Любая психопатология из кластера В является результатом нарушенного роста. Людей можно сравнить с деревьями. Когда дерево сталкивается с физическим препятствием для своего роста, особенно его корни и ветви, они обвиваются вокруг него. Они как бы обходят это стороной.
Может быть, они деформированы, может быть, уродливы, но они достигают цели, пусть поздно, пусть частично. С психопатологиями идентично.
На самом деле это адаптивные механизмы. Они позволяют индивидууму продолжать расти, несмотря на препятствия.
Зарождающаяся личность извивается, деформируется, трансформируется до тех пор, пока не достигнет функционального равновесия, гомеостаза, который не будет слишком эгоистичным, не будет слишком неприятным, неприемлемым для индивида. И, достигнув этой точки, все успокаивается. Все приходит в норму и продолжает свой более или менее линейный рост.
Жизненные силы, выражающиеся в развитии личности, сильнее любых помех, преград, стрессов и испытаний. Помните, что корни деревьев проламывают мощные скалы и тротуары. Микробы живут в самой ядовитой среде.
Аналогично, люди — это форма жизни, и люди формируют такие личностные структуры, которые оптимально соответствуют их потребностям и внешним ограничениям.
Такие конфигурации личности могут быть ненормальными, но само их существование доказывает, что они одержали победу в деликатной задаче успешной адаптации, другими словами, есть одна вещь, которую вы можете сказать в пользу этого, что касается нарциссов, психопатов и пограничников, то они живы. Они выжили.
Они выживают. Только смерть останавливает личностный рост и развитие. Жизненные события, кризисы, радости и печали, разочарования, сюрпризы, неудачи, успехи — все это вносит свой вклад в создание тонкой ткани, которую мы называем личностью.
Когда человек в любом возрасте сталкивается с препятствием на пути упорядоченного перехода от первой стадии ко второй, он возвращается к своей нарциссической фазе раннего детства, вместо того чтобы обойти это препятствие. Так бывает всегда.
Вы подавлены, какой-то ужасный кризис, серьезная болезнь, развод, вас уволили, и сразу же возникает нарциссическая реакция.
Процесс состоит из трех этапов:
- Человек сталкивается с каким-то жизненным кризисом или препятствием.
- Во-вторых, человек снова и снова впадает в инфантильную нарциссическую фазу.
- В-третьих, человек, находящийся в инфантильной фазе, собирает силы, восстанавливает силы, а затем снова сталкивается с препятствием, как правило, успешно.
На втором этапе, который является нарциссической инфантильной фазой, человек проявляет детское, незрелое поведение. Он чувствует себя всемогущим, недооценивает свои силы и мощь оппозиции. Он недооценивает стоящие перед ним задачи.
Он притворяется мистером всезнайкой. Его чувствительность к эмоциям других людей, его эмпатия, его способность сопереживать резко ухудшаются. Он становится невыносимо надменным, с садистскими, даже параноидальными наклонностями. Такое случается с каждым.
Здоровые люди, переживающие жизненный кризис, реагируют точно так же, как больные, переживающие жизненный кризис. Их всех объединяет то, что Фрейд называл первичным нарциссизмом, инфантильным, похожим на детский нарциссизм малышей.
Именно отсюда мы приходим к объединяющей, если хотите, великой теории группы В, теории, которая подразумевает, что то, что мы называем расстройствами личности, является ошибкой. Это всего лишь операции, и нас ввели в заблуждение различными гранями и мерцающими проявлениями единой клинической сущности.
Итак, когда человек находится в этом инфантильном, нарциссическом состоянии, он требует безусловного восхищения или безусловной любви, даже если он этого не заслуживает.
Такой человек, переживающий кризис или получивший травму, погружен в фантастическое магическое мышление, грезит наяву, его жизнь проходит впустую. Он склонен эксплуатировать других, завидовать им, быть раздражительным, взрываться необъяснимой яростью. Мы все это знаем.
Это очень распространено, например, среди потерявших работу или людей, которые только что заболели хроническим заболеванием. Люди, чье психологическое развитие тормозится серьезными препятствиями, в основном возвращаются к чрезмерным и компульсивным моделям поведения.
