Художника-карикатуриста Юрия Кособукина (1950 - 2013) уже вполне можно назвать состоявшимся мастером своего дела — количество полученных им наград уже приблизилось к 500, он пользуется заслуженным уважением коллег, искусствоведов и простых зрителей, а редакторы крупных изданий с удовольствием покупают для печати его карикатуры. В чём-то карикатуры Кособукина напоминают гоголевскую «Шинель» — в них также показываются проблемы «маленького человечка», они ироничные, трогательные и немного грустные, заставляют задуматься о нашей жизни.
Кособукин родом из города Дальнереченска, но детство и юность провёл в Волгограде, куда переехал с родителями, когда ему исполнилось 3 годика. Учился он старательно, в итоге сумел поступить в престижный Харьковский авиационный институт. После его окончания осел на Украине, работал в ОКб им. Антонова, но наступили 90-е годы, и оказалось, что всё, чем он занимался всю жизнь, было уже никому не нужно. На работе платили копейки, поэтому пришлось искать новые способы свести концы с концами.
И Кособукин стал рисовать карикатуры для различных газет и журналов, которых в те годы было множество. Они вскоре стали популярными, и постепенно Кособукин пошёл на повышение — стал штатным карикатуристом газеты «Киевские ведомости». Там практически ежедневно появлялись карикатуры Кособукина про неудачливых в жизни небритых, нелепых мужичков из народа, подчёркнуто бедно одетых в различное рваньё и заплаты.
Почему не поддерживаешь реформы?
Но это не было откровенной насмешкой над теми, кто не сумел преуспеть в то время — а таких было большинство, скорее желание отождествить со своими персонажами основную часть населения, которое, как и Кособукин, оказалось на перепутье и не знало, где можно хоть как-нибудь заработать на более-менее достойную жизнь. Поэтому его карикатуры больше грустные, нежели смешные, в них заложено искреннее сочувствие, а ирония выступает как спасательный круг, не позволяющий погрузиться в пучину мрачной безнадёги. Неудивительно, что в то время карикатуры Кособукины были очень востребованы, а те самые небритые мужички из социальных низов стали его авторской фишкой.
Но при этом карикатуры Кособукина не всегда очевидные, художник избегает прямолинейности, чтобы их понять, нужно включить образное мышление. А ещё они «немые», то есть в них нет столь часто используемых карикатуристами «облачков» с надписями, поэтому по-идее они должны быть понятны без перевода людям в любой стране. Но всё же они куда ближе и понятнее для тех, кто жил в 90-е годы на территории бывшего Советского Союза, и застал то странное и лихое время ломки социальных устоев.
Творчество Кособукина по-настоящему самобытное и талантливое, можно только удивляться количеству генерируемых им нестандартных идей, оригинальному взгляду на наш мир, и умению раскрыть в одном рисунке без надписей интригующий и неординарный сюжет.
Да и в обычной жизни он был человеком весёлым и компанейским, шутки и юмор для него были неотъемлемой составляющей существования, поэтому и сложностей с придумыванием сюжетов для своих карикатур у Кособухина никогда не возникало, работа давалась ему легко, а это и есть признак настоящего таланта.
Впрочем, иногда шутили и над Кособухиным, как об этом рассказал карикатурист Валентин Дружинин в своём интервью. «В Советское время выходил крупный журнал «Советский Союз», который печатался на нескольких языках, в том числе и на арабском. Поэтому я решил Кособукина разыграть: написал письмо с первыми строчками на русском: «Уважаемый Юрий Кособукин». А дальше просто перекопировал арабский текст и в конце написал: «очень ждём вашего ответа». Как позже признался Кособукин, он обегал весь город в поисках подходящего переводчика, но никто даже не пытался взяться за такую работу.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.