Когда Третий Рейх пал и эпоха пропаганды в фильмах закончилась, в Германии наступил кинематографический штиль, который занимался переосознанием прошлого, настоящего и будущего.
Раздираемая на части Германия, не только в плане финансовых долгов, но и территориально (двумя мощнейшими государствами), просто не могла сосредоточиться на каком-то там кинематографе... Не могла в течении почти двух десятилетий. Конечно, будет создана в 1951 году Берлинале, вскоре войдя в тройку лучших кинофестивалей мира, но немецких, тем более качественных фильмов будет немного. И в основном они будут вскрывать негативную оценку своему же прошлому в угоду другим странам, показывая, что они встали на путь истинный.
Деяние отцов, когда-то служивших в СС, до конца времён будут идти с воспоминаниями о двух мировых войнах и Холокосте. И вот дети этих отцов, решаются снимать фильмы об этом.
"Старое кино мертво".
Первый шаг к изменению, сделали молодые режиссёры.
Они были сыты по горло вечным кризисом и упадком отечественного кинопрома, и насмотревшись на героев "Французской Новой Волны" и "Итальянского Неореализма", создают свой манифест, лозунг которого был следующим:
"Старое кино мертво. Мы верим в новое".
Этот манифест будет гласить, что его режиссёры, намерены снимать национальное Кино и показывать его в широкий прокат, за свой счёт или на деньги государства, без вероятности коммерческого успеха и таким, каким его видит автор.
Кучка молодых и упрямых режиссёров давили на чиновников своими новоявленными правилами, которые были созданы почти что спонтанно на каком-то кинофестивале короткометражных фильмов.
И наконец, упрямство взяло верх.
Был принят закон о финансировании некоммерческого кино, который создавал систему фондов поддержки молодых режиссеров, стоит отметить, что эта система с успехом работает и по сей день. Фильмы зачастую спонсировало МВД Германии иногда до 80% бюджета. Деньги сами по себе были небольшие, но их было достаточно, чтобы снять фильм.
Таким образом — появляется ещё одно влиятельное течение в Кинематографе "Новое Немецкое Кино" и, возможно, единственное в истории, которое спонсировало государство.
Александр Клюге.
Александр Клюге был одним из тех, кто стоял у истоков создания манифеста. Мастер короткометражных фильмов. Он будет снимать короткий метр даже тогда, когда станет известен всему миру с очень говорящим фильмом "Прощание с прошлым". За него он получит приз на Венецианском Кинофестивале. А за картину "Артисты под куполом цирка: беспомощны".
Фильм вперемешку монтируется с цирковыми номерами, но начинается с нацистской кинохроники. Немцы в данном случае здесь не циркачи, а слоны по мнению режиссёра. Слоны, которые всё помнят, что подчёркивается закадровым монологом. Эта речь будто успокаивает зрителей и придаёт значимости самим себе: "То, что было не забудется".
"Наступление настоящего на остальное время" 1985 года уже сильно выделялось на фоне предыдущих картин своей эссеистикой, хотя этот приём имел место и ранее. Псевдодокументальные интервью, полиэкран, отсутствие нарратива в повествовании, театральный формат... Настоящее киноэссе. Больше годаровское, нежели Александра Клюге, но какой ещё может быть картина от режиссёра, стоявшего у истоков новой немецкой волны, когда создатели манифеста снимали исключительно авангардное кино?
Вольфганг Петерсон.
Вольфганг Петерсон пришёл в кино из телевидения, но также за счёт манифеста, чья помощь заключалась и в распределении работы молодым режиссёрам, которые трудились по своей профессии над серией телевизионного шоу, передачи или сериала.
Вольфганг Петерсон сильно выделялся на фоне своих коллег, потому что был самым голливудским из них. Масштабы и свойственная коммерческому кино жанровость, сполна отразилась в фильме "Подводная Лодка", настолько популярная, что её иногда просто называют по-немецки — "Дас Бут".
Препродакшн длился 5 лет. Сами съёмки заняли год и ещё год ушёл на постпродакшн. Голливудский размах здесь оправдан и крайне необходим, чтобы показать, как подводная лодка опускается на самое дно и давление вторит безумию, которое охватывает команду с каждым днём под водой. Помимо консультации настоящего нацистского капитана подлодки, стоит отметить то, что Петерсон снимал всё хронологически, что также работает на верное состояние актёров, которые обрастали естественной бородой во время съёмок и постепенно входили в состояние помешательства.