Короче говоря, всякий раз, когда мы переживаем серьезный жизненный кризис, который препятствует нашему личностному росту и угрожает ему, мы страдаем легкой и скоротечной формой нарциссического расстройства личности.
Мир фантазий, полный фальши и оскорбленных чувств, мир фантазий служит трамплином, с которого обновленный индивидуум возобновляет свое продвижение к следующему этапу личностного роста.
На этот раз, во втором раунде, он сталкивается с тем же препятствием. Он чувствует себя достаточно сильным, всемогущим, чтобы игнорировать это или нападать на это. Именно это и происходит в раннем детстве. У ребенка развивается грандиозность, и эта грандиозность позволяет ему рисковать и выходить в мир.
В большинстве случаев успех этого второго натиска гарантируется бредовой оценкой того, что стойкость и масштабность препятствия уменьшаются.
Это действительно основная функция этого реактивного эпизодического и преходящего нарциссизма - поощрять магическое мышление, желать устранения проблемы, очаровывать ее, решать и преодолевать ее с позиции всемогущества и всеведения.
Структурная аномалия личности возникает только тогда, когда повторяющиеся атаки, снова и снова, снова и снова, не приводят к постоянному и последовательному устранению препятствия.
Если вы сталкиваетесь с кризисом, вы возвращаетесь к нарциссической фазе, преодолеваете препятствие, пытаетесь разрешить кризис, приспособиться к новым обстоятельствам и терпите неудачу. Вы снова возвращаетесь, пытаетесь снова, снова терпите неудачу.
Если это происходит много раз, ненормальность личности становится структурной, укоренившейся. Если вам не удается преодолеть препятствие, препятствием становитесь вы.
Контраст между фантастическим миром, в котором временно пребывает индивид, и реальным миром, в котором он продолжает испытывать разочарование, слишком резок, чтобы его можно было долго терпеть, не испытывая в результате какого-либо уродства или недостатка.
И этот диссонанс, разрыв между грандиозными фантазиями и разочаровывающей реальностью, порождает неосознанное решение продолжать жить в мире фантазий, грандиозности и привилегий.
Лучше чувствовать себя особенным, чем неполноценным. Лучше быть всемогущим, чем психологически бессильным. Лучше оскорблять других, чем быть оскорбленным ими. Это предпочтительнее. Короче говоря, лучше оставаться патологическим нарциссом, чем столкнуться с суровой, непреклонной реальностью.
Возможно, не все расстройства личности в основе своей нарциссические. Имеется ввиду кластер С, кластер А.
И все же я думаю, что по умолчанию, когда рост замедляется из-за наличия постоянного препятствия или группы препятствий, происходит переход к нарциссической фазе раннего личностного развития.
Фрейд считал, что это единственный доступный индивиду вариант по умолчанию. Всякий раз, когда он сталкивается с препятствием, индивид впадает в нарциссическую фазу.
Как мы можем согласовать это с очевидным разнообразием расстройств личности группы В? Нарциссизм — это подмена истинного "я" ложным "я".
Истинное "я" отодвигается в сторону, его избегают, и появляется ложное "я". И это, возможно, является преобладающей чертой нарциссизма. Истинное "я" подавляется, становится ненужным и безвестным, вырождается, разлагается, становится атрофированным и закостенелым.
Вместо истинного "я" формируется психологическая структура, конструируемая и проецируемая на внешний мир, и это ложное "я". Ложное "я" нарцисса отражается в нем самом, в ответ на него, другими людьми. Это доказывает нарциссу, что ложное "я" действительно реально.
Оно существует независимо. Люди отражают его. Как люди могут отражать ложное "я", если его не существует? Это означает, что ложное "я" существует. Это не совсем плод воображения нарцисса, и, следовательно, оно является законным преемником истинного "я".
Именно эта характеристика является общей для всех психопатологий. Возникновение ложных, ненастоящих, импровизированных психических структур, фиктивных, имитирующих подражание, симулированных психических структур, которые узурпируют полномочия и возможности предыдущих законных и подлинных психических структур.
