Жужаньский каганат – воистину огромная кочевая держава, чьи просторы простирались почти на 4 миллиона квадратных километров, поглощали многие территории современной Сибири и даже «прихватывали» столь любимый нами Байкал. Просуществовав на планете почти 2 столетия - с 330 по 555 год, это невероятное государство впервые показало всю мощь азиатского мира и стало предтечей нового переселения народов и глобальных татаро-монгольских завоеваний.
Жужаньский каганат имеет множество имён, в зависимости от той страны, которая «приписывает» себя к части его истории. Например, в Монголии это государство называлось «Нирун улус», в Китае «жоужань, «жуаньжуань» и много как ещё в зависимости от региона. Но суть одна: Жужаньский каганат – это первое раннемонгольское государство, которое поглотило весь северный Китай, современную Монголию и большие территории сибирской части Российской Федерации. Причём стало первым государством после Хуннской державы, которое смогло объединить столь огромные территории и на свой лад «перекраивать» известный мир долгие годы, пока не пало под ударами Тюркского каганата.
Сила Жужаньского каганата
В 402 году нашей эры, первым среди прочих степных ханов, именно жужаньский правитель взял себе титул кагана. Огромная масса людей, объединившихся под его началом, была разнородной, но грозной силой. Большинство исповедовало шаманизм. Но более продвинутые малые народы уже переходили в буддизм, что являлось своеобразным противоречием между образом грозных завоевателей и канонами главного восточного религиозного учения.
Хронисты династии Северной Вэй сообщали, что элита Жужаньского каганата – ветвь правителей «сяньби» - именно они смогли поэтапно и постепенно подчинить себе все прочие народы. Более того, ещё в середине VI века в степях, близко прилегающих к территории современной Европы, кочевали авары, которые также являлись подданными жужаньской конфедерации.
Зарождение Жужаньского каганата
Немудрено, что у Жужаньского каганата есть много разных названий. Просто потому, что китайское произношение двух иероглифов «Жуань-жуань» - это презрительная кличка «северных дикарей», которую в искажённом смысле можно перевести как «ползающие» или «пресмыкающиеся». Немудрено: для развитых китайских государств, древние бесконтрольные толпы кочевников регулярно доставляли немало проблем, так как испокон веков ходили «кормиться» на земли соседних царств и империй.
Самое редкое китайское прозвание, близкое к реальному положению вещей в мире – Таньтань. Или, если перевести на русский лад – «татар» или «тартар». Что интересно: именно этому «названию» в XII веке предстоит «перекроить» весь известный «поднос земли» и сделать Монгольскую империю вторым по величине государством в истории, которое уступило место по площади только необъятной Британской империи в период наивысшего расцвета и «обрастания» колониями.
Китайские хронисты выводили историю Жужаньского каганата из Хуннской державы, которая прекратила своё существование в 93 году нашей эры. В свою очередь этнонимы «татар», «татарин», «татары» произошли от имени полулегендарного Татар-хана – правителя, который владел каганатом, набиравшим силу с 414 по 429 год.
Несмотря на это история этого государства началась в самом начале III века. Именно тогда жил небольшой правитель Мугулюй, который и основал маленькое государство жужаней. К слову, по одной из версий учёных, именно от имени «Мугулюй» произошло ещё одно название – «монгол». И именно это порождает большую путаницу в области того, как именно называть общность людей, появившуюся в XII веке из целого ряда разных племён – татары или монголы.
В китайской хронике «История династии Вэй» содержится запись, что «[Первый правитель] жуаньжуань являлся потомком дунху (хуннов) и имел фамилию «Юйцзюлюй»». Там же поясняется, что все жужани вели свою родословную, как и правитель, от давным-давно сгинувшего народа.
Расцвет Жужаньского каганата
В период расцвета обсуждаемого государства, многие народы попали в зависимость от грозных степных правителей. В том числе жители современного Алтая – «зарождающаяся» общность тюрков, которые вскоре сместят Жужаньский каганат со своего места в середине VI века и станут второй по величине степной империей в истории. Но на момент начала повествования, тюрки или древние алтайцы – это верные кузнецы жужаньских каганов – именно они добывали этот сверхценный металл, обрабатывали его и вооружали несметные армии грозных соседей.
Но до этого было ещё долго. Пока, в момент своего расцвета, грозные каганы контролировали большую часть Великого Шёлкового пути. Именно поэтому быстро позабыли о своих гордых и сильных степных корнях и стали «мягкотелыми» обитателями удобных юрт и даже «каменных палат».
Из-за проблем с престолонаследием в каганате нередко проходили междоусобные разборки, ослабляющие государство. Более того, периодически, северные племена восставали за свою независимость. И постепенно, в этой борьбе за освобождение, всё большую роль играли вчерашние кузнецы – предки современных алтайцев.
Закат Жужаньского каганата
Постепенное ослабление каганов привело к тому, что в 552 году крупное войско тюрков разбили жужаньскую армию. Каган Анагуй, не в силах выдержать этого позора, решился добровольно оборвать свою жизнь.
Жужаньская знать, опасаясь приближающегося войска вчерашних данников и вассалов, с остатками войска бежали в Северную Ци. Но были и сопротивляющиеся – они выбрали нового кагана Тефу и попытались удержать государственность. Тщетно – уже через год Тефу погиб в битве с киданями. Но и это не поставило точку – из государства Северной Ци вернулся последний правитель – Юйцзюлюй Дэнчжу, ставший последним каганом погибающей степной империи.
Согласно одной из версий, Юйцзюлюй погиб в битве с тюрками. И последней его фразой, обращённой к чужому вождю, стало знаковое выражение, в котором слились и испуг, и изумление: «Ты был моим кузнецом»! По другой версии Юйцзюлюй был убит в результате заговора, так как местные элиты понимали всю безвыходность своего положения и пытались «выторговать жизнь» предательством.
Формально, после Юйцзюлюя на престол взошёл его сын – Юйцзюлюй Канти. Но он немедленно бежал в Северную Ци, так как не мог ничего противопоставить тюркской армии. И так как император Северной Ци намеревался подмять под себя часть степных территорий, он сместил Канти и поставил на его место лояльного Юйцзюлюя Аньлочэня, который должен был стать во главе остатков жужаньских сил.
Последний жужаньский правитель жил в городе Маичуань и получал денежное довольствие за счёт имперской казны. Но, по всей видимости, не знал крылатое выражение: «Не кусай руку, которая кормит» и в 554 году поднял восстание, удалившись в степь со своей армией.
Вскоре, Аньлочэнь погиб, так как был вынужден воевать с цискими войсками и тюрками. Разгромленные жужани, в поисках нового дома откочевали в Западную Вэй. Но не знали, что на тот момент времени Западная Вэй объявила себя союзницей Тюркского каганата. Как результат, император Тай приказал пленить остатки жужаней. И в 555 году, скрепляя союзнические отношения между двумя государствами, почти 3 тысячи жужаней мужского пола были связаны и положены на дорогу у восточных ворот города Чанъан. После, все пленные «потеряли» голову, так как тюрки считали своих вчерашних хозяев опасными противниками «пока жив хоть один из жужаней».
Послесловие: империи возникают и разваливаются
Не стоит обвинять правителя Западной Вэй в кровожадности. Умертвив мужчин, он сохранил жизнь женщинам и несовершеннолетним мальчикам. Жалкие остатки ключевого народа некогда могущественной империи откочевали на Восток, либо расселилась по территории современной Монголии.
Естественно, мальчики росли и становились мужчинами, постепенно увеличивая популяцию почти сгинувшего народа. Но и тюрки уже не держали зла – ставили своих управляющих, пока сами не были разбиты в конце I тысячелетия нашей эры.
В это же время, жужани, переплетаясь и сливаясь с местными народами, постепенно превратились в татар и монгол – абсолютно новую группу племён, которая начала своё новое возвышение. Об этом ярко говорят раннемонгольское погребения, в которых проглядывается «наследственность» от жужаней. Да и протомонгольский язык, по соображениям сегодняшних учёных, появился именно на территории Жужаньского каганата.
Так кто кого победил, по итогу? Вопрос оставлю открытым…
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о событиях, до нашей эры.