Найти в Дзене
Жизнь в движении

История МКАД: Как дорога без фонарей и полос стала самой "пробочной" магистралью Москвы

Оглавление

Почему МКАД называли "дорогой смерти"?

Когда была построена главная магистраль Москвы?

Действительно ли, что замысел строительства кольцевой магистрали возник задолго до Великой Отечественной войны? И почему здесь всё - равно будут лютые пробки, сколько МКАД не расширяй? Давайте попробуем разобраться...

Прифронтовая военно-кольцевая магистраль

О необходимиости кольцевой дороги вокруг Москвы заговорили ещё в 1930-х годах. Активно шла индустриализация столицы, автозаводы наращивали выпуск автомобилей. Но из-за отсутствия объездных дорог основной поток грузов шёл транзитом через город. И ожидаемо, что узкие московские улицы не могли справиться с наплывом грузового транспорта.

-2

Работы над проектом будущей магистрали в обход Москвы началась в 1937 и через три года «Союздорпроект» завершил составление проектного задания на строительство МКАД.

-3

Увы, начать строительство было не суждено и работы пришлось свернуть из-за начавшейся войны. Уже в июле 1941 года сложная ситуация на фронтах и нависшая над столицей угроза захвата заставила вспомнить о замороженном проекте трассы.

Стало понятно, что для переброски войск и военной техники из Сибири и Урала для обороны Москвы без кольцевой дороги не обойтись. Государственный комитет обороны принял решение построить дорогу по упрощённому проекту.

МКАД 1961
МКАД 1961

За несколько месяцев в авральном режиме проложили пересекающиеся друг с другом грунтовые рокадные дороги протяженностью 125 км, которые отдаленно напоминали окружность.

-5

Дорога получила название "Прифронтовая рокадная дорога" В работах на строительстве объездной дороги принимало участие больше десяти тысяч человек и была задейстована вся доступная на тот момент техника.

МКАД на пересечение с Рублевкой
МКАД на пересечение с Рублевкой

"Пограничье" Москвы

После окончания войны было не до строительства новых магистралей - надо было решить вопрос с восстановлением существующих разрушенных дорог. К проекту создания полноценной кольцевой дороги вокруг Москвы вернулись только в первой половине 1950-х годов.

-7

Довоенный проект магистрали «Союздорпроект» полностью пересмотрели. Магистраль по обновленному плану должна была проходить примерно в 20 км от центра Москвы, иметь протяженность около 109 км, ширину 24 метра.

Конструктивно трасса оказалась новым для СССР проектом. Были использованы технологии, широко применяемые для строительства магистрале в США - бетонные плиты вместо асфальта и развязки в форме клеверного листа.

1958 год строительство МКАД
1958 год строительство МКАД

Строительство дороги началось в конце 1956 года и уже спустя четыре года был сдан в эксплуатацию первый 48-километровый участок от Ярославского до Симферопольского шоссе.

Полностью же удалось замкнулось кольцо вокруг Москвы в ноябре 1962 года. Исторически нумерация километров на кольцевой шла по часовой стрелке от Горьковского шоссе, так и осталось до сих пор.

-9

Внутри кольцевой дороги оказались деревни Черемушки, Печатники, город Бабушкин и Люблино, Бескудниково, Крылатское, Лианозово. Получилось так, что до мая 1984 года, когда случилось очередное расширение границ, МКАД являлся и административной границей Москвы.

МКАД 1970е
МКАД 1970е

МКАД в те годы мало походило на привычную в современном понимании автомагистраль и скорее это была загородная трасса - неосвещенная "бетонка" с четырьмя полосами движения, разделенная четырехметровым газоном с бордюром. Справа вместо обочины были рифленые бетонные плиты и тоже по американской технологии. Асфальт на МКАДе появился значительно позже.

На момент запуска московское кольцо являлось передовой технологичной трассой с 33 двухуровневыми развязками в виде клеверного листа, 46 наземными переходами, 12 железнодорожными путепроводами и двумя мостами через Москву-реку и канал им. Москвы.

Переход на МКАДе
Переход на МКАДе

Кроме этого на МКАД были устроены съезды и "карманы" для стоянки машин, остановки, открыты АЗС и построены посты ГАИ.

Расчётная пропускная мощность МКАД на момент строительства составляла около 36 тысяч автомобилей в день и на тот момент этого должно было хватить на несколько десятков лет.

Так МКАД стал самой скоростной и самой современной магистралью страны.

МКАД 1963г
МКАД 1963г

"Дорога смерти"

К середине 1970-х годов уровень автомобилизации в СССР ощутимо вырос. И хотя МКАД еще справлялся с возросшей транспортной нагрузкой, но стало понятно, что вопрос пропускной способности скоро станет актуальным.

