В августе 2023 года Япония ввела санкции против России. Из-за этого сильно пострадал экспорт японских автомобилей, который очень популярен в России. Спросите любого дальневосточника - в 99% случаев этот человек или владел, или владеет японским праворульным автомобилем. И так до самого Новосибирска.
Для обеих сторон это был выгодный бизнес, однако после ограничений работа экспортных компаний значительно сократилась. Несмотря на это, некоторые компании все еще продают японские автомобили в России: одни делают это в рамках санкций, другие ищут способы их обхода.
В поисках ответов: экспортеры пытаются разобраться в логике санкций
Экспортеры японских б/у автомобилей отмечают неясность критериев, по которым осуществлялся отбор товаров для запрета на вывоз в Россию. По их мнению, избирательность была хаотичной и не учитывала региональную специфику японского рынка и его ключевых потребителей.
Если написать проще, то просто представьте картину: одни люди производят машины, другие покупают, а следом продают. Россия являлась одним из главных покупателей японских б/у авто, а теперь большее их количество экспортировать запрещено - что делать тем людям, которые работали в данном направлении? Можете представить эти объемы?
Несмотря на ограничения, российский рынок приспосабливается к новой ситуации. Даже с небольшим списком разрешенных машин, продажи из Японии продолжаются, и довольно успешно на текущий момент.
Насколько успешно, можно прочитать в нашей статье: https://dzen.ru/a/ZrsLyKIFsyeK3EO8
Как экспортеры справлялись с новыми ограничениями?
В июле 2023 года наблюдался резкий рост экспортных поставок японских автомобилей в Россию, это было обусловлено ожиданием введения санкций и стремлением экспортеров отправить максимальное количество товаров из запрещенных категорий до вступления ограничений в силу.
В августе 2023 года запреты вступили в силу, и экспорт японских автомобилей в Россию сократился. Рынок пришлось перестраивать под новые условия. Сначала было непонятно, что делать дальше. Было сложно приспособиться к новым правилам, и продажи сильно упали.
В целом, первые месяцы после введения санкций были полны неопределённости и нестабильности как для экспортёров, так и для покупателей.
Как обстоит ситуация с рынком авто из Японии, что покупают сегодня и по каким ценам: https://t.me/+h8JiTdfcRE9hMTUy
Топ авто до и после санкций?
Если посмотреть на продажи японских автомобилей в Россию до и после запретов, видно, что люди стали покупать другие машины.
До санкций:
- Toyota Prius (XW50/XW30)
- Honda Freed (гибридный и не гибридный)
- Nissan Note e-POWER
- Toyota Alphard
- Toyota Vellfire
- Toyota Voxy
После санкций:
- Honda Stepwgn
- Honda Freed (не гибридный)
- Toyota Corolla Fielder
- Daihatsu Rocky
- Toyota Raize
- Subaru Rex
- Honda CR-V (1.5 л)
Это показывает, что российский рынок приспосабливается к новой ситуации и ищет альтернативы, так как выбора стало в разы меньше.
Адаптация и новые реалии
Введение санкций против России оказало значительное воздействие на экспортный бизнес, но не парализовало его. Экспортеры адаптировались к изменившимся условиям и продолжают вести деятельность в рамках законных ограничений.
В настоящее время экспорт из Японии в Россию осуществляется в отношении товаров, разрешенных к вывозу, включая легковые автомобили, мотоциклы и спецтехнику. Санкционные ограничения распространяются также на сферу автозапчастей и колес, но даже в этой области сохраняется перечень доступных к экспорту товаров.
Какой из ныне санкционных авто из Японии вы очень хотели, но так и не успели приобрести?
Автор этого поста, например, очень хотел Toyota Noah и ждал лучшего момента, но как показала практика: лучший момент - он всегда "сейчас"