Сталкиваясь в последнее время с околодизайнерской средой, я нередко слышу, что ещё не все придумано. Весь вопрос в навыках дизайнера. Несомненно, что-то максимально не утилитарное в стиле группы Мемфис можно делать бесконечно. А если разрабатывать практичные «обычные» вещи, которыми мы и пользуемся в быту?
Мир бытовых предметов в действительности оказывается до банальности однообразным. Чем больше насмотренность, тем это очевиднее.
Была у крестьян на Русском Севере крынка. Это высокая миска, в разрезе широкая трапеция. Интернет в секунду нашел такую же древнеегипетскую миску в каирском музее. Эту же форму сегодня делает один современный японский керамист. Три совершенно разных культуры, разных эпох. Форма одна.
Один отечественный производитель хрусталя на недавней выставке дизайна демонстрировал новую вазу. Представитель этой фабрики подавал сей предмет как нетривиальную новинку. Проблема в том, что формы этой вазы если не повторяют, то напоминают вазу Савой Алвара Аалто. И до сих пор не могу отделаться от ощущения, что схожую вазу этой же фабрики, но 80-х годов видел в альбомах.
Если же взять каталоги с Милана не за один 2024 год, а ретроспективно с 1961 года, там будет без постоянных повторов одних и тех решений?
Вот чем действительно легко попытаться дистанцировать предмет от истории - декор поверхности или смена материала. Много было переносов орнаментов вышивок на керамику. А можно взять барочные формы фарфора, зачем-то вырезать их из дерева. На крайний случай просто отрезаешь по-панковски у старой формы кусок или перекрашиваешь ее в современный кислотный цвет. Правда, остается дождаться, когда кто-то вырвется за границы спектра и предложит революционно новый цвет или так перекомпонует орнамент, что искусствовед не начнет вопить о копировании стиля Железного века.
По итогу, это ничего кардинально не меняет. Это все способы войти в ту же воду на разных конечностях. Сбежать за пределы троицы: пирамиды, сферы и куба - не удается.
Человечество существует долгое время, чтобы нашелся человек, придумавший делать цилиндры из стекла с рифлением.
Возможно, надо просто отказаться от фраз про создание нового. Дизайнерская работа сводится к подбору и конструированию наиболее оптимального под потребности заказчика решения.
#лр_никитасмыслит
@inshakovnik