Лето выдалось такое тёплое и приветливое, что дождливые дни можно было на пальцах сосчитать. Туманы продолжали обволакивать своей густой, молочной пеной дома по утрам в Тимирязевке.
Жители деревни были заняты каждый день чем-то очень срочным и довольно важным, таким, что городским бы показалось всё это бесполезными хлопотами, но тут без этого было и не прожить.
Женщины закатывали банки, собирали на зиму ягоды и грибы, старательно пытаясь сохранить весь урожай, а самое главное убедить внуков и детей, что такая еда намного полезнее магазинной.
В конце августа к Михаилу и Галине пожаловали дети на их юбилей. Сын и дочь прибыли на машинах, со своими семьями и шумной компанией они весело проводили время в своём дворе. Звали и Ивана Кузьмича, но он не решился нарушить их семейную идиллию.
А после Иван наблюдал, как Галина старательно уговаривала всех детей взять больше закруток, так как женщина делала их с мыслями о них, желая угостить плодами со своего огорода.
- Мам, да не нужно всё это сейчас, можно в магазине купить солёные помидоры, - возмущался старший сын Гали, когда в багажнике уж не было никакого места для того, что мать всё ещё продолжала приносить.
- Не делают такого в твоём магазине, - ворчала мать, продолжая ставить свои банки, - разве же такое вот купишь? Солёные огурчики, с перчиком и укропом? Нет такого, а вот сядете за стол, да откроете баночки и о матери вспомните.
От Галины же как-то Иван узнал, придя однажды к ним в баню, да засидевшись на добрые разговоры тёплым вечерком, что Лариса нашла себе кавалера, даже лучше, чем Иван. Галина утверждала, что там мужчина и не чета Ивану Кузьмичу, так как встретились они в театре.
Он и начитанный, и любезный, и высокообразованный. Детей не имеет, вернее они есть, но с ним никогда не жили, так как мужчина ещё молодым оставил супругу вместе с детьми, за что те его так и не простили.
Конечно, со слов этого мужчины, была виновата та женщина, что запрещала встречаться детям с отцом и настраивала его против. Благодаря своему одиночеству и полной свободе, мужчина этот довольно быстро привык к Ларисе и теперь от неё не отходит ни на шаг. Они вместе посещают выставки, ходят на премьеры в театры и даже в филармонии бывают.
Михаил, слушая рассказ об идеальных взаимоотношениях Ларисы с новым кавалером, только и успевал ухмыляться, представляя этого довольно хорошего со всех сторон мужчину собственными глазами.
- Я тебе в следующем году поведаю, как посмотрю, что там за фрукт, точно какой-то шизик, - говорил Миша на ухо своему другу, когда Галина вышла на какое-то время из дома, - что-то уж всё сказочно.
В конце сентября Тимирязевка начала постепенно избавляться от своих жителей. Некоторый бабушки и дедушки, очень нужные своим детям, торопились в города, так как начался школьный сезон и важно было поддержать внуков в такой ответственный момент.
Иван Кузьмич выехал одним из последних. Он всё не хотел покидать это дом и возвращаться в пустую квартиру в городе, в которой опять боялся попасть под власть той само тоски, что овладевала им, когда он вставал с утра и брёл на кухню, чтобы в одиночестве пить чай.
Аркадий же приезжал всё лето, старательно вырываясь в любой момент, когда это только было возможно. С Татьяной они развелись, имущество не делили. Мужчина забрал себе машину, которая была нужна ему для работы и больше ничего, кроме своих личных вещей.
- Как же ты теперь, сынок? Опять жизнь с чистого листа начнёшь? Тяжело же это в таком возрасте, - переживал отец.
- Не, не тяжело, в таком возрасте даже интересно начать всё заново. Ты не боись отец, всё хорошо будет. Я последний год словно знал, что будет нечто подобное, может интуиция. Откладывал чуток денег, заначку так сказать складывал. Планирую к осени взять кредит и купить себе небольшую квартиру. Алименты платить не нужно, дети уже большие, поэтому потяну я, бать, не переживай.
