Прошлой осенью мы с мужем получили шенгенскую визу для поездки во Францию. Визу дали на полгода, и мы хотели съездить куда-то еще до конца срока ее действия, но никак не могли определиться, куда именно. Я давно мечтала побывать на озере Гарда, а после рассказов друзей и просмотра одноименного фильма хотелось посетить Брюгге. А еще друг из Германии предложил приехать к нему в гости.
После всех метаний у нас родился грандиозный план: проехать на поездах и автобусах по Франции, Германии и Италии. В процессе построения маршрута в план включили еще Швейцарию. Наша поездка состоялась в мае и длилась две недели: в статье расскажу, как мы ее организовали, сколько потратили на путешествие, и как выгодно путешествовать по Европе на общественном транспорте.
Прошлой осенью мы с мужем получили шенгенскую визу для поездки во Францию. Визу дали на полгода, и мы хотели съездить куда-то еще до конца срока ее действия, но никак не могли определиться, куда именно. Я давно мечтала побывать на озере Гарда, а после рассказов друзей и просмотра одноименного фильма хотелось посетить Брюгге. А еще друг из Германии предложил приехать к нему в гости.
После всех метаний у нас родился грандиозный план: проехать на поездах и автобусах по Франции, Германии и Италии. В процессе построения маршрута в план включили еще Швейцарию. Наша поездка состоялась в мае и длилась две недели: в статье расскажу, как мы ее организовали, сколько потратили на путешествие, и как выгодно путешествовать по Европе на общественном транспорте.
Как мы составили маршрут поездки
Для начала мы выписали страны и города, которые точно хотим посетить:
- Париж, Франция,
- Брюгге, Бельгия,
- Рюдесхайм-на-Рейне, Германия,
- Сирмионе, Италия,
- Милан, Италия.
Затем — проанализировали цены на авиабилеты и расстояние между точками маршрута, чтобы понять, откуда лучше начать, и где — закончить поездку. Удобнее всего оказалось прилететь в Париж, а улетать из Милана. Мы выбрали рейсы «Москва-Париж» и «Милан-Москва» с пересадкой в Баку «Азербайджанскими авиалиниями». За билеты на двоих заплатили около 112 тыс. ₽, багаж включен в стоимость.
На время ночной пересадки мы забронировали отель в аэропорту: интересно было встречать там на завтраке весь летный состав с наших рейсов.
Затем я ввела в Google maps начальную и конечную точки маршрута и добавила места, которые мы обязательно хотели посетить: Брюгге, Рюдесхайм-на-Рейне, озеро Гарда. Я выстроила точки на карте так, чтобы мы продвигались от Парижа в сторону Милана и при этом не нужно было ехать в одну сторону, а потом возвращаться.
Для общественного транспорта Google не дает возможности выбрать дополнительные пункты назначения, поэтому маршрут из нескольких точек всегда нужно строить для автомобиля.
Мне было важно, чтобы длительность переездов между городами не превышала четырех часов, иначе на дорогу уйдет слишком много времени. Но дорога между некоторыми точками маршрута получилась очень долгой, поэтому я добавила промежуточные города.
Например, от Страсбурга до озера Гарда более 8 часов пути и несколько пересадок, поэтому мы решили сделать остановки в Люцерне Комо на одноименном озере. Итого у нас вышло 4 страны: Франция, Бельгия, Германия и Италия, и 10 городов, в которых мы хотя бы немного гуляли. Города, в которых мы просто делали пересадки — Брюссель, Базель, Баку —, я не считаю.
Дальше нужно было купить билеты на автобусы и поезда по маршруту. Дальше расскажу, как сделать это выгодно, и как устроен общественный транспорт в Европе.
Особенности общественного транспорта в Европе
Поезда в большинстве своем комфортабельные: удобные кресла, есть багажные полки, usb-порт. Во всех поездах есть туалеты, и они чистые, разница только в количестве: во Франции и Швейцарии туалет был в каждом вагоне, в Италии — один туалет на несколько вагонов.
Если располагать по степени комфорта, то на первом месте Швейцарские железные дороги, потом — Eurostar и итальянские поезда типа Frecciorosa, на третьем — итальянские Regionale и Intercity.