В 1974 году стартовал первый проект частичной реконструкции кольцевой трассы. По замыслу проектировщиков с помощью частичного расширения проезжей части на некоторых участках было возможно увеличить пропускную способность магистрали до 50 тысяч машин в сутки.

1960й год у Ярославского шоссе
1960й год у Ярославского шоссе

Через три года завершились работы на самом загруженном участке между ш. Энтузиастов и Волгоградским проспектом и вопрос временно закрыли.

К середине 1980-х годов ситуация с загрузкой московского кольца вновь стала актуальной. Скорость движения транспорта постепенно снижалась и современным требованиям магистраль уже не удовлетворяла - без освещения, бетонное покрытие, две - три полосы в каждую сторону и без разметки на большей части.

МКАД 1962г
МКАД 1962г

В начале 1990-х была предпринята очередная попытка увеличения пропускной способности МКАД. Власти решили пойти по "экономичному" варианту и просто убрать разделительный газон с добавлением по одной полосе движения в каждую сторону. Парк автомобилей продолжал расти, стало появляться очень много личного транспорта.

-15

Заторов особенно меньше не стало. Некогда прежние передовые технические решения с развязками в форме клеверного листа теперь стали тормозить поток. Повсеместно появились пересекающиеся потоки движения. Из-за отсутствия разделителя и возросших скоростей возросла и аварийность.

-16

Печальная статистика из первой половины 1990-х... Ежегодно на МКАДе погибало до 200 человек и около тысячи получали травмы и увечья. Так вот образцово-показательная магистраль превратилась в "дорогу смерти", как её между собой называли водители. Главная магистраль Москвы требовала масштабной реконструкции.

-17

Осветить и перестроить

К середине 1990-х на кольцевой установили бетонные разделительные барьеры и мачты освещения. Благодаря этому удалось снизить самые тяжелые ДТП с лобовыми столкновениями. И в 1995 году начался самый большой с момента постройки этап реконструкции дороги.

За 4 года проезжую часть расширили до 5 полос в каждую сторону, построили новые мосты, тоннели и путепроводы, перенесли сотни километров подземных и инженерных коммуникаций.

-18

Благодаря этому удалось увеличить пропускную способность до 210 тысяч автомобилей в сутки. Пока шла реконструкция, город стоял в пробках, как и сама кольцевая магистраль. Но все понимали, что это необходимость.

Остановка 1960-е.
Остановка 1960-е.

И несмотря на огромный объем работ, основную причину заторов - развязки - "бабочки" не убрали. Просто оттянули необходимость глобальной реконструкции ещё на десяток лет. К концу двухтысячных годов МКАД встал и теперь уже "наглухо" из-за увеличившегося в разы автопарка столицы.

-20

Второй этап большой реконструкции начался в 2011 году. При новом градоначальнике решено было избавляться от развязок-"бабочек" и переходить на многоуровневые развязки. Долго, дорого, но необходимо.

МКАД пересечение с Минским шоссе 1984г
МКАД пересечение с Минским шоссе 1984г

Но проблемы остались

За прошедшие годы на кольцевой автодороге реконструировали или построили заново 22 развязки. Объем строительства сопоставим с первоначальным размахом проекта.

-22

Да, это разгрузило транспортную артерию столицы, но кардинально не решило проблем с заторами. Расширять десятиполосную магистраль до бесконечности невозможно. Также вдоль магистрали выросли десятки торговых центров и рынков.

МКАД превратился из автомагистрали в торговую улицу. В какой-то момент стало понятно, что если не вывести транзитные транспортные потоки за пределы МКАД, то город опять встанет.

Конец 1980-х
Конец 1980-х

Постепенно стали запрещать движение грузового транспорта транзитом через МКАД и перенаправили потоки на ЦКАД, первую и вторую "бетонки". Да и в самой Москве начались работы по строительству рокад, которые бы улучишили связаность районов без необходимости выезда на МКАД.

МКАД конец 1990-х
МКАД конец 1990-х

Постепенно стали запрещать движение грузового транспорта транзитом через МКАД и перенаправили потоки на ЦКАД, первую и вторую "бетонки". Да и в самой Москве начались работы по строительству рокад, которые бы улучшили связанность районов без необходимости выезда на МКАД.

МКАД современные развязки
МКАД современные развязки

В 2024 году ЦОДД раскрыл данные о количество машин, ежедневно проезжающих по Московской кольцевой автодороге. Цифры меня впечатлили - каждый день по МКАД проезжает 1,36 млн. автомобилей. И только половина из них из Москвы, а вторая половина из регионов России.

За 60 лет трафик на кольцевой вырос более, чем в 40 раз! При этом МКАД так и остался одной из самых аварийных магистралей в регионе...