Таким образом, существует процесс, когда ложное "я" создается и затем берет верх, происходит непрерывный процесс унижения. Возможно, это та динамика, которую мы чувствуем во всех - в пограничниках, психопатах, нарциссах, - что они постоянно испытывают унижение из-за собственного отсутствия.
В ужасе от отсутствия четко очерченного, целостного, непротиворечивого, надежного и саморегулирующегося "я", психически ненормальный человек прибегает к одному из следующих решений, каждое из которых предполагает опору на поддельные или изобретенные личностные конструкты.
Нарциссическое решение.
Истинное "я" заменяется ложным "я". Шизотипическое расстройство личности также в значительной степени относится к этому типу из-за его акцента на фантастическом и магическом мышлении.
Пограничное расстройство личности — это случай неудачного нарциссического решения. Ротшильд описал его как неудачный нарциссизм. При пограничном расстройстве личности пациентка осознает, что решение, которое она выбрала, не работает. И это является источником ее тревоги разлуки, страха быть покинутой.
Страх быть покинутой интимным партнером, который, кстати, обычно является нарциссом, на самом деле является страхом быть покинутой своими собственными внутренними структурами. Страх самоотречения.
Интимный партнер — это воплощение и резонанс внутренней структуры, которая потерпела неудачу. И у пограничной женщины есть постоянная надежда на то, что интимный партнер добьется успеха там, где внутреннее решение потерпело неудачу.
Она пыталась стать нарциссисткой. У нее ничего не вышло. Может быть, этот нарцисс, который является ее мужем, ее парнем, ее любовником, ее девушкой на одну ночь, может быть, этот нарцисс добьется успеха там, где ее попытки потерпели неудачу.
И это порождает нарушение ее идентичности, ее аффективных и эмоциональных способностей. Возникают суицидальные мысли, эмоциональное нарушение регуляции, суицидальные действия, хроническое чувство опустошенности, приступы ярости, временные, связанные со стрессом, параноидальные мысли.
Все это во многом связано с тем, что Кернберг называл пустотой. Это пустота, причем не только пространственная, как пространство, в котором ничего нет, пространство небытия, глубокое пространство. Это пустота, которая является результатом глубоко укоренившегося, усвоенного или всепроникающего вездесущего провала.
Второе решение — это решение присвоения.
Это присвоение, то есть конфискация личности другого человека с целью заполнить вакуум, возникающий из-за отсутствия функционирующего эго.
В то время как некоторые функции Эго доступны внутри человека, многие другие, большинство других, перенимаются путем присвоения личности другого человека. Например, театральное расстройство личности. Это пример такого решения.
Матери, которые жертвуют своей жизнью ради своих детей, люди, которые живут за счет других, все они относятся к этой категории присвоения. Люди, которые драматизируют свою жизнь и поведение, чтобы привлечь к себе внимание.
Присваиватели недооценивают интимность, ее уровень, глубину своих взаимоотношений и степень вовлеченности. Они легко поддаются внушению. И вся личность, кажется, меняется в зависимости от воздействия извне, и в этой реактивной дисфории они очень похожи на нарциссов. Потому что у них нет собственного "я", даже в меньшей степени, чем у классических нарциссов.
Присваиватели склонны переоценивать свои тела и придавать им чрезмерное значение.
Возможно, самым ярким примером такого решения является зависимое расстройство личности. Итак, это второе решение.
И вы уже можете сразу заметить, что это решение и нарциссическое решение имеют около 90% общего. Нарцисс также присваивает других людей и их внимание, чтобы регулировать свою внутреннюю среду.
Есть еще шизоидные зоопарки.
Эти пациенты - психические зомби, навсегда застрявшие на нейтральной полосе между задержкой роста и нарциссическим дефолтом. Они не нарциссы, потому что у них нет ложного "я", и не полностью развитые взрослые, потому что их истинное "я" незрело и недееспособно. Они предпочитают избегать контактов с другими людьми.
Им не хватает эмпатии, и поэтому они не понимают других. Они не являются участниками межсубъектного соглашения, у них нет теории мышления, в отличие от нарциссов или людей с расстройствами аутистического спектра.
Таким образом, они избегают контактов с другими людьми, чтобы не нарушить хрупкое равновесие, которым является их внутреннее пространство. Уход от мира — это адаптивное решение, поскольку оно не подвергает неадекватные личностные структуры пациента, особенно его "я", тяжелым испытаниям, чреватым провалом.
