Найти в Дзене

Пара слов об ударных инструментах и звуке...

Оглавление

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте.

Добро пожаловать на Dzen-канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.

Напоминаем Вам, что ознакомиться с нашей аудиотехникой вы можете на сайте audio-tube.ru

Сегодня у нас сборная очередная, интересная статья, честно скомунизженная с просторов интернета для ознакомления нашей дорогой публики.

Источники (авторы): журнал Аудио Магазин № 1 (113) 2014г. Статья Е. Новинской "Гром литавр и барабанов".

Отдельно отмечаем, что мнение Demograf Audio может не совпадать с мнением автора статьи.

Итак, поехали!

Гром литавр и барабанов

Ритмы, созвучные самой природе человека: стуку сердца, темпу ходьбы... Музыка ударных инструментов самая древняя.

А сами они самое многочисленное и многообразное семейство музыкальных инструментов. Среди них выделяется группа перепончатых ударных, где звучащим телом является натянутая перепонка или мембрана.

К ним относятся литавры, барабаны, бубен и др.

Их древние аналоги существовали практически у всех народов, а потому имя их изобретателя назвать невозможно.

B сущности, ударным инструментом может называться любое приспособление, производящее размеренные шумы.

Вначале это были камни или палочки, дощечки, используемые в повседневных бытовых делах (для дробления орехов, помола зерна и т. п.); такими же звуками древние сопровождали ритуальные танцы и обряды.

Но однажды первобытный человек обратил внимание на свойства хорошо высушенной кожи (козы, осла, антилопы, теленка или оленя), натянутой на срезе выдолбленной колоды.

Так появился первый барабан. Когда обрубок ствола показался чересчур неудобным, его заменили деревянным кузовом, глиняным горшком или выкованным из бронзы или меди котлом.

Этот путь развития занял не одно тысячелетие, но сам принцип лежит в основе всех без исключения ударных инструментов с перепонкой.

Китайцы, евреи, египтяне, ассиро-вавилоняне, персы, индусы и индейцы, славяне и кельты, варварские племена и азиатские кочевники все пользовались барабанами различных форм и размеров.

-2

Среди говорящих барабанов

У многих народов барабаны бытуют по сей день: тафон и тхон в Таиланде; табла и дамару в Индии; кахон в Перу; джембе, бонги, конги, ибу, бата в Африке и на Кубе; думбек, томбак, нагару, тар на арабском Востоке и т. д.

Все они фигурируют в современной музыкальной культуре под общим названием «этнические барабаны» и служат для увеселения, песен и танцев, только в самых далеких от цивилизации племенах сохраняя жизненно важное значение.

В ритуалах древности прежде всего барабанам отводилась роль посредников в общении с предками, богами и духами.

Используя сложную систему ритмических фраз, барабан мог имитировать человеческую речь и своим громким голосом доносил до небожителей чаяния и мольбы людей.

Малийский барабан джембе считался исцеляющим его название на языке бамбара означает примерно следующее: «все собираются вместе в мире и согласии».

Не менее важна роль так называемых говорящих барабанов самых больших и громогласных, предназначенных для передачи сообщений на большие расстояния.

С их помощью поддерживалась связь между соседними деревнями, разносились вести о пожарах, вражеских набегах и других важных событиях.

Наряду с трубами барабаны занимали лидирующие позиции в армиях, поднимая боевой дух солдат и командования, придавая торжественность церемониям.

Без них была немыслима и жизнь городов и дворцов, где они играли роль верных спутников глашатаев, сохраняя свою древнюю «говорящую функцию.

Прекрасной иллюстрацией служат строки из «Гамлета»

Шекспира: «Пусть гром литавр разносит трубам, трубы небу, небеса земле тост короля за канонирам, орудья Гамлета...>>

Упоминается «гром литавр» и в средневековой поэме « «Шахнаме» Фирдоуси, и в древнеиндийском эпосе «Рамаяна», и во многих других литературных произведениях.

При этом во все времена и у всех народов можно выделить четыре типа барабанов: 1) рамочные (или бубны), 2) в форме кубка или песочных часов, 3) цилиндрические и 4) котлообразные (или литавры).

-3

Иноземцы в Европе

Бубен представляет собой обруч (обечайку), на который, с одной стороны, натянута кожа.

Таков, например, бубен шаманов.

Иногда внутри обруча натягиваются бечевки с нанизанными на них маленькими бубенчиками, колечками или же в его корпусе делают специальные прорези и укрепляют в них металлические пластинки.

Все это от малейшего прикосновения к инструменту позвякивает, создавая своеобразное звучание. Бубны используют для ритмического сопровождения пляски, песни.

На Востоке, где искусство игры на бубне достигло уровня виртуозного мастерства, распространена сольная игра на этом инструменте.