Гениальность фильма кроется и в том, что повествование начинается с момента 1941 года, то есть в самый разгар Второй Мировой, когда солдаты воодушевлены и если поддаются безрассудству, то из-за пьянства перед битвой. И по мере фильма, как по мере истории Второй Мировой Войны, подводная лодка опускается всё ниже и ниже, в бездну, где агрессора ждёт исключительно смерть. Под водой или на суше...
Фильм называют одним из лучших в немецком кинематографе. Он получил шесть номинаций на Оскар и это был рекорд для Германии по количеству номинаций, пока он не был побит картиной "На западном фронте без перемен" 2022 года в размере девяти номинаций.
Фолькер Шлёндорф.
Черпая уроки режиссуры у мастеров французской волны Луи Маля и Алене Рене, проработав ассистентом более пяти лет, Фолькер Шлёндорф наконец снимает полнометражный фильм "Молодой Тёрлесс" 1966 года. Критики были в восторге и наградили его призом ФИПРЕССИ.
Фильм рассказывал как раз о нынешнем поколении. Послевоенном, неприкаянном и безотцовском, или наоборот как раз предшествующим войне, где в молодых парнях хранится зерно насилия, уже пустившее корни.
Помимо того, что к фильму "Убийство случайное и преднамеренное" музыку написал основатель The Rolling Stones мультиинструменталист Брайн Джонс, в этом фильме прослеживается очень своеобразный юмор режиссёра. Его своеобразие заключается в неуместности шуток в крайне экзотических ситуациях.
Сюжет фильма: героиня убивает своего возлюбленного его же пистолетом, когда он пытается избить её. Вместо того, чтобы сообщить о случившемся в полицию, Мария нанимает мужчину, который помогает ей спрятать тело, — и влюбляется в него. Это до безумия нестандартный подход, как первым планом без всякого двойного дна, но при этом неожиданно с точки зрения сюжета, простым языком объяснить, что домашнее насилие это плохо, а безвозмездная помощь, в следствии которой женщина закономерно влюбляется в помогающему ей мужчине, это хорошо. Правда затем появляется и второй отзывчивый мужчина... Но на фоне саундтрека Брайана Джонса, хиппи-мотивы благодаря этой сюжетной линии, только отчётливее отражают время, в котором снимался этот фильм.
У каждого режиссёра есть свой венец творения и в случае с Фолькером Шлёндорфом, картина "Жестяной Барабан" также является одной из вершин немецкого Кинематографа. Разделив, Золотую Пальмовую Ветвь с "Апокалипсисом Сегодня", картина экранизирует немецкий одноименный бестселлер Гюнтера Грасса, который отвергал все адаптации пока не увидел вариант Шлёндорфа. Писатель в том числе помог с продвижением картины, которая сопровождалась жутким скандалам, возникшим из-за одной сцены. Общественность сочла её как детскую порнографию, но режиссёр снимает это не чтобы растлить малолетних, а дабы показать здесь семимильное взросление не по годам. И в тоже время, желание остановить этот процесс. Мальчик хочет остаться молодым, и тем гениальней это произведение, что он останавливает свой рост в момент, когда силу и влияние набирает нацистская партия. Он хочет остаться в моменте, когда стучит по своему барабану, потому что это символ детства, которому нет места в мире взрослых, придумавших глупую теорию о высшей расе.
Этот барабан он пронесёт с собой через всю Вторую мировую войну.
Фильм получил Оскар за Лучший иностранный фильм.
Маргарета Фон Тротта.
Фолькер Шлёндорф раз за разом будет снимать свою жену Маргарету Фон Тротта в своих фильмах. Но женщина, которую впоследствии нарекут Ингмаром Бергманом в юбке, не будет сидеть в тени своего мужа и сама встанет за кинокамеру.
Пробившись в кино через актёрство, она наконец снимает свой первый фильм "Поруганная честь Катарины Блюм" в 1975 году, но совместно с мужем. Фильм будет весьма прибыльным, однако настоящий успех вместе с венецианским Золотым Львом, она уже самолично получает в 1981 году, когда выходит картина "Свинцовые Времена", где впервые весь фильм говорится о том, что делать аборт или нет — выбор женщины. И не даром в фильме проводится аналогия с тем, что в Третьем Рейхе этот выбор предоставлять было нельзя, а бесплодие равнялось оппозиции, потому что любой ребёнок должен служить на благо своей страны.
