Найти в Дзене

Поддержка приемных детей на школьном пути: помощь психолога и дефектолога

Оглавление

Наши ребята продолжают активно готовиться к школе.

Хоть до начала учебы есть еще 10 дней, работа в Центрах поддержки и Дистанционной службе уже кипит: дети регулярно посещают занятия с психологом и дефектологом.

Оба специалиста помогают ребятам адаптироваться к школе: многие мальчики и девочки не получили в детстве нужного внимания и заботы, а сейчас испытывают сложности с учебой.

Чтобы познакомить вас поближе с работой наших специалистов, мы задали несколько вопросов Ирине Курдалиной, психологу и учителю-дефектологу Центра поддержки приемных семей фонда в Москве.

В новом интервью Ирина рассказала, в каких случаях ребенку помогает
психолог, дефектолог, как прошлый опыт влияет на формат занятий и как работа со специалистами делает школьный опыт менее травматичным.

Приятного чтения!

Совсем скоро заниматься с психологом начнет Рома, подопечный акции «Дети вместо цветов». Мальчик не готов продолжить учебу: из-за сильного стресса после потери кровной мамы Рома сомневается в своих силах и боится идти на занятия.

С вашей поддержкой мы обеспечим Роме 9-месячный курс занятий с психологом. Поддержите, пожалуйста, наш сбор по ссылке.

В каких случаях психолог помогает приемным детям подготовиться к школе?

Опыт надежной привязанности со взрослым, ощущение, что мир вокруг безопасен, а ты сам важен и ценен помогают ребенку адаптироваться в новом социальном пространстве – школе.

Ирина Курдалина, психолог и учитель-дефектолог Центра поддержки приемных семей фонда «Найди семью» в Москве
Ирина Курдалина, психолог и учитель-дефектолог Центра поддержки приемных семей фонда «Найди семью» в Москве

Приемные дети, не имеющие этого фундамента, могут иметь сложности во взаимодействии со сверстниками, поведении и, как следствие, – испытывать серьезные трудности при адаптации в школе. В этом случае может потребоваться помощь психолога.

От чего зависит формат занятий? Когда нужна индивидуальная, групповая терапия?

Формат занятий будет зависеть от типа необходимой помощи. Если в жизни ребенка был опыт жестокого обращения, потерь или иной травмирующий опыт, влияющий на представления о себе и мире, то предстоит индивидуальная работа.

Если цель – начать понемногу развивать навыки саморегуляции своего эмоционального состояния, взаимодействия со сверстниками, в безоценочной обстановке формировать навык взаимодействия с малознакомым взрослым, подойдут групповые занятия.

Как работа с психологом делает школьную жизнь ребенка менее травматичной?

Работа с психологом может помочь ребенку стать более устойчивым: проработать страхи, научиться справляться с тревогой рациональными способами и взаимодействовать с другими людьми.

Чем устойчивее будет ребенок, чем лучше будет навык саморегуляции, тем легче ему будет адаптироваться к новым обстоятельствам.

В каких случаях дефектолог помогает приемным детям подготовиться к школе?

Ребенок готов к школе, если у него есть необходимые по возрасту сведения о мире, о людях, сформированные функции восприятия (зрение, слух, ощущения тела) и координация движений. Развита речь, объем памяти, навыки саморегуляции и способность выдерживать нагрузку, усидчивость.

Занятия в фонде «Найди семью»
Занятия в фонде «Найди семью»

В случае, если сложные обстоятельства жизни детей или особенности здоровья мешают своевременному развитию этих функций, происходят задержки психического и речевого развития, или у ребенка есть врожденное нарушение интеллекта, то дополнительная помощь дефектолога будет необходима.

Почему приемные родители не могут позаниматься с детьми дома?

Дефектолог подбирает маршрут развития, учитывающий особенности ребенка и использует подходящие для этого методы. Родитель помогает ребенку делать домашние задания, направляет.

Но если мама становится учителем, она встает в позицию, предполагающую оценку, и для ребенка с опытом неуспешности это может быть дополнительным ударом по самооценке и важнейшим для него отношениям. Ведь так важно быть уверенным, что ты для мамы самый лучший.

Как работа с дефектологом делает школьную жизнь ребенка менее травматичной?

Подготовка к школе и, возможно, помощь в начальной школе, учитывающая особенности ребенка, а не только требования программы, может помочь ребенку преодолеть задержку развития и догнать сверстников.

Занятия в фонде «Найди семью»
Занятия в фонде «Найди семью»

В случае интеллектуальных нарушений помощь специалиста и индивидуальный подход позволят ребенку чувствовать себя более уверенно во время освоения программы. Перед школой дефектолог может дать рекомендации по оптимальному для ребенка маршруту обучения, а это важнейший фактор, влияющий на успешность обучения.