Шизотипическое расстройство личности — это смесь нарциссических и шизоидных решений. Избегающее расстройство личности - еще один близкий родственник.
Четвертое решение - агрессивно-деструктивное.
Эти люди страдают ипохондрией, депрессией, суицидальными мыслями, дисфорией, ангедонией, компульсиями, навязчивыми идеями, другими проявлениями или внутренней и трансформированной агрессией.
Это люди, которые агрессивны, но проглотили свою агрессию. Они направляют агрессию на самих себя. Почему? Потому что они воспринимают себя неадекватными, виноватыми, разочаровывающими, не заслуживающими ничего, кроме устранения и карательных действий.
На самом деле многие нарциссические элементы присутствуют в преувеличенной форме. Отсутствие эмпатии превращается в безрассудное пренебрежение к другим, раздражительность, лживость и преступное насилие. Заниженная самооценка трансформируется в импульсивность и неспособность планировать заранее.
Антисоциальное расстройство личности, психопатия, является ярким примером такого решения, суть которого заключается в полном контроле над ложным "я" без смягчающего присутствия крупицы истинного "я".
В случае нарциссов и психопатических нарциссисток - отсутствие какого-либо "я", ложного или истинного, классический случай чистокровных психопатов.
Между прочим, такого понятия нет. У подавляющего большинства психопатов диагностируется какое-то другое расстройство.
Возможно, именно эта общая черта - замена первоначальных структур личности новыми, изобретенными, по большей части ложными конструкциями - и является причиной того, что нарциссов можно встретить повсюду.
Этот общий знаменатель наиболее ярко проявляется при нарциссическом расстройстве личности. Но это также влечет за собой путаницу между внутренними и внешними объектами, некоторые из которых являются преследованиями. И это также влечет за собой фрагментацию личности, сопровождающуюся повсеместной диссоциацией и конфабуляцией.
И здесь мы вторгаемся в такие области, как пограничное расстройство личности, психотическое расстройство. По-видимому, тревожный нарциссизм, особенно в раннем детстве, может быть источником всего плохого, что может повлиять на психическое здоровье человека, с сильным акцентом на расстройства личности, а внутри них - на группу В.
Взаимодействие, на самом деле борьба, между борющимися первоначальными остатками личности и злокачественными и всеядными новыми конструктами, эта борьба может быть обнаружена во всех формах психических отклонений.
Вопрос в том, что, если у многих явлений есть что-то общее, следует ли их рассматривать как одно и то же или, по крайней мере, вызывать одним и тем же фактором? В случае расстройств личности ответ должен быть утвердительным.
Все известные расстройства личности, особенно группа В, это формы злокачественной любви к себе. При каждом расстройстве личности различные признаки по-разному подчеркиваются, по-разному привязываются к различным моделям поведения, но все это вопросы количества, а не качества.
Деформации реактивных паттернов, в совокупности известных как личностные, принадлежат к одной семье пациентов. Как скажет вам любой практикующий психиатр, психолог, психотерапевт или консультант, люди легко и непринужденно переходят от одного расстройства личности к другому.
Это является причиной сопутствующей патологии, это причина того, что у них возникают различные личностные расстройства. В конечном счете, существует только одно расстройство личности группы В.
И все, что мы видим, похоже на знаменитую историю со слоном, когда слепых ученых впервые в жизни привели посмотреть на слона, один из них обнял его за ноги, другой потянул за хвост, а третий дотронулся до его хобота. И, конечно, у них было совершенно разное описание того, что такое слон. Но мы можем сказать: "Эй, в комнате есть слон, у которого есть хобот, и хвост, и крепкие, как столбы, ноги. Но это одно и то же животное, с разными проявлениями».
Когда вы исследуете его по-разному, жизнь исследует его по-разному, и люди с расстройством личности группы В реагируют по-разному… - и переход от нарциссизма к пограничному состоянию, от пограничного состояния к психопатии, от психопатии к нарциссизму замыкается.
Материалы статьи взяты из лекций Сэма Вакнина. Youtube.