Найти в Дзене

Стритфуд по-калининградски: Как еда объединяет людей

Оглавление

В 2024 году объединению Street Food Russia исполнилось 10 лет. С чего всё начиналось и как за эти годы менялись пространства городов и вкусовые предпочтения людей благодаря фестивалям уличной еды, рассказываем ниже.

2014
Первый фестиваль

Фестиваль берёт истоки ещё в 2012 году. Тогда еда была лишь частью многих мероприятий, но чтобы идти на фестиваль ради еды — такого ещё никто не делал.

Если честно, никто особо не верил в эту идею кроме нас — но мы делали. Нам говорили, будет человек 300 максимум, а в итоге пришло восемь тысяч. Всё получилось. Так мы провели первый гастрономический фестиваль в России. И понеслась...


Первый Street Food Weekend прошёл во Фридрихсбургских воротах с международным размахом: большинство проектов были гостевыми (из Москвы), а два — из другой страны: Sokolovka из Польши и Richard McCormick’s из Швеции. Ричард не говорил на русском и угощал гостей хот-догами с копченым лососем. Он сам выбирал рыбу на местном рынке, коптил её, а так как делать ему это было негде, организаторы договорились с одним из заведений, где он и подготовился к мероприятию.

-2
-3

7 проектов было из Москвы. Все они были интересными и новыми для города. Например, проект THE HUMMUS впервые широко представили в городе ближневосточную еду: хумус и фалафель. Ребята запомнились, но был минус — постоянно приходилось отвечать на вопрос «а что такое фалафель?». Были и звезды. Например, THE BURGER BROTHERS — бургерная-пионер уличной еды в Москве. Именно они задали моду использовать слово «бургер» в названии компаний, а журнал «Афиша» в 2013 году поместил совладельца Александра Залесского на обложку вместе с известными рестораторами Аркадием Новиковым и Уиллиамом Ламберти.

Не обделен вниманием был и такой напиток, как кофе. Приехали сразу два проекта из Москвы о кофейной культуре третьей волны. Это известные до сих пор «Даблби» и «Камера обскура». Оба участника готовили спешелти кофе — в Калининграде тогда такого почти не было. Это был большой вклад в кофейную культуру Калининграда. А ещё «Даблби» привезли свой культовый лавандовый раф.

Никто не ожидал, что будет столько людей. Под вечер у всех участников всё закончилось. Продали всё, что можно было продать.

-4

2015
Появление «Фиштиваля»

После успеха первого фестиваля организаторы только успевали генерировать идеи: что проводить, в каких местах, какие концепции. Среди их проектов новогодние ярмарки на Острове Канта, фестивали в Светлогорске, конференции сыра в Немане. Какие-то концепции жили только несколько сезонов, а какие-то остались по сей день.

Например, «Фиштиваль». Он родился из желания делать акцент на туристических особенностях региона — а это море и рыба. Так и появился фестиваль, полностью посвященный морской продукции — традиционному местному продукту. В 2015-м он назывался Fish Food Festival. Сами организаторы оценивают название как не самое удачное — запоминается не очень. Но под таким названием фестиваль проходил несколько лет. И с каждым годом набирал обороты.

-5

Сейчас «Фиштиваль» — это полноценная выставка морской гастрономии. Сюда приезжают участники со всей страны, и только на майские праздники можно попробовать такой большой ассортимент рыбы со всей страны. А в 2022 году «Фиштиваль» получил гран-при Всероссийского конкурса гастрономических туристических проектов.

2016
Туристы и дети

В 2016-м Street Food Weekend снова прошёл на острове Канта, но на этот раз пространство переосмыслили. Обновленная территория фестиваля на острове Канта была заполнена всевозможными активностями для детей и взрослых: живая музыка и танцы, активный спорт, йога, квесты, интеллектуальные и подвижные игры и научно-популярные лекции. Как рассказывал идеолог фестиваля Александр Исаев, новой целью было создать точку притяжения для семей с детьми.