О том, каким образом именно бубен стал одним из наиболее распространенных инструментов в Европе, история умалчивает.

К примеру, ирландцы выдвигают несколько теорий относительно своего традиционного рамочного барабана бойрана.

По одной из них, инструмент происходит из Африки и попал в Ирландию через Испанию; по другой, возник в Средней Азии и был привезен в Ирландию кельтскими мигрантами; также утверждается, что он развился в самой Ирландии из сельскохозяйственного инструмента или же, его придумали хитрые жители графства Керри, чтобы поднять цены на козлиную кожу.

И каждая из этих версий имеет обоснование.

У представителей обширного семейства кубкообразных барабанов судьба сложилась иначе.

Их изображения встречаются на месопотамских барельефах и египетских фресках, и появились они в средневековой Европе благодаря интенсивным культурным контактам с арабским миром.

Но, несмотря на богатые перспективы, кубкообразные барабаны не прижились на европейских землях, возможно потому, что многие ударные инструменты восточного происхождения оказались в какой-то момент под запретом церкви.

Считается, что именно по этой причине отставание Европы по части ударных инструментов и ритмической культуры стало преодолеваться только в ХІХ веке.

-4

В поход собираясь...

Если взять деревянный или металлический цилиндр и затянуть оба его отверстия телячьей кожей, закрепив ее посредством двух деревянных обручей, то получится прототип классического барабана.

Оба обруча соединяются между собой шнуром, натянутым в виде зигзага. Натягивая шнур при помощи петель, можно сделать тон барабана более светлым.

По одной стороне барабана ударяют палочками, на другой стороне туго натянута жильная струна.

Вибрация одной стороны передается другой, причем от постоянного трения последней о жильную струну звук делается трескучим; без струны же звук получается короткий и глухой.

Различают большой и малый барабаны.

Прототип малого (военного) был заимствован у завоевавших Испанию арабов и стал поначалу народным инструментом, а с ХІѴ века сделался музыкальным символом пехотных частей.

Большой барабан («турецкий») принесен в Европу армией Османской империи в XVIII столетии.

На нем играли массивной колотушкой с мягким наконечником; звучание его было сильное, глухое и низкое.

Кроме колотушки, иногда используют палочки, метелочки и др.

Главное назначение большого барабана одиночные удары, от тишайших до громоподобных.

Европейскими композиторами большой барабан сначала использовался в военном оркестре, а с ХѴІІІ века в оперном, зачастую для имитации «янычарской музыки», например в «Похищении из сераля» Моцарта.

Кстати, Моцарт для финала своей фортепианной сонаты ля мажор написал «Рондо в турецком стиле» (другое его распространенное название «Турецкий марш»).

Нарочито резкие аккорды в левой руке, исполняемые особым образом, имитируют звучание большого барабана.

Что касается малого барабана, то в оперный и симфонический оркестры он попал в XIX веке для придания большей убедительности военным сценам.

Его дробь очень хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу.

Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии целых три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия, а в Одиннадцатой симфонии дробь малого барабана изображает картину расстрела демонстрации 9 января 1905 года.

Малый барабан также может похвастать большим, а главное, гениальным соло в «Болеро» Равеля.

Здесь он непрерывно звучит на протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского танца.

При исполнении этого сочинения ударник, как солист, занимает место на авансцене рядом с дирижером.

-5

Так судьба стучится в дверь…

Для котлообразных барабанов литавр соло не написаны.

Зато литавры стали первым ударным инструментом, вошедшим в «классический оркестр».

Это случилось еще во второй половине XVII века.

В старину их называли тимпанами.

Слово происходит от латинского tympanum, которое корнями через греческий уходит в древнееврейский, где означает «бить», «ударять», «выбивать».

Но наиболее последовательно объяснить его значение и смысл можно, обратившись к анатомии, где тимпаном, или барабанной перепонкой, называется тонкая, прозрачная «плева», натянутая в качестве перегородки, писал отделяющей слуховой проход от барабанной полости или среднего уха.

«Древний тимпано, Иоганн-Эрнст Альтенбург (17361801), прославленный трубач и ученый своего времени, состоял из кузова или деревянного либо металлического обруча с натянутой поверх него кожей, по которой ударяли маленьким палочками».

Но ведь не было такого народа, в обиходе которого не использовался бы инструмент, состоящий из деревянного или металлического обруча либо из чаши в виде полубочонка или полого валька с натянутой поверх среза кожей, как «не было такого празднества или пляски, которые бы не сопровождались звуками труб и тимпанов».

Поэтому остается загадкой, какой из тимпанов является прямым предшественником литавр.

Зато известно, что в 1457 году, когда король Венгрии и Чехии Ладислав Постум отправил во Францию послов просить руки дочери французского короля, их для большей пышности сопровождали многочисленные литавристы.

