"Великолепный век" (Турция, 2011), 1 сезон, 1 серия
Говорить, что Александра, будущая Хюррем, "плохая", ибо является агрессором, "преследователем", всё равно, что утверждать, что какой-то человек плохой, потому что он флегматик. Во всём есть плюсы и минусы. В ролях, типажах, психотипах тоже. Вопрос, скорее, в том, как человек использует свои плюсы и минусы, для чего и через какие инструменты.
Инструменты, поступки располагают к тому, чтобы давать им оценки, а сами характеристики – вряд ли. Вот еще несколько черт психологической роли "Преследователя", которые мы можем видеть в образе Александры, но про которые очень сложно однозначно сказать, хорошие они или плохие.
15. "Преследователь" часто проявляет высокомерие
С точки зрения психологии, высокомерие – всегда "защитный механизм", агрессивное проявление слабости и неуверенности. Однако механизм весьма ресурсный. В конце концов, защитные механизмы психики даны нам именно для того, чтобы защищаться, чтобы чувствовать себя сильнее – особенно там, где есть все шансы оказаться слабым.
Высокомерие Александры в начале первой серии, возможно, и не совсем обоснованное (нет у нее оснований смотреть свысока и устанавливать высокие планки), но, вероятно, именно оно позволило ей не сломиться, а затем даже изменить свою линию поведения.
16. "Преследователь" всегда находится в состоянии борьбы
Неважно, за правду, за справедливость, за место под солнцем или за материальные блага. Весьма полезное качество.
17. Люди в роли "Преследователя" очень активны, в них всегда много энергии
Сильная сторона роли, притягательная. Она дает "преследователю" много приятных ощущений, из-за чего многие просто не понимают, зачем вообще выходить из этой роли, зачем отказываться от нее?
В каком-то смысле, "Преследователи" сами генерируют свою энергию, им не нужна подпитка извне. Конечно, ведь борьба требует энергии. Если ты в борьбе, то без энергии никуда.
"Преследователь" – это та роль, которая отвечает за агрессивность в человеке, а агрессивность и есть энергия, которая дается нам на изменения ситуации. Питаться эта энергия может драйвом, азартом, желанием победы, чувством мести, ненавистью или стремлением к справедливости. У Александры в арсенале многое из этого имеется, так что силушки ей внутренней не занимать.
18. "Преследователь" не всегда тиран и деспот, иногда ему выгоднее натянуть на себя овечью шкуру
Есть такой стереотип – "преследователи" должны сразу, всем своим видом, каждым своим словом выдавать в себе агрессора. Но агрессия ведь бывает и пассивной, и скрытой.
Как в "Догвилле" главным преследователем оказался Том Эдисон, искусно игравший благородного спасателя, так и в реальной жизни многие "преследователи" прикрываются кротостью и благими намерениями.
Александра, осознав свои выгоды и стремления, также принимает решение проявить внешнее смирение. К концу первой серии она уже не орёт и не брыкается, она "улыбается и машет". Она умеет располагать к себе и производить нужное впечатление, если чувствует в этом свою заинтересованность.
Для роли преследователя характерны еще две черты:
19. В споре "преследователю" важно победить не ради истины, а ради правоты.
"Преследователи" это как раз те люди, которые считают так:
"Я всегда прав. А если я не прав, то смотри пункт первый" или "Есть два мнения – одно мое, а другое неправильное".
В первой серии у Александры больше проявляется чувство справедливости, поэтому чувство правоты, на мой взгляд, еще не дало о себе знать.
20. "Преследователь" отыгрывается за свои неудачи и поражения на других.
Он как бы проецирует на других людей ту часть своей собственной личности, которая проиграла, оказалась слабой, и, наказывая других, наказывает таким образом за слабость самого себя. Вот только другим от этого не легче. Александра пока что этого не проявила, но я предвкушаю, что в следующих сериях эта черта у нее проявится.
Первые части статьи – в подборке: