На продуктовых рынках работать не просто. Избыточное предложение: рынок завален продуктами, едой. Исходной, переработанной, готовой. Хочешь - в магазине 24/7 у дома, хочешь доставят маркетплейсы, хочешь готовую еду привезут. Еды много даже с учётом перепотребления: мы много едим, много выкидываем, много остаётся. А когда предложение большое, то цены низкие, поэтому многие игроки в продуктовой цепочке часто банкротятся или имеют низкую рентабельность по сравнению с дефицитными отраслями (дефицит квадратных метров, например, в городах с работой).
Где дефицит - там легко манипулировать и завышать цену. И этот экономический закон является частным приложением общепсихологического закона. У сочинца моря много - он его не ценит, может годами не ходит купаться. У северянина, у которого отменяют уроки в школе из-за морозов, а зимой в 4 часа дня уже темнеет, море является просто мечтой. Поэтому два летних месяца - это снятие сливок с морского дефицита. Билетов на Кубани нет, поезда и электрички полные, пустых номеров нет. Ехал в купе с рантье из Лазаревского. "Уже чуть ли не сами на раскладушках живём, чтобы сдать каждый метр. Все равно мест не хватает - огромный спрос. Хотя в Лазаревском кроме море по сути ничего нет. Это вам не Крым со своими красотами, на природная Абхазия, ни Сукко, ни Абрау-Дюрсо.
То есть у нас имеет дефицит приморской тёплой полосы, дефицит времени для отпуска с детьми (два школьных месяца), дефицит тёплого моря (сезон) - появляется рост цен, сверхприбыль, ажиотаж, дефицит.
Антидот от дефицита:
1. Давать отпуска вне сезона (июнь, осень).
2. Спокойно забирать детей на отдых в учебное время. Дистанционные форматы обучения сейчас порой качественнее многих учителей. А летом можно босиком в деревне и на даче.
3. Звать друзей и знакомых в непопсовые черноморские места, где нет толп туристов, но есть море, природа, изобилие местных фруктов и ягод.
4. Открывать для себя внутренний туризм в разных местах страны.
На Кубани сейчас слива - сорняк. Она повсюду. За день я уже попробовал сортов 5. Маленькие, продолговатые, светлые. Разная степень кислости/сладости. Косточки собираю - спартанским методом высажу в лесополосе для общего пользования. Много жёлтой алычи - она немного кисловатая, её на соусы обычно пускают. Впервые сегодня увидел зреющий гранат.
И это всё растёт сорняком: без удобрений, ухода, персонала. Немного идей:
1. Фруктовое изобилие юга - возможности для развития сельских территорий и малых городов. Дайте несколько подрядов от комбинатов питания Госдума, Администрации президента, Газпрома, Росатома и тут можно будет трудоустроить сотни деревень. Вопрос лишь логистики. Платная скупка плодов организует сборщиков. Сушка, сублимация, консервирование продлят жить скоропортящимся фруктам. Джемы, варенье, компоты, соки, пастила, сухофрукты, батончики - продолжать ещё можно очень долго.
2. Южные изобильные места для переселенцев и социальных граждан со всей России. Военные конфликты - кузница беженцев. Можно их переселять в Москву, чтобы ещё больше усилять дефицит квадратных метров (рост цен на недвижимость). А можно на Кубань, где у них под боком всё будет расти. Это же касается и строительства, например, социального жилья и посёлков для пенсионеров. Сад и огород дадут им вторую жизнь, вытеснив телевизор и бесконечные чаепития в Москве. В таких социальных городках и посёлках можно давать стимулирующие пенсии, чтобы пенсионеры со всей России не в Москве покупали жильё, чтобы получить московские пенсионные надбавки, а в пустеющих деревнях Кубани.
3. "Тот, кто занимается сельским хозяйством, не видит снов". "Управляемое" сельское хозяйство может выпить все соки из фермеров. Часто не фермер управляет хозяйством, а оно им. Вредители, неурожай, засуха или ещё что-то постоянно забирают остатки нервных клеток и денег у фермеров. Мы покупаем небольшой участок, адресно садим дорого, адресно ухаживаем и трясёмся над каждой грядкой. Придаём сверхзначимость каждой посадке - становимся зависимыми от результата. В итоге даже в крупных хозяйствах за день могут быть миллиардные списания из-за болезней (частый случай в свиноводстве и птицеводстве).
Если же садить массово, в большом количестве, на больших территориях, не парясь, то можно получить уникальные устойчивые системы, которые десятилетиями будут воспроизводиться. Природа включит закон больших чисел и уникально отберёт самые жизнеспособные структуры. Мы их часто наблюдаем в диких садах, лесах, водоёмах. Там истинное изобилие и эффективность.
Продукт - побочный продукт гармоничной природной системы. Когда же мы насилуем природную систему только ради продукта, то забываем про систему и её уникальную продуктивность. Как сказал один опытный предприниматель, нужно сменить "неэффективную эффективность" на "эффективную неэффективность".
Принятие - важный элемент продовольственных систем. Идёт слива - едим сливу. До этого тютина, абрикос. Далее яблоки, груши и орехи. Тут постоянная смена плодов изобилия.