Поцелуй Иуды — пожалуй, один из самых драматичных и противоречивых моментов в христианской истории. Этот акт предательства, описанный в Евангелиях, стал не только символом вероломства, но и предметом бесконечных богословских дискуссий и вдохновением для множества художественных произведений.
В богословских кругах споры о мотивах поступка Иуды не утихают веками: был ли он просто алчным предателем, или его действия были частью божественного плана? Эти многовековые дебаты отражают глубокие философские вопросы о свободе воли, предопределении и природе зла.
Что касается искусства, то для него эта история стала мощным символом: художники, литераторы, кинематографисты предлагают как канонические, так и альтернативные взгляды на неё, представляют неординарные трактовки образа Иуды, вызывая бурные дискуссии.
Иуда (Йехуда, «восхваленный, прославленный») - один из двенадцати учеников Иисуса Христа. Его прозвище «Искариот» означает «человек из Кариота», города в Иудее, в отличие от остальных апостолов, происходивших из Галилеи. По другой версии, слово «Иш-Кериййот» переводится, как «житель пригорода». Иоанн Златоуст писал, что Иуда, в пору своего ученичества совершал чудеса, изгонял бесов, воскрешал из мёртвых, лечил прокажённых, однако, лишился всех своих уникальных способностей и Царства Небесного, потому что стал «разбойником, вором и предателем Господа».
С поцелуя Иуды начинаются Страсти Христовы. Ночью, после моления Иисуса о Чаше, Иуда Искариот привел в Гефсиманский сад римскую стражу и поцеловал своего учителя, таким образом, указав на него. Сцена поцелуя Иуды описана у всех евангелистов, за исключением Иоанна, который описывает только сцену ареста.
А вы знали, что слова «лобзать» (лат. labium «губа») и «лебезить» (подхалимствовать) – однокоренные слова, и имеют одинаковый смысл?
Почему же именно поцелуй был выбран условным сигналом? Тут всё легко объяснимо, ведь поцелуй – это выражение любви, дружбы, трепетных чувств и положительных эмоций. Поцелуй являлся традиционным приветствием в древне-иудейском обществе между родственниками и друзьями. Хозяин дома, когда принимал гостей, всегда их целовал.
Однако Ветхий завет так же содержит примеры подлых предательских поцелуев. Так, полководец царя Давида Иоав перед убийством Амессая «взял... правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерёгся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот».
Обычай приветственного и уважительного поцелуя сохранялся и среди последователей Иисуса Христа. Поэтому Иуда Искариот не случайно выбрал его, как сигнал для стражников и первосвященников. Подобное действие не вызвало бы никаких подозрений у Иисуса, не насторожило бы, не побудило желание скрыться.
Может возникнуть и другой вопрос: зачем вообще понадобился этот поцелуй? Ведь Иисус из Назарета в Иудее был довольно известным богословом и слава о нём шествовала впереди него. Жители Иерусалима торжественно встречали его с пальмовыми ветвями, слушали проповеди Иисуса и знали в лицо. Его знали торговцы, которых он изгнал из храма, знали фарисеи, с которыми он вел религиозно-философские споры…
Условный знак был нужен по одной причине - ночью в Гефсиманском саду было очень темно.
Все мы знаем, что предательство Иуды стоило тридцать сребреников. Много это или мало?
Новозаветные «сребреники», по всей вероятности, тирские шекели (статеры, тетрадрахмы).
Во времена Нового завета один шекель (сребреник) был равен 4 динариям - это стандартная поденная плата квалифицированному сельскохозяйственному рабочему, или римскому легионеру, или стоимость хиникса пшеницы, дневного рациона мужчины. Значит, Иуда получил сравнительно небольшую сумму.
И многие века «Тридцать сребреников» — устойчивый фразеологизм, который употребляется в значении цены предательства. Хотя, раскаявшийся Иуда вернул деньги первосвященникам.
Но не всё так однозначно, друзья.
Обнаруженный в Египте в 1970-х годах папирус «Кодекс Чакоса» меняет представление об Иуде Искариоте. Этот текст является гностическим апокрифическим (неканоническим) Евангелием. В нём Иуда показан как единственный ученик, которому Иисус Христос открыл все таинства Царства небесного и которого обучал космологии.
В Евангелии от Иуды поцелуй вовсе не злодеяние. Иуда Искариот исполняет волю Бога, явленую ему самим Иисусом в тайных откровениях. Обрекая учителя на смерть, Иуда позволяет божественной сущности Иисуса освободиться от материального мира, земных оков и возвратиться в Небесный дом.
Без предательства Иуды Иисус Христос не смог бы завершить свой мессианский путь, предсказанный в ветхозаветных пророчествах. Не стал бы Искупителем грехов человеческих, если бы не принял мученическую смерть на кресте.
Иуда знал и о своей близкой гибели, и о том, что после смерти станет «тринадцатым» - вне круга апостолов - и только так сможет войти в Царствие Небесное, за что потом будет «проклят другими родами», племенем смертных, которому нет конечного спасения, и в то же время придёт властвовать над ним.
«Поцелуй Иуды» стал идиомой, означающей высшую степень коварства человека, а также символом предательства. В Православной церкви на литургии перед причастием читается молитва, в которой верующие просят Бога сделать их причастником своих Тайн и обещают: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».
Из века в век эта, как оказывается, небесспорная история продолжает волновать умы и сердца людей, оставаясь символом сложности человеческой природы и неоднозначности моральных выборов и напоминает нам о тонкой грани между верностью и предательством, любовью и ненавистью, добром и злом. Этот эпизод, столь краткий в библейском повествовании, породил целую вселенную интерпретаций, споров и художественных образов, доказывая, что иногда самые простые жесты могут нести в себе глубочайший смысл и вызывать отклик через тысячелетия.
🙏 P.s.
От всей души благодарю Т. Т. за помощь в создании статьи.