Наши ребята продолжают активно готовиться к школе.
Хоть до начала учебы есть еще 10 дней, работа в Центрах поддержки и Дистанционной службе уже кипит: дети регулярно посещают занятия с психологом и дефектологом.
Оба специалиста помогают ребятам адаптироваться к школе: многие мальчики и девочки не получили в детстве нужного внимания и заботы, а сейчас испытывают сложности с учебой.
Чтобы познакомить вас поближе с работой наших специалистов, мы задали несколько вопросов Ирине Курдалиной, психологу и учителю-дефектологу Центра поддержки приемных семей фонда в Москве.
В новом интервью Ирина рассказала, в каких случаях ребенку помогает психолог, дефектолог, как прошлый опыт влияет на формат занятий и как работа со специалистами делает школьный опыт менее травматичным.
Приятного чтения!
Совсем скоро заниматься с психологом начнет Рома, подопечный акции «Дети вместо цветов». Мальчик не готов продолжить учебу: из-за сильного стресса после потери кровной мамы Рома сомневается в своих силах и боится идти на занятия.
С вашей поддержкой мы обеспечим Роме 9-месячный курс занятий с психологом. Поддержите, пожалуйста, наш сбор по ссылке.
В каких случаях психолог помогает приемным детям подготовиться к школе?
Опыт надежной привязанности со взрослым, ощущение, что мир вокруг безопасен, а ты сам важен и ценен помогают ребенку адаптироваться в новом социальном пространстве – школе.
Приемные дети, не имеющие этого фундамента, могут иметь сложности во взаимодействии со сверстниками, поведении и, как следствие, – испытывать серьезные трудности при адаптации в школе. В этом случае может потребоваться помощь психолога.
От чего зависит формат занятий? Когда нужна индивидуальная, групповая терапия?
Формат занятий будет зависеть от типа необходимой помощи. Если в жизни ребенка был опыт жестокого обращения, потерь или иной травмирующий опыт, влияющий на представления о себе и мире, то предстоит индивидуальная работа.
Если цель – начать понемногу развивать навыки саморегуляции своего эмоционального состояния, взаимодействия со сверстниками, в безоценочной обстановке формировать навык взаимодействия с малознакомым взрослым, подойдут групповые занятия.
Как работа с психологом делает школьную жизнь ребенка менее травматичной?
Работа с психологом может помочь ребенку стать более устойчивым: проработать страхи, научиться справляться с тревогой рациональными способами и взаимодействовать с другими людьми.
Чем устойчивее будет ребенок, чем лучше будет навык саморегуляции, тем легче ему будет адаптироваться к новым обстоятельствам.
В каких случаях дефектолог помогает приемным детям подготовиться к школе?
Ребенок готов к школе, если у него есть необходимые по возрасту сведения о мире, о людях, сформированные функции восприятия (зрение, слух, ощущения тела) и координация движений. Развита речь, объем памяти, навыки саморегуляции и способность выдерживать нагрузку, усидчивость.
В случае, если сложные обстоятельства жизни детей или особенности здоровья мешают своевременному развитию этих функций, происходят задержки психического и речевого развития, или у ребенка есть врожденное нарушение интеллекта, то дополнительная помощь дефектолога будет необходима.
Почему приемные родители не могут позаниматься с детьми дома?
Дефектолог подбирает маршрут развития, учитывающий особенности ребенка и использует подходящие для этого методы. Родитель помогает ребенку делать домашние задания, направляет.
Но если мама становится учителем, она встает в позицию, предполагающую оценку, и для ребенка с опытом неуспешности это может быть дополнительным ударом по самооценке и важнейшим для него отношениям. Ведь так важно быть уверенным, что ты для мамы самый лучший.
Как работа с дефектологом делает школьную жизнь ребенка менее травматичной?
Подготовка к школе и, возможно, помощь в начальной школе, учитывающая особенности ребенка, а не только требования программы, может помочь ребенку преодолеть задержку развития и догнать сверстников.
В случае интеллектуальных нарушений помощь специалиста и индивидуальный подход позволят ребенку чувствовать себя более уверенно во время освоения программы. Перед школой дефектолог может дать рекомендации по оптимальному для ребенка маршруту обучения, а это важнейший фактор, влияющий на успешность обучения.