В своих фильмах, от начальных до финальных титров, она говорила на тему феминизма. И проблемы женщин в патриархальном обществе. Феминизм для неё, как революция для Розы Люксембург в её одноимённом фильме.
Райнер Вернер Фассбиндер.
Райнер Вернер Фассбиндер, возможно, главная фигура Немецкого Нового Кино, которое прочно с ним ассоциируется, как Росселини с Неореализмом, а Трюффо с Французской Волной. Самый плодовитый, незнающий покоя. Он был театральным режиссёром, актёром, драматургом, кинорежиссёром, сценаристом, радиопостановщиком, был художественным руководителем театра, работал на телевидении и продюсировал свои фильмы, раз за разом находя гранты для своих картин. Он снимал от четырёх до пяти картин в год с учётом всей вышеупомянутой нагрузки. В 70-е, он достиг небывалого производства. Конечно, это сказывалось иногда и на качестве, но не художественном, а техническом: браки, киноляпы, звуковые огрехи, но даже это само собой обрамлялось в режиссерский почерк Фассбиндера. Он снимал без репетиций и, как правило, всё одним дублем. Его картины совмещали в себе визуальную скудность и бедность, но при этом это создавало ту самую магию Кино, которая дышала послевоенной Германией и немецким духом, который он выветривал изо всех сил, чтобы остаться просто человеком. Массовый авангардист, так можно было бы описать его творчество. А каким ещё мог бы быть человек, обожающий Годара и Брехта?
Но это лишь один из этапов его творчества. Он умел снимать и коммерческие проекты. Фильм "Продавец четырех времен года" (1971) восхищает одним только названием. Однако, он очень смело мог говорить о национальности, стараясь изо всех сил стереть её. В фильме "Замужество Марии Браун", мельком можно увидеть портреты Гитлера и режиссёр этими руинами говорит о том, что хоть война закончилась, она продолжается в стенах Германии, в умах людей, нищете и бедах простой женщины, пытающейся заработать любым доступным способом. Фассбиндер совместил итальянский неореализм и авангардность повествования французской волны в одном фильме.
Новая Немецкая Волна и её отрицания отчётливо видны именно в этом режиссёре. Каждый из авторов отвергал что-то одно в своём фильме. Что-то, что воспевала нацистская Германия. Они отвергали прежнюю систему ценностей отцов, на которых лежит вина за национал-социализм и за уничтожение миллионов людей. Иной раз, критиковался даже карьеризм. Открыто стали говорить о гомосексуализме тот же Вольфганг Петерсон в своём дебютном фильме "Последствия", где консервативное часть населения пыталась излечить гомосексуала, но вместо этого искалечила жизнь в психиатрической лечебнице. Появлялись первые небинарные режиссёры вроде Розы фон Праунхайм. Её фильм "Извращенец не гомосексуалист, а общество, в котором он живет" одним своим названием говорила всё, что хотела сказать в своём документальном фильме, невозможным в то время, когда нацисты убивали людей другой ориентации. Маргаретта Фон Тротта на первый план выдвигала женщин, говоря об их проблемах. А Фассбиндер говорил обо всём и сразу. Он был открытым гомосексуалом, но снимал чувственные про-феминистские фильмы про женщин. Целую, так называемую ФРГ-трилогию. В картине "Страх съедать душу", он показал не просто межрасовую любовь. Между влюблёнными разница в возрасте, вероисповедании, цвете кожи, языках и даже гражданстве. Фассбиндер презирает идею о высшей расе и консерватизм старой Германии, когда для провинциала лучше быть сплетником и ханжой, чем любить человека другого цвета кожи.
Ганс-Юрген Зиберберг.
Ганс-Юрген Зиберберг снимает сагу о Третьем Рейхе, но помещает в неё весь земной шар.
Семичасовой эпос, который лучше всего охарактеризует парафраз:"Этот фильм не о Германии — он и есть Германия". Его фильмы совмещают в себе Бертольда Брехта и Рихарда Вагнера. Мифотворчество Зиберберга переносит то во времена Нибелунгов, то в декорации Веймарской Республики, затем сюрреалистичный мир вне измерений, но всё это Германия времён Третьего Рейха.
