Если вы, как и многие молодые люди в 2000-х годах, включая меня, носили кеды с тремя полосками, мечтали долететь до Марса за 30 секунд и нет-нет, да и «сжигали сентябрь», то вы, вероятно, были поклонником альтернативной музыки. Вам наверняка нравились такие группы, как Linkin Park, Three Days Grace, 30 Seconds to Mars, SOAD, Stigmata, Jane Air и другие.
Кроме того, вы, скорее всего, помните телеканал A1.
Я не был его ярым поклонником, он был для меня тем, чем сейчас является YouTube или Яндекс Музыка — генератор приятного шума на заднем фоне. Однако я удивился, когда в один (не)прекрасный день понял, что перестал включать его. И, как выяснилось, не я один. Позже мы с друзьями, которые так же смотрели/слушали A1, обсуждали это. Все говорили примерно одно и то же: «Там теперь в основном реп крутят, а это уже не круто». Но в какой момент и почему это произошло? Я помню, что долгое время этот канал был включён, а потом всё — как бабка отшептала.
Понимаю, что не только я задавался этим вопросом. Многим хотелось бы узнать, как так вышло. И вот теперь мы можем получить ответ — не просто краткий факт вроде «изменение политики компании», а ретроспективный взгляд на жизненный путь канала A1 с момента его основания в 2005 году, когда он поднялся на волне альтернативного движения, до 2011 года, когда всё пошло, а скорее уже пришло, куда-то не туда.
Автор
Для начала давайте познакомимся, кто еще не знаком, с автором, ведь это, в том числе, и его история. Кто же этот человек?
Wikipedia подсказывает нам, что на фото сверху изображен Сергей Александрович Кормилицын, он же Сергей Хоббит, он же VJ Hobbit — российский теле- и радиоведущий, блогер, музыкант, писатель. Он получил известность в качестве ведущего телеканалов A1 и 2x2, а также радио Maximum.
Сергей ведёт два канала на YouTube, о которых мне известно. Один из них — «Серёжка Хоббит», где он делится новостями из мира музыки. А другой — «Hobsplay» — погружает нас все глубже и глубже в пучину мрачного мира Warhammer 40k, где война длится вечно.
Так же Сергей Хоббит — не только талантливый аккордеонист с дипломом, но и участник группы «Invektiva», которая, кто бы мог подумать, играет в жанре альтернативной музыки.
«Invektiva» открыла выступление Мэрилина Мэнсона на церемонии Ramp 2007 года (Ramp – ежегодная премия в области рок-музыки, которая вручалась телеканалом A1 в те времена). Клипы группы Сергея также транслировались на A1.
Книга
Описание
В книге уже упомянутый Сергей Хоббит, бывший ведущий телеканала A1, делится воспоминаниями о жизни и работе музыкального канала. Он рассказывает о том, как приглашали на съёмки знаменитые группы, как менялись музыкальные предпочтения, и почему «Первый Альтернативный» перестал существовать.
Структура
Книгу условно можно поделить на блоки, с 2005 по 2010 год, а далее более детальное описание того, что происходило и как менялся телеканал в каждый из этих годов. Не ждите здесь от меня больших подробностей, чтобы не получить неожиданный спойлер.
Стиль и язык
Книга написана простым и понятным языком, который я могу сравнить со стилем написания постов на интернет-форумах — в тексте присутствуют жаргонизмы, опечатки и даже мат. Однако, если вы спросите мое мнение, то я отвечу, что это не делает книгу хуже.
Конечно, вы можете ожидать от книги в твёрдой обложке другого стиля и более лучшей редакции, но именно такой подход придаёт ей особый шарм. Благодаря этому я ещё больше убедился в искренности автора. Если бы текст был идеально отшлифован, это могло бы означать, что к нему приложили руку цензоры или люди, заинтересованные в определённой подаче информации. А здесь видно, что автор хотел поделиться своими мыслями без приукрашиваний и рассказать всё так, как он это видел и помнит.
Надеюсь, что будет выпущено второе издание, в котором исправят большинство недочётов, но это будет именно что исправлением ошибок, но не курированием и контролем.
Сторонние источники
В книге есть текстовые версии аудиосообщений некоторых VJ-ев с описанием того или иного события, что позволяет увидеть ситуацию глазами не только автора, но и других людей.
В книге также много QR-кодов, ведущих на записи передач. Я не стал смотреть их все, потому что почти каждая передача сопровождалась текстовой распечаткой. Однако один из видеороликов, который я всё же посмотрел, был скетчем с беседой Оливера Сайкса и военкома о предстоящей службе в армии. Это было великолепно! Особенно если сделать поправку на время.
Также стоит отметить, что часть ссылок вели на группу во ВКонтакте, для просмотра контента которой необходимо сначала подписаться на эту группу.
Личный взгляд
Забавно, но я не помню, чтобы смотрел Хоббита на A1. Познакомился я с творчеством Сергея, когда начал смотреть его канал о «Вахе». Меня настолько увлёк его контент и сама подача, что я также начал смотреть и его музыкальный канал. Там я узнал о книге, которая тогда только готовилась к публикации, и сразу же её заказал.
Книга о Первом Альтернативном, написанная Сергеем, является увлекательным погружением в атмосферу нулевых, когда телеканал A1 был на пике популярности. Не могу не отметить еще раз атмосферность изложения и множество интересных фактов о внутренней «кухне» канала, создании популярных программ и культовых музыкальных групп того времени. В книге обсуждаются как воспоминания о любимых передачах, так и некоторые подробности о жизни A1 и его сотрудников.
Формат с QR-кодами добавляет интерактивности, позволяя расширять свое восприятие контента, хотя кого-то это и может отвлекать. А с другой стороны — как еще поместить видео в книгу? Мы тут, знаете ли, не в Хогвартсе. Хотя и там у них были только гифки в газетах.
Единственный момент, который я бы отнёс к минусам, — это недостаточно проработанное завершение книги. Создаётся впечатление, что либо автору не хватило времени, либо он уже устал, либо хотелось поскорее закончить эту часть книги, и поэтому он писал её в спешке.
В целом, несмотря на некоторые недочёты, я могу смело рекомендовать эту книгу всем, кто хочет погрузиться в атмосферу ностальгии и узнать больше о культуре альтернативной музыки начала 2000-х. Книга будет интересна как тем, кто не по наслышке знаком с A1, так и новым читателям, которым любопытна история телеканала и его влияние на музыкальную культуру того времени. Кроме того, она может быть интересна и с исторической точки зрения. История культуры, знаете ли, — очень увлекательная дисциплина.
P.S.
Эта статья была создана под влиянием эндорфинов, которые вырабатывались под ностальгические хиты Linkin Park, Breaking Benjamin, Evanescence, Papa Roach, etc.