Когда и зачем здесь появилась железнодорожная станция? Почему к 1930-м годам около неё практически перестали отдыхать дачники? Что за странная история с названием: на одних картах одно такое, а на других - иное? Как эта платформа связана с фильмом "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"? А также - почему в конце 2010-х годов станцию вдруг решили переименовать? И как местным жителям в итоге удалось отстоять её историческое название? Об этом и не только расскажу сегодня.
Платформа для престижа
Платформа* Люблино располагается на Курском направлении железной дороги и является частью МЦД-2. Также по рельсам проходит граница двух крупных районов юга-востока столицы: Люблино и Печатники. Есть версия, что полустанок возник здесь в 1870-м (в советской специальной литературе год почему-то не указывали). Инициаторами стали тогдашние владельцы усадьбы Люблино купцы Конон Голофтеев и Пётр Рахманин. У них был совместный бизнес по торговле модными дамскими товарами, а также галантереей в Москве. Купив усадьбу не в самом хорошем состоянии, они восстановили её, а флигеля и хозяйственные постройки приспособили под летние дачи.
Конечно, для привлекательности арендаторов требовалась хорошая транспортная доступность. В 1866 году недалеко прошла новая линия железной дороги. По всей видимости, по прошествии четырёх лет здесь и правда открыли полустанок. По крайней мере, на карте окрестностей Москвы 1878 года его уже указывали. Название присвоили по сельцу рядом. В целом, затея купцам удалась: Люблино и правда быстро стало популярной дачной местностью. Известно, что ещё даже до открытия станции, в 1866-м, здесь отдыхал писатель Ф.М. Достоевский. Потом он отразил впечатления об этом времени в своей повести "Вечный муж".
Дачный характер местности сохранялась до начала 20 века. Потом железнодорожный узел стал расширяться. В 1904 году немного южнее заработала сортировочная станция. Конечно, это со временем сказывалось и на дачном укладе близлежащих посёлков. Уже в путеводителе 1930-х Люблино описывали, как "городок с тесно прижавшимися друг к другу домами". В целом местность характеризовали, как сухую и песчаную. А ближайший лес, по замечаниям авторов путеводителей, находился в 2,5 км, уже около усадьбы Кузьминки. То есть пространство становилось больше похожим на город. Поэтому дачники всё меньше желали здесь отдыхать.
Исчезающее название
Очень интересная история связана с названием станции. Вокруг него сложилась огромная путаница. Много где можно встретить, что платформа какой-то период времени носила имя "Люблино-Дачное". Однако на старых планах оно встречается буквально пару раз в далёкие друг от друга периоды. Например, на карте московских окрестностей 1909 года. Но более поздние издания снова указывали станцию, как Люблино.
Сохранялась эта тенденция и в советское время. На картах вплоть до 1960-х указывали, что станция называется Люблино. Тем не менее, план Москвы 1968 года почему-то даёт нам Люблино-Дачное. Более поздние карты снова "потеряли" вторую часть наименования. А в справочнике железнодорожных станций СССР за 1981 год, например, опять двойное название. Старые фотографии ситуацию никак не проясняют. Ни на одной из тех, что мне удалось найти, нет таблички "Люблино-дачное". Просто Люблино. Если у вас есть какие-то соображение по этому поводу, можете поделиться ими в комментариях.
Ну а пока ещё один исторический факт. В октябре 1932 года около станции Люблино произошло крушение пассажирского поезда. Он следовал в Москву из города Сочи. Жертвами стали три десятка человек, а пострадали больше полусотни. Причины случившегося описывались весьма туманно. Однако в итоге начальника станции приговорили к высшей мере наказания, а дежурный, сторож и сигналист получили разные сроки. В этом же поезде, кстати, должен был ехать поэт Александр Кочетков. Но, по его словам, в последний момент жена заставила сдать билет. Под впечатлением от этих событий Кочетков позже написал стихотворение "Баллада о прокуренном вагоне". Самой известной строчкой из него является "С любимыми не расставайтесь". Популярность оно получило после фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!".
Борьба за историю
В советское время станция Люблино была очень востребованной. Во-первых, тогда рядом и близко не имелось метро. Некоторые люди добирались так домой из центра в отдалённые районы Москвы. Во-вторых, платформу использовали, чтобы отправляться на дачи уже за пределами столицы. Раньше тут ходили сквозные электрички (много дальше, чем нынешние МЦД). То есть можно было доехать как в сторону Подольска, так и Волоколамска (Рижское направление), а также Голицына (Белорусское).
После распада СССР платформа сохраняла важное транспортное значение. Ну а в конце 2010-х его решили ещё повысить. Люблино должно было стать частью нового железнодорожного диаметра МЦД-2 (Нахабино - Подольск). Помимо реконструкции и модернизации станцию ждало переименование. В ноябре 2019 года стало известно, что платформа будет называться Кубанской. По небольшой улице, которая пролегает рядом. Она, кстати, своё наименование получила в 1964 году произвольно - по реке Кубань. Чтобы избежать путаницы с топонимами после включения территории в состав Москвы. А до этого была Вокзальной. Как раз потому, что здесь находилась станция Люблино.
Аргумент у сторонников переименования был такой: все новые платформы МЦД приводят в соответствие с названиями станций метро поблизости. Но "Люблино" салатовой линии находится далековато от остановочного пункта: на расстоянии около 2 км. Якобы люди путаться будут. Оказалось, что самих местных жителей никто не спрашивал. Естественно многие остались недовольны такими действиями столичных властей.
Летом 2020 года пришлось проводить голосование на портале "Активный гражданин". Однако вопрос там был поставлен некорректно: "Стоит ли вернуть старое название, несмотря на путаницу, так как уже существует одноимённая станция метро неподалёку". Естественно многих это смутило. За сохранение "Кубанской" проголосовали 49%. Потом сказали, что оказывается почему-то нужно было 50%. Поэтому в начале 2021 года пришлось проводить второй тур. Здесь уже вопрос задали корректно. В результате 68% москвичей оказались за то, чтобы вернуть изначальное название. 20 марта 2021 года на станции вновь появились таблички "Люблино". Это хоть и редкий, к сожалению, но пример того, как люди смогли отстоять историю места, где они живут.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!