сть поезда зависит от длительности поездки и уровня комфорта. Например, поездка «Комо — Дезенцано-дель-Гарда» стоила от 14 до 27 € за человека. При выборе поезда за 27 € можно забронировать место и сэкономить час, а за 14 € придёт что-то вроде электрички, скорее всего, переполненной. Ехать придется на час дольше и, скорее всего, стоя.
В большинстве случаев мы выбирали вариант дешевле: например, до Гарды купили билет за 14 € и ехали стоя, решив, что час можно потерпеть. В итоге электричка оказалась слишком забита людьми, и с чемоданом ехать было некомфортно.
Автобусы в Европе намного дешевле поездов и очень популярны у туристов. Например, из Швейцарии в Италию минимальная цена билета на поезд составляла около 150 € на одного, а на автобус — 30 € на пассажира. Причем автобус был прямой: Люцерн — Комо, а время в пути — 3 часа, как и у поезда, но он ехал с пересадкой в Лугано.
Однако на автобусе поездка может продлиться гораздо дольше указанного времени из-за пробок. Например, по расписанию мы должны были выехать в 10-45 утра и в 13-45 уже быть в Комо. В реальности автобус сначала опоздал на полтора часа, и потом ехал пять часов вместо трех. В итоге в Комо мы приехали только в шестом часу вечера.
Утешением нам было то, что виды из окна по дороге были очень красивые, автобус комфортабельный, даже с туалетом, и экономия на билетах грела нам душу. Но такой вариант нужно выбирать, если вы никуда не опаздываете, нет пересадки, вылетающего рейса, оплаченной экскурсии, и так далее.
Билеты на любой транспорт нужно покупать заранее. Иногда, особенно в сезон отпусков, билетов на нужный поезд просто может не быть.
Важно! Касс с кассирами в Европе практически нигде нет — только автоматы по продаже билетов. Оплатить билеты даже в кассе, в основном, можно только банковской картой. Если ее нет, найти кассу, где примут наличные, будет сложно. В автоматы часто очереди и можно не успеть купить билет, если приехать к поезду без запаса по времени.
Как выгодно путешествовать по Европе
Все билеты на поезда я покупала в приложении Omio, а на автобус — на сайте компании FlixBus. Перед покупкой билетов:
- строила маршрут для общественного транспорта в Google maps,
- смотрела, какими поездами можно доехать: например, EuroStar, Trenitalia, SBB, SNCF,
- проверяла их стоимость на сайте перевозчика,
Покупать единый билет на маршрут дешевле. Например, выяснилось, что два отдельных билета по маршруту «Париж — Брюссель» перевозчиком Eurostar и «Брюссель — Брюгге» компанией Intercity стоят 80 € на человека. При покупке единым маршрутом в приложении Omio билет обошелся в 60 €. В дальнейшем я покупала билеты через него, и за лояльность получила скидку 10%. Благодаря ей переезд «Страсбург — Люцерн» обошелся нам в 27 € на человека вместо 30 €.
Цена на один и тот же маршрут сильно зависит от времени отправления транспорта. Если вы приехали на вокзал, не изучив заранее расписание поездов и цены на билеты, может оказаться, что ближайший поезд очень дорогой. Например, стоимость билета на поезд «Брюгге — Кельн», в зависимости от времени отправления, варьировалась от 38 до 88 € на человека. Билеты по маршруту «Париж — Брюгге» стоили от 61 до 142 €. Во всех случаях рейсы выполнялись от одной и той же компанией, и почему такая разница в цене — непонятно.
По Европе дешевле всего путешествовать автобусами Flixbus: например, из Парижа в Брюгге мы доехали поездом за 120 € на двоих, а билеты на автобус обошлись бы в 48 €. Но при выборе автобуса нужно учитывать пробки и закладывать больше времени на переезд: можно сразу умножать указанное на сайте время на два.
Наш бюджет поездки на двоих на две недели составил:
- перелет: 110 тыс. ₽,
- отели: в среднем 130-150 € за сутки, всего около 150 тыс. ₽
- переезды общественным транспортом — примерно 40 тыс. ₽,
- экскурсии — примерно 30 тыс. ₽.
В следующей статье расскажу, где искать мероприятия и экскурсии в городах Европы, как найти, забронировать и оплатить жилье, и как сэкономить на экскурсиях и проживании в отелях.
Читайте также в нашем журнале: