Найти тему
DigEd

Больше академической свободы ведет к большему количеству инноваций

Оглавление
Индекс академической свободы в 2011 и 2021 годах в 25 ведущих странах по научной базе. Синяя пунктирная линия: средний уровень страны AFI в 1941 году (0,38). Серая пунктирная линия: средний уровень страны AFI в 1961 году (0,65). Желтая пунктирная линия: средний уровень страны AFI в 1981 году (0,69). Фиолетовая пунктирная линия: средний уровень страны AFI в 2001 году (0,80). Красная пунктирная линия: средний уровень страны AFI в 2021 году (0,70).
Индекс академической свободы в 2011 и 2021 годах в 25 ведущих странах по научной базе. Синяя пунктирная линия: средний уровень страны AFI в 1941 году (0,38). Серая пунктирная линия: средний уровень страны AFI в 1961 году (0,65). Желтая пунктирная линия: средний уровень страны AFI в 1981 году (0,69). Фиолетовая пунктирная линия: средний уровень страны AFI в 2001 году (0,80). Красная пунктирная линия: средний уровень страны AFI в 2021 году (0,70).

Инновационная сила общества зависит от уровня академической свободы. Международная группа с участием Мюнхенского технического университета (TUM) впервые доказала эту связь. Исследователи проанализировали патентные заявки и патентные цитирования в выборке из примерно 160 стран за период с 1900 по 2015 год в связи с показателями, используемыми в Индексе академической свободы. Ввиду глобального снижения академической свободы за последние 10 лет исследователи прогнозируют потерю инновационного результата.

Во многих странах ученые столкнулись с потерей академической свободы в последние годы. Эта тенденция подверглась критике на основе фундаментальных принципов. Однако до сих пор не было исследований о том, влияет ли степень академической свободы на способность общества производить инновации.

Впервые международная группа исследователей изучила связь между академической свободой и инновационным результатом. В качестве показателей количества и качества инноваций исследователи использовали патентные заявки и цитирования. Их анализ охватывал период с 1900 по 2015 год в 157 странах. Команда проанализировала два больших и уважаемых набора данных и сопоставила результаты: набор данных V-Dem (разновидности демократии) от Института V-Dem при Гетеборгском университете охватывает различные показатели демократии, некоторые из которых датируются 1789 годом. Они включают свободу науки, которую институт совместно с FAU Erlangen-Nuremberg также представлял в Индексе академической свободы в течение нескольких лет. Команда получила данные о количестве патентных заявок и цитирований из базы данных PATSTAT Европейского патентного ведомства.

«Тревожные знаки для многих стран»

Исследование показывает, что большая свобода для работы ученых приводит к большему количеству инноваций. Когда степень академической свободы улучшается, за этим следует рост числа патентных заявок и, следовательно, числа патентных цитирований.

Однако ситуация с академической свободой ухудшилась в глобальном масштабе в период с 2011 по 2021 год впервые за последние 100 лет. Это также относится к группе из 25 стран с самой сильной научной базой. В течение этого десятилетия исследовательская группа использовала результаты исследования для расчета влияния спада. «Мы прогнозируем глобальное снижение инновационного потенциала на 4–6%. В ведущих странах этот показатель достигает 5–8%», — говорит автор исследования Пол Момтаз, профессор предпринимательских финансов в TUM.

Результаты являются тревожным сигналом для многих стран. Те, кто ограничивает академическую свободу, также ограничивают возможность разрабатывать новые технологии и процессы и, следовательно, препятствуют прогрессу и процветанию», — говорит Пол Момтаз. «Мы видим эту тенденцию не только в диктатурах, но и все чаще в демократических государствах, где популистские партии обрели влияние».

Многочисленные проверки надежности подтверждают результаты

Исследователи провели несколько проверок, чтобы подтвердить надежность связи между академической свободой и инновационным результатом. Например, они проверили, является ли корреляция фактически результатом академической свободы в частности или общей свободы в обществе. Они также исключили обратную причинно-следственную связь, другими словами, возможность того, что страны разрешают больше академической свободы, когда инновационный результат слишком низок. Результаты исследования также подтвердились при сужении перспективы до стран с очень высоким или очень низким числом патентных заявок, когда рассматривался только период после 1980 года или когда анализ ограничивался конкретными аспектами академической свободы.

Оригинальная публикация:

Audretsch DB, Fisch C, Franzoni C, Momtaz PP, Vismara S (2024) Академическая свобода и инновации. PLoS ONE 19(6): e0304560. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0304560

Дополнительная информация:

В исследовании приняли участие ученые из Мюнхенского технического университета, Университета Индианы, Люксембургского университета, Миланского политехнического университета и Университета Бергамо.

Источник