Найти тему
Вечерний Юрист

Из крана течет ржавая вода

❓ Можно ли при этом требовать перерасчет услуг ЖКХ (ХВС или ГВС)?

🔸В качестве основного поставщика холодной воды в Москве и Подмосковье выступает Мосводоканал. Горячее водоснабжение предоставляется ресурсоснабжающей организацией ПАО «МОЭК».

В соответствии с договором, Мосводоканал обеспечивает качественную очистку воды и её последующую транспортировку только до «входа» водопровода в зону ответственности управляющей компании (водораздаточный узел, ввод трубы водоснабжения в дом).

Аналогичное разграничение ответственности действует и для ПАО «МОЭК». Ресурсоснабжающие организации не отвечают за ухудшение качества воды, которое произошло вследствие внутридомовых аварийных ситуаций или изношенности внутридомовой системы водоснабжения.

🔸Ответственность за внутридомовые сети несет организация, обслуживающая дом — это УК, ТСЖ или ЖСК и обязаны контролировать качество коммунальных услуг.

Поэтому, как правило, о проблемах с качеством водопроводной воды надо обращаться в «Жилищник» или другую управляющую организацию.

🔸 Качество предоставления коммунальных услуг, в том числе холодного и горячего водоснабжения (ХВС и ГВС) регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 11.04.2024) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")!

Требования к качеству ХВС определяется Приложением № 1 Постановления, согласно разделу I которого, для холодного водоснабжения постоянное соответствие состава и свойств холодной воды определяет СанПиН 2.1.4.1074-01: «3.5. Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4». Должны обеспечиваться следующие требования по запаху, наличию осадка, цветности и мутности воды:

Таблица 4. СанПиН 2.1.4.1074-01
Таблица 4. СанПиН 2.1.4.1074-01

Аналогичные требования к качеству горячего водоснабжения – ГВС, определяет СанПиН 2.1.4.2496-09.

📖 Цветность — это интенсивность окраски воды из-за наличия цветения, органических соединений, трехвалентного железа. Чтобы определить цветность, образец воды сравнивают с эталоном — 1000 градусной шкалой образцов окраски. Допустимые нормы СанПиН по этому показателю — 20 градусов.

📖 Запах, осадок – количество баллов определяется экспертным путем по 5 балльной шкале. Запах питьевой воды должен отсутствовать или его интенсивность должна быть слабой (до 2 баллов). Другими словами, запах замечается потребителем только если обратить на это его внимание.

Таким образом, на глаз «правильная» вода почти бесцветная, без осадка и без запаха. Если в воде присутствует желтоватый или белесый цвет, есть осадок, или затхлый, гнилостный, травяной или железистый запах – это повод обратиться в Жилинспекцию или Роспотребнадзор с жалобой на качество воды и за проведением экспертизы.

На основании ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», пп «д» п. 33, п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг (Пост. Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) - потребитель имеет право на снижение размера платы при оказании ему некачественной услуги.

🔸 В соответствии с п.101 Правил - размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Например, если в месяце 30 дней, и некачественная услуга предоставлялась 1 день, то размер платы за месяц должен быть уменьшен на 1/30 от полного размера платы за коммунальную услугу. При постоянном несоответствии оказанных услуг требованиям нормативов – плата подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

🔸 За перерасчетом следует обращаться в Управляющую компанию с письменной претензией, имея на руках результаты экспертизы.