Найти в Дзене

ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СОМАТИЧЕСКИХ ДИСФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Соматическая дисфункция – это нарушенная функция связанных друг с другом компонентов соматической системы: скелетной, суставной и миофасциальной структур и их сосудистых, лимфатических и нервных элементов». Высокая социальная значимость последствий соматических дисфункций у детей раннего возраста в развитии заболеваний у лиц юношеского, в частности призывного возраста, обусловливает актуальность исследований по оценке состояния функций важнейших органов и систем их организма, обоснованию новых методов диагностики и лечения. Подростковый возраст является одним из узловых периодов роста и развития организма и личности человека. Именно в этот относительно короткий период происходит стремительное биологическое созревание, осуществляется кардинальный «скачок» в развитии, возникает и развивается ряд морфо- логических, физиологических и психологических процессов, существенно отличающих подростков и от детей, и от взрослых. Согласно сведениям, полученным в ходе всероссийской диспансеризации (2

Соматическая дисфункция – это нарушенная функция связанных друг с другом компонентов соматической системы: скелетной, суставной и миофасциальной структур и их сосудистых, лимфатических и нервных элементов».

Высокая социальная значимость последствий соматических дисфункций у детей раннего возраста в развитии заболеваний у лиц юношеского, в частности призывного возраста, обусловливает актуальность исследований по оценке состояния функций важнейших органов и систем их организма, обоснованию новых методов диагностики и лечения.

Подростковый возраст является одним из узловых периодов роста и развития организма и личности человека. Именно в этот относительно короткий период происходит стремительное биологическое созревание, осуществляется кардинальный «скачок» в развитии, возникает и развивается ряд морфо- логических, физиологических и психологических процессов, существенно отличающих подростков и от детей, и от взрослых. Согласно сведениям, полученным в ходе всероссийской диспансеризации (2002 г.), снизилась доля здоровых детей с 45,5 до 33,9% и увеличился в 2 раза удельный вес детей, имеющих хроническую патологию. 

Это может быть обусловлено недостаточным вниманием и неадекватным лечением соматических дисфункций у детей раннего возраста.

Известно, что «соматическая дисфункция – это нарушенная функция связанных друг с другом компонентов соматической системы: скелетной, суставной и миофасциальной структур и их сосудистых, лимфатических и нервных элементов».

Высокая социальная значимость последствий соматических дисфункций у детей раннего возраста в развитии заболеваний у лиц юношеского, в частности призывного возраста, обусловливает актуальность исследований по оценке состояния функций важнейших органов и систем их организма, обоснованию новых методов диагностики и лечения.

С целью оценки состояния функций важнейших органов и систем организма детей раннего воз- раста с соматическими дисфункциями и обоснования эффективности восстановительного лечения проведено комплексное обследование 300 доношенных детей, имевших признаки соматических дисфункций. По возрасту они были разделены на 4 группы: до 2 месяцев (n=80), с 2 до 6 (n=70), с 6 до 12 (n=70) и с 12 до 36 (n=80) месяцев.

По данным экспертных оценок установлен вклад соматических дисфункций в распространён- ность детской заболеваемости. Его величина составила от 25% (болезни мочеполовой системы) до 80-85% (болезни глаз и придаточного аппарата, болезни нервной системы, болезни органов дыхания).

Ведущими факторами риска развития соматических дисфункций у детей являлись патология родов, состояние плода и патология беременности. Несколько реже встречались отягощённый акушерско- гинекологический анамнез и экстрагенитальные заболевания матери. Сочетание двух факторов риска отмечалось в 27,5% случаев, четырёх – в 26,2% случаев. Сочетание одновременно трёх, пяти или шести факторов риска встречалось примерно в 14-15% случаев.

По результатам факторного анализа установлено, что в структуре факторов риска развития соматических дисфункций у детей раннего возраста ведущая роль принадлежит факторам патологии родов (34%) и состояния плода (33%). Доля значимости фактора состояния матери в период беременности составляла около 16%.

По результатам проведенных исследований, у детей раннего возраста с соматическими дисфункциями выявлено существенное ухудшение функционального состояния организма. Это проявлялось в ухудшении субъективного состояния (жалобы родителей) относительно нарушений сна, двигательного, эмоционального беспокойства, нарушений позы, аппетита, стула и речи (встречались в 40-80% случаев); дисгармоничности физического развития (в 53% случаев); деформации и изме- нении размеров черепа и грудной клетки (в 75-78% случаев); дисплазии тазобедренных суставов (в 32% случаев); нарушении осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и в двух плоскостях (в 12-19% случаев).

Отмечалось некоторое отклонение основных гемодинамических показателей от нормативных значе- ний (лёгкая степень тахикардии (131,7 уд./мин.), незначительное насыщение крови кислородом (около 81%), высокая частота встречаемости нарушений ритма сердца (синусовая тахикардия, брадикардия и аритмия встречалась в 70%, 21% и 67% случаев соответственно) и функционального систолического шума (в 47% случаев).