Однажды, в конце июля, пожаловала и Татьяна, жена Аркаши. Вот уж кого не ожидал мужчина увидеть в Тимирязевке. Женщина не была тут ни разу с тех самых пор, как Зоя приобрела дачный домик.
Принял её Иван Кузьмич довольно приветливо и дружелюбно. Угостил пряниками, да чаем, а она в свою очередь рассказала, что вовсе не хочет расходиться с мужем, мечтает сохранить брак и прибыла за помощью к свёкру.
- Вы знаете, - уже в самом конце разговора поведала Таня, - всю жизнь с вашей женой всё мерилась силами, кто из нас лучше, да хозяйственнее. Я знала, как Аркаша к матери привязан, всё ревновала его к ней. Даже к другим женщинам так не ревновала, как к матери. Скандалы ему всё закатывала, да старалась удивить какими-то изысканными блюдами, убедить, что я лучше. А вот свекрови не стало и бороться уже не нужно, а наша с Аркашей жизнь будто по крупицам вся развалилась. Не знаю я, как такое получилось.
- Аркадий сказал, что мужчина у тебя появился, что ты ему даже сообщила, что тебе с ним лучше, женщиной себя чувствуешь, - вставил своё Иван Кузьмич.
- Да не было ничего такого, со злости я сказала, обидеть хотела, - Таня помолчала немного, а после спросила, - вот скажите, Иван Кузьмич, за что меня ваша жена не любила? Почему так и не приняла?
- Вот это вопрос, - Иван растерялся, приподнимая свои брови кверху, - да не было ненависти никакой к тебе у Зои, за сына переживала. Так уж получилось, что любят своих сыновей матери, куда уж деваться.
- Это точно, нашим вон подросли, а я смотрю на этих девок рядом с ними и на некоторых так и думаю, что не дай Бог она его женой станет, - Таня улыбнулась своим же словам.
В конце октября Иван закрыл дом, прицепил Найду к поводку, закинул рюкзак за спину и поплёлся к электричке, на встречу с пустыми стенами своей квартиры.
***
Зима была снежной, поэтому в момент прибытия горожан в Тимирязевку, белые кучи всё ещё лежали на пригорках или низинах. Михаил раскидывал кучу снега возле своей ограды, когда завидел издалека Ивана, идущего к своему дому по дороге.
- Галя, Галя, - закричал мужчина, призывая свою жену срочно тут же объявиться, - сосед наш идёт.
- Ну чего ты кричишь так? – Галина была явно недовольна тем, что муж отвлекал её от своей работы. Она то и дело вытаскивала из дома подушки, тряся ими и раскладывая на скамейке, - ну идёт, и что?
- Не один он, с собакой и какой-то женщиной, - Михаил глянул на супругу, прекрасно понимая, что после такой фразы она точно не останется равнодушной.
- Да ты что? – Галя тут же поковыляла до мужа, прильнув к забору.
Найда весело бежала впереди, виляя хвостом и радуясь этакой свободе, которая будет у неё всё предстоящее лето. Иван Кузьмич шёл не торопясь, чтобы дама поспевала за ним.
Женщина была одета в спортивный костюм, поверх которого красовалась куртка фиолетового цвета. На голове берет, на несколько тонов светлее куртки, да и шарф виднелся такого же цвета, как головной убор.
- Городская фифа, - Галя посмотрела на мужа, который с ухмылкой наблюдал за любопытством своей супруги, - ишь, как вышагивает.
- Эх, соседи, что-то вы поздно, мы уж тут целый день работаем, не покладая рук, а вы там залежались на своих палатях в городе, - встретил, шутя, Михаил, - здорово Иван, здравствуйте, дамочка. Рады видеть вас.
- А мы ещё вчера собирались прибыть, да не получилось, новоселье пришлось отметить у сына Ивана, - отозвалась незнакомка, легко начав беседу с совершенно незнакомыми ей людьми, - сколько же снегу ещё лежит, просто странно как-то.
- Ой и не говорите, снег кучами прям, - отозвалась Галина, для поддержания вежливого разговора, - будем знакомы, я Галина. Как устроитесь, так на чай к нам пожалуйте, по-соседски поболтаем.
- Я Лена, хорошо, Галя, обязательно придём, с дороги нужно немного посидеть, да опомниться после городской суеты.
