Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Наверняка вы слышали рекомендации не покупать билеты в первый и последний вагон поезда. В первый вагон из-за того, что там шумно (гудки локомотива, а также шум от тяговых электродвигателей или дизеля), а также из-за возможного затягивания в вентиляцию выхлопных газов от работы тепловоза.
В последний вагон, в свою очередь, из-за того, что там сильнее трясёт. Такой момент действительно есть, замечают его, конечно, не все - тут всё индивидуально, кто больше чувствителен, кто-то меньше. Тем не менее, в этой статье расскажу, почему так происходит.
Почему хвостовой вагон сильнее трясёт?
Вообще, то, что рядовой пассажир называет качкой или тряской вагона - по-научному имеет разные формы, в зависимости от того, по какой оси происходят колебания и каков характер этого движения - поступательный, или вращательный.
Большинство колебаний происходит из-за неровности пути. Благодаря рессорному подвешиванию, а также гасителям колебаний (демпферам), большую часть из них удаётся погасить, другая же часть, так или иначе - влияет на кузов вагона, начиная его «качать» в том или ином направлении с какой-либо интенсивностью. Также источником колебаний является увеличение, либо уменьшение тяги от локомотива, либо вовсе торможение.
Так вот, каждый вагон (кроме последнего, разумеется) - соединён при помощи автосцепки с двумя соседними вагонами (ну а первый вагон, соответственно, с локомотивом). Таким образом, часть энергии колебаний уходит в соседние вагоны. При этом чем легче вагон - тем больше ему достаётся энергии, чем тяжелее - соответственно меньше.
В голове поезда располагается локомотив, который, во-первых, более чем в два раза тяжелее обычного вагона, а во-вторых, сам является источником колебаний (за счёт того самого изменения тяги). То есть, если сильно упростить, то мы имеем некоторую «волну колебаний» (ну или «волну тряски»), которая распространяется от локомотива к последнему вагону.
Последний вагон, будучи соединённым только с одной стороны с соседним вагоном, может отдавать энергию колебаний только в одну сторону, так ещё и против движения той самой «волны». В итоге эта самая энергия и идёт на раскачку последнего вагона, доставляя в той или иной степени дискомфорт пассажирам.
Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!