Со стороны системы органов пищеварения наблюдались такие признаки как срыгивание (в 50% случаев), запор (в 54% случаев) и диарея (в 24% случаев). Отмечалось повышение эхогенности печени и увеличение её размеров (в 41% и 29% случаев), а также неоднородность структуры печени и деформация желчного пузыря (в 25% и 18% случаев). По данным копрограммы выявлялись синдромы: недостаточности желчеотделения (в 62% случаев), энтеральный (в 38% случаев), илеоцекальный (в 25% случаев), дистального колита (в 14% случаев), пилородуоденальный (в 8% случаев) и гастритический (в 5% случаев). Патогенная флора встречалась в 87% случаев.

У детей раннего возраста с соматическими дисфункциями наиболее часто встречались вегето-вис- церальный (в 100% случаев), гипертензионный (в 85% случаев) и синдром пирамидной недостаточности (67% случаев). Миатонический синдром и синдром мышечной дистонии встречались значительно реже, в среднем, в 27-28% случаев. Признаки изменения нервно-рефлекторного возбуждения и напряжения околоротовой мускулатуры у детей раннего возраста с соматическими дисфункциями встречались в 100% и в 64% случаев соответственно, а девиации языка и гиперкинезы языка - в 62% и 48% случаев соответственно. У детей с соматическими дисфункциями выявлялась средняя степень тяжести спинальной травмы, оцениваемая по методике Л.А. Плеханова (2003).

При логопедическом обследовании детей с соматическими дисфункциями симптомы спастичности мускулатуры губ, языка и мягкого нёба встречались в 76%, 57% и 52% случаев, а дистонии – в 14%, 38% и 33% случаев соответственно. Признаки гипотонии мускулатуры языка, губ и мягкого нёба встречались значительно реже. 

Признаки строгого ограничения подвижности языка наблюдалbсь у детей в 53% случаев, а губ и мягкого нёба – в 46% и 11% случаев соответственно.

При остеопатическом обследовании детей раннего возраста с соматическими дисфункциями встречались признаки смещения шейных позвонков С2-С3 (в 41% случаев), С2-С3-С4 (в 59% случаев), а также признаки левой ротации (в 61% случаев) и правой ротации (в 39% случаев) шейных позвонков; признаки левой и правой ротации подъязычной кости (в 82% и 18% случаев соответственно); ограничение подвижности СБС и сошника (в 86% и 98% случаев соответственно); готическое нёбо (в 76% случаев), высокое нёбо (в 24% случаев); признаки смещения частей затылочной кости и смещения крестцовых сегментов (в 91% и 43% случаев соответственно).

У детей с соматическими дисфункциями отставание в развитии показателей общей моторики и социальной адаптации выявлялось в 84% и 30% случаев, а отставание в развитии показателей ручной умелости и развитии речи - в 49% и 62% случаев соответственно. У 25% детей с соматическими дисфункциями выявлена дисгармоничность психического развития.

При оценке показателей ортодонтического статуса у детей с соматическими дисфункциями были выявлены признаки: нарушения положения нижней челюсти (в 76% случаев), диспропорционального развития челюсти по длине и ширине (в 40% случаев), отклонения коронки зубов в язычную сторону (в 15% случаев), увеличения межрезцовой щели (в 14% случаев) и глубокого перекрытия резцов (в 13% случаев).

Дети контрольной группы получали стандартное консервативное лечение, включавшее в себя медикаментозное (стимулирующие, сосудистые, ферментативные, седативные и витаминопрепараты), физиотерапевтическое лечение, массаж, ЛФК. Подбор препаратов и их доз осуществлялся индивидуально в зависимости от состояния ребёнка, но по общепринятым методикам. 

Лечение назначалось и контролировалось один раз в месяц в амбулаторных условиях.

Дети основной группы получали только остеопатическое лечение, которое проводилось дифференцированно, с учётом патофизиологии соматических дисфункций и найденных нами патобиомеханических нарушений. Исходя из глобальных остеопатических концепций, использовались следующие методики: коррекция нарушений на уровне крестца, коррекция краниовертебрального перехода и шейного отдела позвоночника, коррекция смещений на уровне затылочной кости, декомпрессия СБС, дренаж венозных синусов, мембранозное затылочно-крестцовое уравновешивание, фасциальное уравновешивание, урав- новешивание внутренних органов. Остеопатическое лечение детей основной группы проводилось не чаще одного раза в неделю. Подбор методик, используемых на каждом сеансе, зависел от клинических проявлений заболевания и остеопатических нарушений. Количество проводимых сеансов определялось динамикой показателей функционального состояния организма и варьировало от пяти до десяти сеансов (в тяжелых случаях).

Сравнительная оценка эффективности стандартного и остеопатического методов лечения сомати- ческих дисфункций у детей выявила следующие особенности.

