Найти тему
Я ОСОБЕННЫЙ

«Обещали все зубы повышибать» Педагоги в красноярской школе месяцами издевались над детьми-инвалидами. Рассказ мамы пострадавшего мальчика

Красноярская коррекционная школа №2 приобрела в городе дурную славу. По словам родителей, сотрудники систематически били и унижали детей с ментальными нарушениями. Так, у одной из мам есть диктофонная запись, где учитель, предположительно, наносит удары, издевается над ребёнком и говорит, что «место таким детям в клетке метр на два»... Женщина обратилась в правоохранительные органы и, желая заручиться поддержкой НКО, написала к нам, в фонд «Я особенный». Мы пообщались с мамой пострадавшего мальчика. Публикуем историю ниже.

Сыну Ольги Ване (имена героев изменены) 9 лет. У мальчика умственная отсталость, а также нет речи. В 2024 году женщина заметила, что ребёнок стал приходить из школы с синяками, часто плакать и в целом казался запуганным. До последнего мама не хотела связывать происходящее с насилием в школе: «Может, просто подрался?», «Период сложный, ведь ребёнок особенный…». Но в какой-то момент материнское чутьё победило. Ольга положила диктофон в школьный рюкзак сына.

Поначалу перематывала записи, и, как назло, «съедались» именно те моменты, где над детьми издевались. Ничего тревожащего на диктофоне, казалось, не было. Но лучше сыну не становилось. Наконец, вслушавшись в очередную запись внимательней, женщина обомлела. Учитель и тьютор кричали, оскорбляли детей, угрожали и особенно изводили Ваню.

Мама собрала диктофонные записи, обратилась в органы правопорядка и ВОРДИ Красноярского края. Кроме того, решила связаться с НКО: нашла в интернете наш благотворительный фонд и позвонила. Юрист фонда проконсультировал маму и подсказал, какие шаги можно предпринять.

— Ольга, расскажите, что с Вашим ребёнком сейчас?

— Моего ребёнка систематически обижали. Не единожды, а постоянно: гнобили, унижали, оскорбляли, считали овощем. Главное, что требовали от ребёнка – сидеть и молчать. У меня есть записи, где учителя заявляют: «Место таким детям в клетке метр на два». Теперь ребёнок боится учителей, громких звуков, ему трудно находиться в коллективе. Педагоги довели моего сына до такого состояния. Чем ребенок «хуже», тем для них проще...

— С чего всё началось? Как заметили, что что-то не так?

— У меня есть записи за ноябрь 2023 года, февраль, март и апрель 2024 года. За это время ребенок очень сильно поменялся. Поначалу я думала, что он сам проявлял агрессию в школе. Когда забирала его оттуда, он был заплаканным. Доезжали до дома, вроде – ничего, но возбужденное состояние оставалось. Усилилась самоагрессия. Мы ходили к психиатру, подбирали новые лекарства, так как те, которые принимали раньше, перестали помогать. Моя ошибка лишь в том, что я не клала диктофон в портфель каждый день и не прослушивала записи полностью. Если бы я сразу знала, что там происходило с ребенком, то не допустила бы такого. Ведь он находился в школе каждый день по 5-6 часов. Я перематывала аудио, и когда он на записях плакал, думала, что это связано со сменами настроения, его особенностями, с чем-то внутренним, но никак ни с тем, что его били…

— Что Вы сделали, когда узнали о происходящем?

— Я обратилась в Следственный комитет и Прокуратуру Красноярского края. Написала уполномоченной при Президенте России по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой и на наш местный телеканал. Журналисты сразу связались со мной и сделали репортаж.

— В чем именно проявлялось насилие к ребенку?

— Апрель 2024 года. Факты из диктофонной записи. Тьютор отвела всех детей на дополнительные занятия по лепке из глины, которые ведет другой педагог на первом этаже. Но только одного Ваню проводила обратно на второй этаж и дала ему воду из бутылочки. Он случайно пролил воду на стол. Что сделала тьютор?! Смахнула воду со стола на Ваню и заявила, что он сам себя облил… А на следующий день хвасталась учителю: помимо того, что вода со стола оказалась на ребенке, так она еще и налила воду на голову сына!

Я теперь понимаю, почему у ребёнка, когда мы приезжали в школу, появлялся страх: потели ладошки, он весь холодел. Из школы приходил с синяками. Хотя учителя мне говорили, что дети дрались между собой, и синяки и-за этого. У меня есть основания полагать, что это делали учитель и тьютор. Они ему постоянно говорили сидеть и молчать, не произносить ни звука. А если сын начинал мычать или «акать», то обещали все зубы «повышибать» или «повырывать», как у стоматолога. Но опять же, я могу говорить сейчас только за своего ребенка, а не за всех детей. Другие родители отказались давать комментарии…

-2

— Кто, на ваш взгляд, должен контролировать такие ситуации?

— Я думаю, что за этим точно должно следить Министерство образования. Проверки внутри школы нужны. Конечно, назвала бы ещё директора и завуча, плюс родительский комитет должен контролировать ситуацию. Я написала в заявлении, чтобы установили по всей школе видеокамеры. На это в Министерстве образования края ответили – сначала надо собрать общешкольное родительское собрание, где все должны письменно подтвердить, что не возражают. Но у нас всё ещё есть родители, которые против. Говорят: «Нет, я доверяю учителям». В этом плане очень интересно получается. Я не знаю, как установить камеры, чтобы это было законно. Но и без них нельзя…

На момент выхода публикации Следственный комитет Красноярского края возбудил уголовное дело. Учительница уволилась по собственному желанию. А прокуратура Красноярского края направила маме ответ на поступившее обращение, в котором сказано следующее:

«По вопросу применения недопустимых методов обучения и воспитания в отношении учащихся, в том числе ребенка заявителя сообщаю, что 27.05.2024 следователем следственного отдела по Ленинскому району г. Красноярска ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, по факту ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником. В настоящее время по уголовному делу выполняются необходимые следственные и процессуальные действия, расследование не завершено».

-3

О похожем опыте в прошлом рассказала и президент фонда «Я особенный», Александрина Хаитова: «Когда дочери во втором классе выбили передние зубы, мы перестали отдавать ребенка в школу без тьютора. То есть ребенок с аутизмом ушел в школу со всеми зубами, а вернулся домой без трех передних зубов. Я не смогла добиться правды о том, что произошло. Система не готова принимать таких детей, в образовательных учреждениях нет надлежащего обеспечения и правильного сопровождения. К слову, школа, где дочери выбили зубы, тоже коррекционная».

-4

Мы бы очень хотели, чтобы подобных историй с детьми никогда не происходило. Но, к сожалению, такие случаи не единичны. Будьте внимательны к вашим детям, трепетно относитесь к изменениям, которые с ними происходят, и доверяйте себе: лучше вовремя убедиться, что всё в порядке или принять меры.

Если вашего ребенка обижают в школе или вы замечаете, что его состояние и настроение изменились – не молчите! Постарайтесь найти причину, ведь, как позывает практика, в образовательных учреждениях педагоги могут умалчивать о происходящем с вашими детьми.

Если вы установили, что ненадлежащее поведение было или повторяется, обращайтесь в следственные органы, в прокуратуру ваших регионов и в средства массовой информации. Давайте огласку тому, что происходит в стенах учреждений, которым вы доверяете своих детей.

Пожалуйста, поделитесь этой историей, чтобы больше людей узнало о происходящем в красноярской школе!

А также расскажите в комментариях, как относятся к вашему ребёнку в школе? Сталкивался ли он с непониманием, агрессией или насилием со стороны учителей?