Лена и Иван встретились на улицах города, когда мужчина прогуливался с Найдой. Собственно, знакомы они были много лет ранее, когда-то вместе учились в одной школе. После были встречи на вечерниках, где выпускники рассказывали о своих достижениях, поэтому, встретившись однажды в парке, оба были рады такому моменту.
В тот день они долго проговорили, делясь всеми неприятностями, что произошли в их жизни. Леночка настрадалась за свою жизнь сполна. Сначала они с мужем потеряли дочь, когда той было всего десять. Затем слёг муж.
Лена взялась выхаживать мужа, боясь его потерять. После третьего инсульта мужчина уже не встал, четыре года он провёл в своей кровати, а Лена с большим энтузиазмом бегала по врачам, стараясь хоть как-то облегчить страдания мужчины.
После его ухода Лена словно потеряла смысл жизни насовсем. Она чувствовала невыносимую боль, не понимая, для чего же ей теперь жить на этом свете. Она всё мучилась этим вопросом, зачем её оставили на земле?
- Ты знаешь, я чувствую себя виноватой, - на момент встречи с Иваном Кузьмичом, женщина чувствовала себя невыносимо одинокой и несчастной, чем и поделилась с ним, - это я виновата в том, что мой Петенька слёг с первым инсультом, это я не досмотрела.
- При чём же тут ты? – удивился Иван Кузьмич.
- После того, как нашей с ним дочери не стало, я совсем от него отказалась, я будто бы злилась на весь белый свет. Я ненавидела и его, не знаю почему, просто ненавидела. Кто-то должен был быть виноват в том, что произошло. Я оставила его одного с болью утраты. Он пытался держаться, если я плакала вечерами, то он молчал. Петя пытался поговорить со мной, а я кричала на него, а потом и вовсе мы не разговаривали, жили, будто бы соседи несколько лет. Я спохватилась, поняла, что он тоже переживает только тогда, когда он первый раз слёг. Всё же не выдержало его сердце. Это я виновата, понимаешь, я. Если бы я тогда ещё поняла, что он тоже человек, ему тоже плохо, а не закрывалась бы в своей скорлупе, то и он может быть ещё был жив.
Иван стал тем самым спасительным кругом для Лены, с которым ей удалось прийти вновь к жизни и начать радоваться. Они много разговаривали, делились своими переживаниями и очень понимали друг друга, так как пережили одно и тоже.
После прибытия в Тимирязевку, Иван и Лена пошли к соседям, так как их дом ещё только нужно было подключать к электричеству, а попить горяченького очень хотелось.
- Ну, рассказывайте, где вы познакомились? – Галина оживилась от того, что наконец-то происходило нечто интересное.
- Да мы друг друга давно знали, в одной школе учились, - улыбнулась Лена.
- А живёте вместе? Решили пожениться? – Галя нисколько не чувствовала границ, ей не терпелось узнать самое главное.
- Нет, зачем нам жениться? Иван у себя живёт, я у себя. Мы буквально недалеко друг от друга. Это вот на дачу меня Иван уговорил вместе поехать.
Женщины очень хорошо сошлись с первого же дня знакомства, разговорились о былом, о потерях и переживаниях, о делах огородных и своих планах, что и куда каждая будет высаживать.
- Вань, а мы с тобой на рыбалку рванём, как только немного потеплее будет, - сообщил Михаил громко, а затем дёрнул мужчину за рука и вытянул его на крыльцо, - про Ларису сейчас тебе расскажу. Муженёк тот культурный оказался пропивохой, запил через два месяца после их знакомства. Не успела с ним Лариска оформить брак, а хотела. Как только окочурился мужик, так тут же набежали дети и жена бывшая объявилась, всем наследство понадобилось. Оказалось, что наврал он ей, никто ему не запрещал общаться с детьми, он сам не особо и хотел это делать.
А день был солнечный, хоть и прохладный. Ветерок всё ещё пронизывал насквозь, но яркие лучи обещали согреть землю, чтобы все дачники в Тимирязевке провели прекрасное лето, отдыхая от городских квартир.
КОНЕЦ