После остеопатического лечения отмечалось практически полное отсутствие жалоб родителей на состояние здоровья детей. При стандартном лечении значительная часть указанных жалоб (несмотря на выраженную положительную динамику) оставалась не только через 1-2 года после лечения, но и в возрасте детей, равном 5-6 лет. Так, на фоне стандартного лечения в возрасте детей, равном 5-6 лет, жалобы на нарушения сна и аппетита у детей встречались в 30% случаев, а на двигательное, эмоцио- нальное беспокойство и нарушения позы – в 45% случаев.

Признаки деформации грудной клетки на фоне стандартного лечения, независимо от периода обследования, определялись примерно в 60% случаев, нарушения осанки в сагиттальной и во фронтальной плоскостях – в 69-70% случаев, изменение длины конечности – в 60% случаев. После остеопатического лечения указанные признаки не отмечались.

По результатам проведенных исследований установлено, что у детей с соматическими дисфункциями после проведенного лечения, независимо от его вида (стандартное, остеопатическое), отмечалась положительная динамика большинства гемодинамических показателей (уменьшение значений показателей ЧСС, систолического и пульсового АД, частоты дыханий и МОК). При этом более выраженные сдвиги в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы у детей наблюдались после остеопатиче- ского лечения.

Установлено, что как у мальчиков, так и у девочек на фоне стандартного лечения значения фактических показателей САД были существенно выше, а показателей ДАД – ниже средневозрас- тных значений указанных показателей. Напротив, после остеопатического лечения детей с соматическими дисфункциями значения фактических показателей САД у мальчиков с соматическими дисфункциями через 1 год и 2 года незначительно отличались от расчётных средневозрастных величин. В возрасте детей, равном 5-6 лет, они полностью соответствовали расчётным средне - возрастным значениям указанного показателя. Превышение фактических значений показателей САД у девочек, по сравнению с расчётными средневозрастными значениями, в те же периоды обследования составило 8,0%, 8,4% и 1,5% соответственно, то есть меньше, чем при стандартном лечении.

После остеопатического лечения, по сравнению со стандартным, у детей с соматическими дисфункциями отмечались более выраженные благоприятные изменения в гемодинамике и сердечной мышце. 

Это проявлялось после остеопатического лечения в практически полном отсутствии признаков нарушения миокарда (функциональный систолический шум, нарушения ритма), а также в увеличении (до 100%) показателя функционального насыщения крови кислородом. На фоне стандартного лечения функциональный систолический шум через 1 год, 2 года и в возрасте детей, равном 5-6 лет, встречался в 19%, 11% и 15% случаев соответственно. Те же периоды обследования признаки синусовой тахикардии отмечались в 59-60% случаев, синусовой брадикардии в 10% случаев, а показатель функционального насыщения крови кислородом составлял около 88%.

Таким образом, в результате остеопатического лечения изменения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы детей с соматическими дисфункциями носили более выраженный благоприятный характер, по сравнению со стандартным лечением.

Сравнительная характеристика изменения значений показателей психомоторного развития детей с соматическими дисфункциями после лечения позволила установить следующие особенности. 

Так, через 1 год после остеопатического лечения количество лиц с признаками нормы или опережения психомо- торного развития составляло около 28%. Через 2 года после остеопатического лечения и в возрасте детей, равном 5-6 лет, их величина составляла уже, в среднем, около 43% и 53% соответственно. 

В то же время, на фоне стандартного лечения в указанные периоды обследования лица с признаками нормы (опережения) психомоторного развития отсутствовали. Напротив, через 1 год после лечения у 13% лиц выявлялись признаки отставания в психомоторном развитии.

Аналогично, признаки нормы (опережения) в развитии речи выявлялись уже через 1 год после остеопатического лечения (в 22% случаев), в дальнейшем их величина возрастала до 41% (через 2 года) и до 46% (в возрасте детей, равном 5-6 лет). На фоне стандартного лечения признаков опережения не выявлялось, но 100% детей с соматическими дисфункциями имели признаки отставания в развитии речи в первые 2 года и 33% – в возрасте 5-6 лет.

Признаки нормы (опережения) в развитии ручной умелости выявлялись уже через 1 год после ос- теопатического лечения (в 47% случаев), в дальнейшем их величина возрастала до 55% (через 2 года) и до 60% (в возрасте детей, равном 5-6 лет). На фоне стандартного лечения значительная доля детей с соматическими дисфункциями имела признаки отставания в развитии речи. Их величина через 1 год, 2 года и в возрасте детей, равном 5-6 лет, составляла около 75%, 59% и 33% соответственно. Через 1 год после остеопатического лечения доля детей с признаками опережения в социальной адаптации составляла около 19%, через 2 года – около 44%, в возрасте, равном 5-6 лет, – около 64%. В те же периоды обследования на фоне стандартного лечения у детей с соматическими дисфункциями определялся средний уровень развития признаков социальной адаптации.

Следовательно, у детей раннего возраста с соматическими дисфункциями выявлены нарушения ведущих органов и систем организма, показана высокая эффективность остеопатических методов в их коррекции.