Постепенно советские стереотипы о последнем русском императоре Николае II уходят в небытие, и о нем выплывает все больше позитивной информации. К примеру, такой, что он был прекрасно образованным человеком. А еще он имел массу увлечений: путешествия, для чего у него постоянно «под рукой» была яхта «Штандарт», игру в теннис, чтение литературы и то, о чем знали очень немногие – коллекционирование.
Царский автопарк насчитывал 23 автомобиля самых современных на тот момент моделей. Император собирал произведения живописи, и самое интересное – старинные и чем-то знаменитые музыкальные инструменты. В его коллекции хранилось более 3000 экземпляров, созданных известными мастерами XVI – XX столетий. Среди них – скрипка композитора Глинки, флейты Александра I, виолончель работы мастера Жако, рояль, на котором играл сам Рахманинов. По слухам, в коллекции была и скрипка великого итальянца Антонио Страдивари, для которой в одной из колонн Зимнего дворца был сделан тайник.
С этим поистине уникальным инструментом произошла интересная история, показывающая, с каким трепетом император относился к талантливым исполнителям. В 1908 году в Санкт-Петербурге гастролировал скрипач-виртуоз Павел Коханьский, уроженец Королевства Польского. То, что на концертах музыкант творил со скрипкой, было сравнимо с чудом.
Неудивительно, что мастерству поляка-виртуоза рукоплескала публика европейских столиц. То же самое происходило и в России. Все его концерты в Санкт-Петербурге проходили с неизменным аншлагом. Дополнительную рекламу создавали и газетчики, сравнивая поляка с великим Николо Паганини. Собственно, они были недалеки от истины – Коханьский, действительно, был великим мастером.
И вот в один из дней после окончания очередного концерта, в грим-уборную музыканта вошла пара рослых жандармов. Их неожиданное появление привело всех в замешательство, а стражи порядка, воспользовавшись этим, бесцеремонно вытолкали из комнаты толпившихся там журналистов. Когда же помещение очистилось от публики, в него вошел представительный генерал в парадной форме.
Без излишних извинений и объяснений тот приказным тоном потребовал, чтобы Коханьский шел с ним, не забыв прихватить свою скрипку. После этого необычная группа покинула театр, вышла на улицу и погрузилась в поджидавшую их коляску. После этого они будто растворились в вечерних сумерках, оставив всех в неведении.
Для самого же музыканта разъяснение произошло довольно быстро. Экипаж подкатил к парадному подъезду Зимнего дворца – резиденции российского императора. Площадка у подъезда была ярко освещена, как и лестницы, дворцовые залы. В сопровождении генерала Коханьский проследовал к царской гостиной, в которой музыканта уже дожидалось все императорское семейство, удобно расположившись, кто в креслах, кто на диванах.
Пока Коханьский приходил в себя, объяснение ситуации взял на себя император. Спокойно обратившись к музыканту, он похвалил того за мастерство и попросил дать для царской семьи небольшой концерт. Борясь с волнением, музыкант взял первые ноты, зазвучала чарующая музыка. После окончания концерта все императорское семейство было в восторге, а у Александры Федоровны даже слезы на глазах выступили. Аплодируя, все члены царской семьи встали , что очень растрогало Коханьского. Теперь уже он рассыпался в благодарностях, однако Николай Александрович остановил его и поинтересовался инструментом музыканта, уточнившись, руке какого мастера он принадлежит. Выяснилось, что это, хоть и хороший, но относительно недорогой экземпляр, да и автор его неизвестен.
В этот момент, генерал, привезший музыканта во дворец, вошел в помещение гостиной со скрипичным футляром в руках. Император взял его, раскрыл, и виртуоз увидел сияющую лаком скрипку. Настоящим потрясением для музыканта стало известие авторства скрипки. Это был подлинный инструмент работы легендарного Антонио Страдивари. Столь дорогое вознаграждение за труды было для Коханьского непозволительно большим, и он отказался от подарка.
Однако император объяснил, что скрипка – не подарок, а дается музыканту во временное пользование исключительно для того, чтобы тот мог достойно представлять на мировых сценах российскую скрипичную школу. Бережно прижав к груди сокровище, виртуоз покинул Зимний дворец. С того времени, на каких бы сценах мира не выступал маэстро, в его руках была именно скрипка Страдивари.
Наступил 1917 год. Российская империя рухнула, а сам император Николай отрекся от власти. Пока в стране была неустойчивая ситуация, Коханьский покинул Россию, прихватив с собой и скрипку. Он посчитал, что раз император отрекся от власти, то договор о передаче скрипки Страдивари утратил свою силу. В принципе, понять этого человека можно – в стране творятся безобразия, реальной власти нет, а сам император превратился в простого гражданина Романова с неясной судьбой. Кому отдавать скрипку и зачем, если с ней можно продолжать концертную деятельность? И музыкант с бесценным инструментом в руках преспокойно убыл в Польшу, которая при помощи польских штыков обрела долгожданную независимость. Однако краденное, как оказывается, не приносит счастья. Так случилось и с Коханьским.
Выступления скрипача в Польше не задались, Европе тоже было не до посещения концертов какого-то заезжего музыканта. В итоге имя Коханьского стали постепенно забывать. Прежнего богатства уже не было, а тут еще подоспела тяжелая болезнь. В итоге, чтобы хоть как-то прожить и подлечиться, Коханьскому пришлось распрощаться с бесценной скрипкой, продав ее в буквальном смысле за гроши.
Именитые скрипки, как правило, обладают собственными именами. Вот и творение Страдивари, которое было собственностью русской царской семьи, не единожды меняло во Франции своих хозяев. В этой стране знаменитый струнный инструмент и был назван «Коханьский» – по фамилии виртуоза, который получил его из рук самого Николая II, впечатленного замечательной игрой мастера смычка.
Это имя стало фигурировать во всех каталогах. Правда, неясным остается, почему ни выжившие члены семейства Романовых, переехавшие за рубеж, ни советское правительство не поднимали вопрос о том, кому же по праву принадлежит легендарная скрипка.
В последней четверти ХХ столетия ее владельцем стал маэстро Пьер Амойал. Французский виртуоз даже заказал для «Коханьского» новый, очень прочный футляр. Ведь скрипка осталась целой в течение веков, пройдя множество нелегких испытаний: горнило Первой мировой войны, огненные бури революций, немецкую оккупацию во Франции. Так что ее нужно было оберегать от непростительной глупости случайной поломки. Впрочем, скрипача не покидало чувство, что он рано или поздно лишится ценной вещи. Предчувствие его не обмануло
И вот роковой день настал. Случилось это в 1987 году. Пьер в то время находился в итальянском городке Салуццо, где вполне успешно прошло его выступление. Проснувшись в отличном настроении в отеле «Монарх», он позавтракал и уже собрался уезжать на своем роскошном «Порше», как его попросили подойти к телефону. Амойал к тому времени успел бережно уложить бесценную скрипку в салон автомобиля.
Пьер, взбежав по ступенькам, подошел к телефону, стоявшему на стойке портье, и взял трубку. Однако услышал в ней только короткие гудки. Он оглянулся и ужаснулся, его «Порше», с незнакомым человеком за рулем, с визгом рванул с места. Немедленно была вызвана полиция, перекрыты все дороги из города и даже поднят в небо вертолет. Наглая кража стала достоянием СМИ, которые сразу же раструбили о ней. Итальянская полиция, казалось, делала все возможное, чтобы найти драгоценный инструмент, однако безрезультатно. Казалось, что скрипка канула в Лету.
Карло Розетти, бывший в то время комиссаром местной криминальной полиции, как мог, убеждал маэстро, что кражу совершил мелкий жулик, который даже не подозревал, угоняя дорогой автомобиль, о наличии в нем бесценной скрипки. Через какое-то время секретный осведомитель доложил комиссару о нахождении угнанного «Порше». Отправившиеся по указанному адресу карабинеры действительно увидели разыскиваемый ими автомобиль. Однако машина, спрятанная в каких-то трущобах, оказалась пуста: «Коханьский» бесследно исчез.