Мы ждали семьи с детьми, и количество детей действительно зашкаливает. Это означает, что люди, для которых мы стараемся, получают наш посыл. Они очень довольны тем, что тут происходит. А если они довольны, значит мы выполнили ту задачу, которую сами перед собой поставили.
-6

Одновременно с этим фестиваль привлекает всё больше туристов — причём они приходят целенаправленно. Количество участников из других городов тоже растёт. В 2016-м на фестивале состоялся дебют корейского проекта «Пян-се», который в будущем станет завсегдатаем стритфуд-фестивалей по всей стране и постоянным участником «Городского Пикника» в Калининграде. Приезжают фудтраки из Польши и Литвы. Street Food Weekend называют «новой страницей в городской истории».


2017
Russia Street Food Awards

Летом, перед городским пикником с организаторами калининградского фестиваля связался основатель премии European Street Food Awards и предложил провести премию в России — сделать российский аналог. Сомнения были: всё же Калининград — не столица. Но потом создатели Street Food Weekend поняли, что единственные подходят для этой премии — в России больше не было фестиваля, который объединял бы участников со всей страны.

-7

В итоге результат превзошел все ожидания. Членами жюри были президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, глава Международного Эногастрономического центра Леонид Гелибтерман, заместитель главного редактора журнала Gastronom Людмила Сальникова и московский ресторатор Ксения Караулова. Победителем выбрали «Быков Бар» с треской по-мурмански, которое отправилось на финал в Европу и там тоже заняло первое место в номинации «Главное блюдо». Поэтому премию оставили и сделали ежегодной. Каждое лето в Калининграде на «Городском пикнике» вручается премия за лучшее блюдо уличной еды — Russia Street Food Awards.

2018
Развитие пространства

С самого начала работы организаторы хотели развивать туристический потенциал Калининградской области — фестивали отлично для этого подходят. Например, для ревитализации пространства. Самый яркий пример — фестиваль Летнего озера в Балтрайоне в 2017 году, который делали совместно компанией «Табаско». После него удалось в значительной мере облагородить место, которое горожане старались обходить стороной.

Или ныне популярный остров Канта. В начале 2014 года там находился только собор, а пространство вокруг — как зона отчуждения. Но потенциал есть всегда — главное, хотеть его найти. Организаторы привлекли внимание к острову благодаря большому количеству посетителей и увидели перспективу в совсем не развитого тогда пространства под мостом. Это было сложно — только песка пришлось привезти несколько фур. Бурьян выкосили, чтобы подготовить площадку. После пикника обнаружилась ещё одна проблема — текло с моста. Её помогла решить мэрия. Мост подлатали, и и это пространство стало ещё лучше.

-8
-9

2019
Первый фестиваль за пределами Калининградской области

Команда признаётся: они всегда работали и думали, что раз они проводят фестивали, то и остальные умеют. Выяснилось, что это не так, и в какой-то момент появился запрос на то, чтобы делиться знаниями. Сначала организаторы привозили людей в Калининград, чтобы делиться опытом, но в 2019 году вышли на новый уровень. Команду Kaliningrad Street Food попросили не просто научить, а организовать фестиваль — но уже в «большой» России.

Так в 2019 году впервые калининградский фестиваль вышел на всероссийский уровень — и остался там. На данный момент команда провела фестивали в Смоленске, Ростове-на-Дону, Курске, Ленинградской области и не только. Kaliningrad Street Food закономерно стал частью большого целого — организации
Street Food Russia.

-10

-11

За четыре года история работы вне Калининграда оказалась весьма насыщенной: от фестиваля в Курске до достижения всероссийского уровня. В 2023 году команда Street Food Russia получила сразу четыре премии от Минпромторга в категории «Лучший торговый фестиваль страны» за мероприятия в Ростове-на-Дону, Смоленске и Калининграде, а также за «Фиштиваль».

2021
Образовательные программы

-12

Важная, но не всегда заметная часть работы Street Food Russia — образовательная. При подготовке фестиваля в других городах организаторы изучают особенности кухни региона и его истории. И когда команда начала проводить фестивали по всей России, страна открылась с новой стороны. Чтобы рассказать о многообразии нашей страны и локальных особенностях разных городов, стали снимать фильмы. Так появился проект «В поисках вкуса».

Каждый фильм можно разделить на три смысловые части: изучение локальных особенностей, рассказ о традиционном блюде региона и создание его современной фестивальной адаптации. Получается рассказ про традиционную кухню разных регионов, но в современном исполнении. А фестивали — возможность осмыслить локальные традиции и дать им второе дыхание.


Текст: Ольга Орлова