Очевидец события пишет, что «здесь никогда прежде не видели барабанов, похожих на большие котлы, которые везли бы на лошадях».

Из этих слов можно заключить, что до середины XV столетия большие литавры не были известны народам Западной Европы, а если и были, то считались принадлежностью только именитой аристократии.

В войсках того времени литавры были неразлучными спутниками труб.

В соответствии с этим литавристов включали в ту же самую «благородную гильдию» и облекали теми же правами, что и трубачей.

Доступ же к европейской академической музыке был им сначала закрыт. Постепенно ударные нашли применение в театральной музыке в рамках оперных и балетных оркестров и только потом попали в оркестры симфонические.

Произошло это в конце XVII века, в бытность композитора Ж.-Б. Люлли при французском дворе.

-6

Рокот грозовой тучи

С точки зрения устройства литавры состоят из металлического полушария (котла) и металлического обруча с кожаной мембраной, которая растягивается с помощью винтов.

Чем больше она натянута, тем выше звук, и наоборот.

По коже ударяют палочками с наконечником из дерева, буйволовой кожи, пробки, губки или войлока.

Главное отличие литавр от других разновидностей ударных в том, что они производят звуки определенной высоты.

В оркестре применяются, как правило, две литавры большая и малая.

Каждая литавра, настроенная в известном тоне, может издавать при ударе только один звук.

По двум литаврам ударяют чаще всего попеременно, гораздо реже одновременно.

В оркестре пара литавр обычно настраивалась на звуки тоники и доминанты основной тональности произведения; они применялись для усиления басовой партии, а также для исполнения тремоло (переменные удары на большой скорости) и других ударных эффектов с разными оттенками.

Чем звук ниже, тем он полновеснее и продолжительнее, чем выше, тем короче и легче.

-7

Едва ли найдется кульминация в классической симфонии, где композитор обошелся бы без литавр.

Своим грозным нарастающим тремоло они могут перекрыть звучание целого оркестра.

Музыкальные кульминации с литаврами создают впечатление разбушевавшихся сил стихии.

Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты в оратории «Времена года».

В Шестой симфонии («Пасторальной») Бетховена литавры вступают лишь в четвертой части, и часть эта носит название «Гроза, буря».

Действительно, без литавр невозможны музыкальные грозы.

Все когда-либо написанные музыкальные произведения, живописующие непогоду, включают раскаты грома литавр.

Какой еще из инструментов может пророкотать, как грозовая туча?!

Некоторые сочинения даже получили свои названия благодаря яркому звучанию литавр.

Одна из симфоний Гайдна (No 94) называется «Симфония с ударом литавр» («Сюрприз»).

Другая (No 103) «Симфония с тремоло литавр». Еще у Гайдна есть «Messa in Tempore Belli> («Месса с литаврами времен войны»).

Она была написана в 1796 году, когда Наполеон, продвигаясь к австрийской границе, вторгся на север Италии.

Литавры, барабаны и трубы должны были вызывать ассоциации с войной.

А уже в ХХ веке Шостакович в Девятой симфонии заставляет литавры имитировать орудийную канонаду.

Но литавры могут звучать и очень тихо, и это тоже необычайно захватывает слушателя.

Заяц на барабане

Как, вероятно, на каждом инструменте, на литаврах можно играть необычными способами.

Например, на так называемых закрытых литаврах с сурдиной.

Сурдина представляет собой кусок мягкой ткани, чаще всего фланели.

По необходимости ее набрасывают на кожу литавры ближе к обручу или к середине.

В первом случае звук литавры заглушается меньше, во втором больше.

По самой ткани никогда не играют.

Искусственное заглушение звучания литавры производит чарующее впечатление.

Этот прием особенно широко использовал Бородин в Половецких плясках в опере «Князь Игорь».

-8

В современном оркестре литавры применяются в наборе из двух, трех, четырех и более котлов различной величины.

Диаметр их может составлять от 550 до 700 мм.

Для мембран вместо дорогостоящей пергаментной кожи стали брать полимерную пленку, более прочную и имеющую лучшие музыкально-акустические свойства.

Различают также литавры винтовые, механические и педальные.

Наиболее распространены педальные, так как одним нажатием на педаль можно, не прерывая игры, перестроить инструмент на нужную тональность.

Почему-то считается, что «и зайца можно научить играть на барабане».

Между тем от музыканта-ударника требуется огромное количество специальных навыков и умений, среди которых великолепное чувство ритма, концентрация внимания, физическая сила, способность выполнять разные действия всеми четырьмя конечностями.

Если на сцене профессионалы такие, например, как Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, то музыка для ударных может удерживать внимание зрителей в течение целого вечера.

Поэтому скорей права пословица, утверждающая, что «зайца на барабан не выманишь».

-9