Статья: Нейропсихология детского возраста как наука и на каком этапе полезна нейрокоррекция.
Нейропсихология это наука изучает мозговые механизмы психических функций, а также понимание связи структуры головного мозга с психическими процессами организма. Рассматривает проблемы нормального и аномального развития.
Нейропсихология изучает ВПФ:
• внимание (концентрацию, возможности переключения);
• восприятие информации
• мышление;
• речь;
• способность к волеизъявлению и самостоятельному принятию решений;
• контроль деятельности;
• эмоции.
Основные задачи нейропсихологии:
• выявление закономерностей работы мозга в ходе взаимодействия с внешними и внутренними факторами;
• оценка функционального состояния головного мозга и его основных блоков, отделов и структур;
• проведение нейропсихологического анализа в случае повреждений отдельных элементов мозга.
Коррекционная работа с детьми носит комплексный характер как оздоровительные процедуры для профилактики развития ребёнка, так и с применением нейропсихологических методик для коррекции развития детей.
Применение нейропсихологических методик и упражнений направлены на коррекцию:
• проблемы школьного обучения, таких как письмо, чтение, счет, речевое мышление
• поведенческие нормы, адаптация к школе, детскому саду, навыки коммуникации и восстановление игровой сферы деятельности
• Восстановление и коррекция отдельных элементов развития головного мозга и высших психических функций
• Развитие и коррекция интеллектуальных процессов
• Восстановление графических навыков и письма, ориентация право и лево
• Пространственные представления во времени и календаря, изучение времени года, дни недели
• Оптимизация сенсомоторного обеспечения психических процессов и стабилизация общего тонуса тела
•Нейрозарядка и коррекция межполушарного взаимодействия и Восстановление работы правого и левого полушария головного мозга
• Мозжечковая стимуляция Вестибулярной деятельности с использованием различных видов тренажёров, баламетрикс, стабилотренажер, метроном
Ребенок проходит нервно-психическое развитие, которое состоит из следующих этапов:
1. Моторный (1 год)
2. Сенсорный (1-3 года)
3. Аффективный (3-12 лет)
4. Идеаторный (12-18 лет)
Головной мозг по А.Р. Лурия состоит из трех функциональных блоков: 1 энергетический блок, 2 блок приёма, обработки и хранение информации, 3 блок программирование, регуляции и контроля.
В нейропсихологии отклонение в развитии возникает из-за:
• Несформированности
• Дефицитарности
• Функциональной несформированности
Отделов головного мозга, в результате чего возникают нарушения эмоционально-волевой сферы, когнитивной сферы, сенсо-моторной сферы деятельности ребёнка.
Существует два понятия в нейропсихологии это Синдром и симптом. Давайте рассмотрим каждое из них:
Нейропсихологический синдром это закономерное сочетание симптомов, устойчивое нарушение высших психических функций при локальных поражениях головного мозга, обусловленное поражением.
Нейропсихологический симптом это нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин).
Заключение и выводы:
Лучше для родителей и развития ребёнка обратиться к специалисту нейропсихологу при наличии отдельного симптома заранее, предотвратив и предупредив ухудшение в развитии и формирования синдромов.
Тревожные «звоночки»:
Эмоциональная волевая сфера
• Импульсивное поведение, раздражительность
• Эмоциональная неустойчивость
• Высокий уровень тревожности
• Повышенный уровень агрессии
• Состояние напряжения (невротические симптомы, например сосание пальца, обкусывание ногтей, нарушение сна и аппетита)
• Перепады настроения
• Не придерживается правильного поведения в школе, в детском саду
Трудности в учении
• Проблемы, нарушение чтения
• Трудности в математике, счет
• Нарушение письма
Нарушение психического развития, ЗПР, СДВГ
• Внимание
• Память
• Мышление
• Речь
• Нарушение моторных функций
Нейропсихологическое развитие:
• Дефицитарность внимания
• Повышенная утомляемость
• Истощение нервной систем
Желаю успехов вам и вашим детям. Приходите на занятия! Мы вам поможем и сделаем гармоничным развитие вашего ребенка!
Автор: Дашунина Наталья Николаевна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru