1 сентября школа готова к каждому ребенку, но как узнать, готов ли ребенок школе? Речь не только про тетрадки, ручки, карандаши и сменку, но и про кругозор, психологический настрой и бытовые умения. Собрать ребенка в школу — целая задача. Подсказываем, что важно учесть, когда ваш ребенок идет первый раз в первый класс.
Предметы для школы
Канцелярия
Многие родители сейчас заказывают канцелярию для школы на маркетплейсах, что значительно упрощает задачу, экономит время и позволяет выбрать дизайн, какой душе угоден.
Выбирайте вещи вместе с ребенком, чтобы он выражал свои предпочтения — это же ему потом взаимодействовать с покупками каждый день. В свою очередь объясняйте разницу в удобстве разных предметов, делитесь опытом, а потом просите ребенка провести анализ предметов, выбрать и аргументировать свой выбор.
Подбор вещей — не нудный процесс, а совместное времяпрепровождение, которое может быть не только веселым, но и полезным. Подача и направление зависят, конечно, от вас.
Рюкзак
Удобный, с дышащей спинкой, подходящий по размеру ребенку и его высоким книжкам, непромокаемый, с ручкой для крючка, с карманами для разных нужд и, наконец, с дизайном, который нравится ребенку.
Форма
Дети быстро растут, но это не означает, что одежду надо покупать на пять размеров больше. Пусть форма хорошо и немного свободно сидит на ребенке. При выборе одежды помните про:
- Запросы учебного заведения к форме.
- Пожелания ребенка.
- Бюджет.
- Удобство одежды. Дети физически очень активны, поэтому прямо в магазине проверьте мобильность своего ребенка в выбранной одежде: присесть, поднять руки, побегать.
- Комфорт. Ткань не колется. Ребенку не будет холодно в ней, не будет жарко.
Все предметы для школы — это не просто вещи, которые нужны. Это дополнительные мотивационные якоря, которые приносят радость от учебы, потому что ребенку нравится ими пользоваться. Чем выше мотивация учиться, тем качественнее процесс и результат. Даже за счет предметов и одежды.
Психологический настрой
Социализация
Полный класс новых людей, новые взрослые в окружении, которым надо довериться, новые задачи и новая обстановка — стресс для каждого человека и особенно для ребенка. Детская психика находится в процессе становления, поэтому большой поток информации может выбить ребенка из колеи.
Определить социальную готовность ребенка к саду можно по следующим факторам:
- Понимание условий существования коллектива и умение гармонично стать его частью.
- Умение осознать возможность исполнение своих желаний с желаниями коллектива.
- Навык разговоров со взрослыми: не бояться спросить, не бояться ответить.
- Возможность оценивать и анализировать себя и свои поступки со стороны.
Обычно этим навыкам дети учатся в детском саду и закрепляют знаниями при общении с родителями и со сверстниками на прогулках. При поступлении в первый класс некоторых знаний может не хватать. Несколько советов для родителей:
- Попросите ребенка рассказать о чем-то. Пусть он постарается выстроить качественный нарратив, а потом поделитесь, что вы усвоили. Проанализируйте историю и ее направление вместе с ребенком.
- Расскажите про возможности самому заговорить с одноклассниками: предложить поделиться печеньем, помочь надеть рюкзак, передать ручку и так далее.
- Научите выходить из конфликтных ситуаций: моделируйте их сами или пользуйтесь примерами в художественной литературе.
- Хвалите ребенка за старания и достижения, отмечайте вслух его результаты: как было и как стало.
- Поддерживайте и направляйте. Ребенок будет сталкиваться с трудностями, которые вам нужно будет помочь ему преодолеть.
Мотивация
Ребенка сложно заставить пойти в школу, если он не хочет, как и любого человека что-то делать против его желаний. Здесь нужна мотивация. Кроме искреннего желания существуют другие варианты мотивов:
- Жажда знаний.
- Оценка и одобрение взрослых.
- Статус взрослого человека по сравнению с малышами в детском саду.
- Потому что родители так сказали.
- Желание играть и общаться с другими детьми в течение долгого времени и другие мотивы.
Наличие мотивов в разном сочетании у каждого ребенка индивидуально. Тут нет формулы — разговаривайте со своим ребенком, чтобы выяснить преобладающие и поддерживайте в нем развитие мотивации следующими способами:
- Распаляйте импульс ребенка к новому. Рассказывайте о своем позитивном и негативном опыте, отвечайте на вопросы. Не ждите лучшего варианта занятий, действуйте сразу.
- Помогите ребенку с расписанием дня и следите за его соблюдением. Очень дисциплинирует и приучает к самостоятельности.
- Расскажите, что знаете о школьной жизни, ее правилах и атрибутах.
Эмоции
Вы прекрасно знаете, как выглядит вселенная на детской площадке, если хотя бы 30 минут следили за ее жизнью. Ребенок должен быть эмоционально подготовлен к школе.
Научите его самоконтролю, но аккуратному. Пусть он пробует со стороны осознать проблему и свои эмоции, говорит, что чувствует, что его беспокоит, наблюдает за окружающими и как они проявляют чувства. Играйте в игры с определением эмоций на лицах и разбирайте вместе с ребенком ответы. Донесите до него, что проговаривание своих переживаний — здоровое выражение эмоций в социуме.
Кругозор
Качественнее учится тот класс, в котором дети с первого дня находятся примерно на одном уровне развития. Развивайте интеллект ребенка, его память, мышление и воображение с помощью игр, книг, бытовых задач, через истории, загадки и задания.
Бытовые умения
В первом классе не будет няни, которая убирает разбросанные игрушки и предметы, поэтому ребенок должен уметь наводить порядок самостоятельно. Покажите ему, как надо собирать рюкзак, что обязательно нужно взять и почему, куда положить. Объясните ребенку, что он будет делать то же самое в школе после завершения занятий. Ребенок также должен уметь самостоятельно мыть руки, ходить в туалет, переодеваться и переобуваться.
Перечитайте все пункты материала при необходимости, убедитесь, что ваш ребенок готов к школе, и в свою очередь всегда поддерживайте его, действуйте аккуратно и из любви.