Найти тему
О Москве нескучно

История ж/д станции, название которой москвичи смогли отстоять

Оглавление

Когда и зачем здесь появилась железнодорожная станция? Почему к 1930-м годам около неё практически перестали отдыхать дачники? Что за странная история с названием: на одних картах одно такое, а на других - иное? Как эта платформа связана с фильмом "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"? А также - почему в конце 2010-х годов станцию вдруг решили переименовать? И как местным жителям в итоге удалось отстоять её историческое название? Об этом и не только расскажу сегодня.

Платформа для престижа

Платформа* Люблино располагается на Курском направлении железной дороги и является частью МЦД-2. Также по рельсам проходит граница двух крупных районов юга-востока столицы: Люблино и Печатники. Есть версия, что полустанок возник здесь в 1870-м (в советской специальной литературе год почему-то не указывали). Инициаторами стали тогдашние владельцы усадьбы Люблино купцы Конон Голофтеев и Пётр Рахманин. У них был совместный бизнес по торговле модными дамскими товарами, а также галантереей в Москве. Купив усадьбу не в самом хорошем состоянии, они восстановили её, а флигеля и хозяйственные постройки приспособили под летние дачи.

*Остановочный пункт Люблино на карте Москвы. Яндекс.Карты. Я знаю, что технически правильно называть его именно так. Но для удобства (и чтобы избежать повторений) в статье буду использовать разные термины: станция, платформа и др.
*Остановочный пункт Люблино на карте Москвы. Яндекс.Карты. Я знаю, что технически правильно называть его именно так. Но для удобства (и чтобы избежать повторений) в статье буду использовать разные термины: станция, платформа и др.

Конечно, для привлекательности арендаторов требовалась хорошая транспортная доступность. В 1866 году недалеко прошла новая линия железной дороги. По всей видимости, по прошествии четырёх лет здесь и правда открыли полустанок. По крайней мере, на карте окрестностей Москвы 1878 года его уже указывали. Название присвоили по сельцу рядом. В целом, затея купцам удалась: Люблино и правда быстро стало популярной дачной местностью. Известно, что ещё даже до открытия станции, в 1866-м, здесь отдыхал писатель Ф.М. Достоевский. Потом он отразил впечатления об этом времени в своей повести "Вечный муж".

Дачный характер местности сохранялась до начала 20 века. Потом железнодорожный узел стал расширяться. В 1904 году немного южнее заработала сортировочная станция. Конечно, это со временем сказывалось и на дачном укладе близлежащих посёлков. Уже в путеводителе 1930-х Люблино описывали, как "городок с тесно прижавшимися друг к другу домами". В целом местность характеризовали, как сухую и песчаную. А ближайший лес, по замечаниям авторов путеводителей, находился в 2,5 км, уже около усадьбы Кузьминки. То есть пространство становилось больше похожим на город. Поэтому дачники всё меньше желали здесь отдыхать.

Исчезающее название

Очень интересная история связана с названием станции. Вокруг него сложилась огромная путаница. Много где можно встретить, что платформа какой-то период времени носила имя "Люблино-Дачное". Однако на старых планах оно встречается буквально пару раз в далёкие друг от друга периоды. Например, на карте московских окрестностей 1909 года. Но более поздние издания снова указывали станцию, как Люблино.

Сохранялась эта тенденция и в советское время. На картах вплоть до 1960-х указывали, что станция называется Люблино. Тем не менее, план Москвы 1968 года почему-то даёт нам Люблино-Дачное. Более поздние карты снова "потеряли" вторую часть наименования. А в справочнике железнодорожных станций СССР за 1981 год, например, опять двойное название. Старые фотографии ситуацию никак не проясняют. Ни на одной из тех, что мне удалось найти, нет таблички "Люблино-дачное". Просто Люблино. Если у вас есть какие-то соображение по этому поводу, можете поделиться ими в комментариях.

Ну а пока ещё один исторический факт. В октябре 1932 года около станции Люблино произошло крушение пассажирского поезда. Он следовал в Москву из города Сочи. Жертвами стали три десятка человек, а пострадали больше полусотни. Причины случившегося описывались весьма туманно. Однако в итоге начальника станции приговорили к высшей мере наказания, а дежурный, сторож и сигналист получили разные сроки. В этом же поезде, кстати, должен был ехать поэт Александр Кочетков. Но, по его словам, в последний момент жена заставила сдать билет. Под впечатлением от этих событий Кочетков позже написал стихотворение "Баллада о прокуренном вагоне". Самой известной строчкой из него является "С любимыми не расставайтесь". Популярность оно получило после фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!".

Борьба за историю

В советское время станция Люблино была очень востребованной. Во-первых, тогда рядом и близко не имелось метро. Некоторые люди добирались так домой из центра в отдалённые районы Москвы. Во-вторых, платформу использовали, чтобы отправляться на дачи уже за пределами столицы. Раньше тут ходили сквозные электрички (много дальше, чем нынешние МЦД). То есть можно было доехать как в сторону Подольска, так и Волоколамска (Рижское направление), а также Голицына (Белорусское).

После распада СССР платформа сохраняла важное транспортное значение. Ну а в конце 2010-х его решили ещё повысить. Люблино должно было стать частью нового железнодорожного диаметра МЦД-2 (Нахабино - Подольск). Помимо реконструкции и модернизации станцию ждало переименование. В ноябре 2019 года стало известно, что платформа будет называться Кубанской. По небольшой улице, которая пролегает рядом. Она, кстати, своё наименование получила в 1964 году произвольно - по реке Кубань. Чтобы избежать путаницы с топонимами после включения территории в состав Москвы. А до этого была Вокзальной. Как раз потому, что здесь находилась станция Люблино.

Табличка с новым названием станции, 2019. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org
Табличка с новым названием станции, 2019. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org

Аргумент у сторонников переименования был такой: все новые платформы МЦД приводят в соответствие с названиями станций метро поблизости. Но "Люблино" салатовой линии находится далековато от остановочного пункта: на расстоянии около 2 км. Якобы люди путаться будут. Оказалось, что самих местных жителей никто не спрашивал. Естественно многие остались недовольны такими действиями столичных властей.

Платформы станции Люблино в 2022 году. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com
Платформы станции Люблино в 2022 году. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

Летом 2020 года пришлось проводить голосование на портале "Активный гражданин". Однако вопрос там был поставлен некорректно: "Стоит ли вернуть старое название, несмотря на путаницу, так как уже существует одноимённая станция метро неподалёку". Естественно многих это смутило. За сохранение "Кубанской" проголосовали 49%. Потом сказали, что оказывается почему-то нужно было 50%. Поэтому в начале 2021 года пришлось проводить второй тур. Здесь уже вопрос задали корректно. В результате 68% москвичей оказались за то, чтобы вернуть изначальное название. 20 марта 2021 года на станции вновь появились таблички "Люблино". Это хоть и редкий, к сожалению, но пример того, как люди смогли отстоять историю места, где они живут.

Табличка с историческим названием на станции, 2022. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com
Табличка с историческим названием на станции, 2022. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!