей и надзорных инстанций.

  1. Формативное оценивание. Во время изучения большой темы (допустим, "оптика" в физике) у ребенка и учителя должно быть понимание, что получается (допустим, "схема преломления света"), а что - нет (допустим, "дифракция"). Это можно проверить тестом на бумаге или электронным, или дать задание. Информация отображается в журнале в виде процентов, зачетов/незачетов или пунктов (например, 5 из 12). Это прогнозирует и будущую оценку по контрольной. При этом само формативное оценивание не учитывается в заключительной оценке семестра или года.
  2. Суммативное оценивание - "старые-добрые" проверочные работы в конце темы. Но это может быть или проектная работа, или презентация по большой теме. Такие работы подводят итоги каждого этапа обучения - темы или учебного года. В 1-3-х классах оценка ставится в виде уровней освоения, а в 4-12-х классах - по 10-балльной шкале.

Отдельно могут оценивать поведение.

Как заявили в министерстве, цель новой системы - дать обратную связь школьникам и родителям, чтобы они видели прогресс или регресс, и стимулировать развитие учеников.

Оптимизация школьной сети

Вводится новая система оптимизированной школьной сети, при которой школы будут получать полное финансирование лишь при выполнении норм количества учеников на каждом уровне образования.

Если они выполняются - финансирование идет в полном объеме. А дальше распределением денег и полномочий занимается руководитель школы.

В том числе в этом году реорганизация затронет 93 латвийских школы. Всего учеба начнется в 605 школах.