Поиски продолжились, и полицейские агенты узнали, что автомобиль скрипача был угнан от отеля «Монарх» неким Марио Гутти – молодым человеком, связанным с криминальными кругами. В досье полиции он фигурировал в качестве наркомана, поэтому было принято решение использовать имеющийся предлог и задержать его. Однако полиция опоздала: мертвый Гутти был найден в своем убогом жилище. Инструмента там не было.
Маэстро находился в безутешном состоянии. Ему помог его товарищ по сцене Сальваторе Аккардо, одолжив на 12 месяцев собственную скрипку Страдивари под названием «Огненная птица», с которой Амойал мог давать концерты.
В скором времени дело о похищении легендарного инструмента передали в Интерпол и поручили его расследовать Марку Гуэ. Тот с энтузиазмом стал выяснять место нахождения уникальной скрипки, подняв на ноги практически всю итальянскую полицию. Однако и в этом случае оставалось лишь желать лучшего.
Продажа инструмента на открытом аукционе, как и выступления с ним в любых местах были исключены. Ведь все скрипки работы Страдивари, дошедшие до современного времени, строго учтены в каталогах, где имелись их многочисленные фото с разных ракурсов и доскональные описания. Покупка инструмента каким-нибудь миллионером также маловероятна. Ведь это ни живописное полотно, ни скульптура, которым можно любоваться на своей роскошной вилле или хвастаться перед гостями. Скрипка предназначена для постоянного звучания.
Прошло три года. Однажды поздно вечером в доме Амойала прозвучал телефонный звонок. Низким голосом незнакомый мужчина сказал, что Страдивари у него, и он готов продать «деревяшку» за три миллиона долларов при категорическом условии несообщения о сделке полиции.
В течение нескольких дней маэстро думал, что же предпринять. Три миллиона долларов – неподъемная для него сумма. Оставалось только обращаться в полицию.
Спецслужбами сразу же была проявлена чрезвычайная активность. Дом в Лозанне, где жил скрипач, взят под особый наружный контроль. Поблизости стоял большой фургон с электронщиками, которые все тщательно прослушивали. Честно говоря, опытному сыщику Марку Гуэ, знакомому с криминальными делами не понаслышке, мало верилось в успех. И действительно, преступники больше никак не проявляли себя. В тот момент казалось, что уникальный инструмент с любопытной исторической судьбой пропал безвозвратно и отыскать его не удасться.
Минуло больше 13 лет с момента угона наркоманом Гутти дорогого авто в маленьком итальянском городке Салуццо, в котором находилась уникальная скрипка. Стало историей бурное, насыщенное событиями, потрясшими мир, ХХ столетие. Постаревший инспектор Гуэ стал комиссаром и вышел на пенсию. Однако неугомонного пенсионера не покинуло страстное желание отыскать «Коханьского». Он с упорством продолжал поиски сам, а то и привлекая к нему своих бывших сослуживцев. Часто старого сыщика посещала мысль о том, что следы бесценного инструмента нужно искать в России. Не исключено, что он может находиться именно там. В то время «красная мафия» в виде отлично организованных вооруженных банд, так называемых, «балалаечников» орудовала на Европейском континенте. Они-то и могли стать хозяевами легендарной скрипки, впоследствии перепродав ее состоятельному россиянину, который занимался коллекционированием музыкальных инструментов.
Возможно, история «Коханьского» так и завершилась бы ничем, если бы не жгучее желание Амойала возвратить подлинное сокровище, которым в свое время владел император Николай II. Маэстро за огромные деньги нанял четырех детективов, которые обнаружили, что уникальный инструмент находится у итальянских наркобаронов, не представлявших его истинную ценность. В конце концов, скрипка возвратилась к законному хозяину, а детективная история, связанная с ней, стала основой книги Амойала «Из любви к Страдивари», увидевшей свет в 2005 году. Такова интересная судьба одной из легендарных скрипок великого мастера, достойная того, чтобы о ней узнало, как можно больше любителей искусства.