Кажется, что фильм состоит из отсылок истории немецкого народа, в которой Гитлер — это сквозная нить, соединяющая каждый момент великой нации, говоря о том, что Гитлер был всегда и есть в каждом из нас.
Как говорить о национальной идее в стране, где идея привела к гибели миллионов людей? Зиберберг был, наверно, самым смелым режиссёром из всех. Если кто-то из режиссёров говорил об этом вторым планом или вовсе не поднимал подобную тему и уж точно не говорил о ней под таким углом, то этот фильм семь часов говорит одно и то же, самыми разными способами и приемами, используя брехтовскую систему повествования, документальные съемки и живопись.
Сложно снять семь с половиной часовой фильм и при этом быть коммерчески успешным, но Зиберберг снимал не про деньги. Он предлагает вместе окунуться с головой в философский, исторический, эпический театр целого государства, рефлексирующего над содеянном. Наиболее спорный фильм 1977. Нацистская Германия здесь изображена как гигантское зрелище, где Гитлер — главный шоумен. Он соединяет здесь главное, в сценах, где слышатся речи пропагандистов. Зритель разделяется на человека вкушающего каждое слово и на человека обманутого в одном лице. Но при этом он не зарождает комплекс вины, от которого рукой подать до самоедства, а там и до комплекса неполноценности. Он отчуждён, в лучших брехтовских традициях и при этом, чувство вины есть не только у немцев, потому что Гитлер есть в каждом из нас, если верить фильму.
Как говорил сам режиссер:
"Этот фильм не для того, чтобы пригласить нескольких своих приятелей и под пиццу и пиво его смотреть. Этот фильм нужно смотреть в одиночку. То что вы увидите и услышите вполне может изменить ваше представление о самой жизни, хотя это не было нашей задачей, мы просто хотели "дать Ему и себе шанс".
"Людвиг, реквием по королю-девственнику" и "Карл Май". Оба фильма входят в "немецкую трилогию", а завершающим считается "Гитлер. Кино из Германии".
Вернер Херцог.
На самом деле, первым, кто произвел международный фурор был тот, кто не считал себя приверженцем этого течения. Вернер Херцог пояснял это тем, что никогда не подписывал этот манифест и не пользовался его услугами и условиями. Но тем не менее, это уже история, история, которая дала нам гениальный фильм с одним из лучших актёров на свете — Клаусом Кински.
"Аггире, Гнев Божий" вторым планом говорил об истоках фашизма, стремлению к идеальной расе и порабощении на примере конкистадоров, которые искали Эль Дорадо. Но ему свойственен и авангардный подход к созданию фильма. "Раскадровки — это оружие трусов". Он их не использует и по сей день. Но это, что касается технической стороны.
"Стеклянное Сердце" буквально гипнотизирует каждым кадром. И это не метафора. Гипнозу подвергалась вся съёмочная группа, поэтому все реплики и будто пространство вокруг увязло в медитации, из которой не хочется выходить. Это очень хорошо работает на некую мифологизацию, когда все находятся в поиске рубинового стекла на фоне вечной природы. Бессмысленный поиск чего-то недосягаемого тогда, когда самое необыкновенное, что может увидеть человеческий глаз, уже вокруг тебя.
В других фильмах, подобных "Войцеку" он будет исследовать трагедию целой нации через одного "маленького человека", которое уродует государство. Одна из лучших ролей Клауса Кински. А в картине "Строшек" он будет говорить о том, что высшей расы нет, как нет ущербных людей. Он радуется сломанной системе, вышедшей из-под контроля и надеется на лучшее, потому что неизвестность лучше, чем плохо-работающий механизм.
Херцог находит прекрасное в карликах и особенных людях, далёких от светских манер, но их сердца и мысли превышают любого, казалось бы, развитого человека. "Каждый за себя, а Бог против всех" рассказывает о загадочной истории Каспера Хаузера, человеке, появившимся из ниоткуда. Херцог будто говорит с послевоенной Германией о том, что никогда не поздно научиться делать первые шаги и познавать этот мир заново. У Каспера Хаузера нет отца и матери, как возможно у детей войны, потерявших своих на чужбине. Все предыдущие законы и правила подвергаются сомнению и рассматриваются под другим углом человека, воспринимающего мир максимально эмоционально, словно ребёнок, чьё детство прошло, но не осталось радостных воспоминаний, как у множества детей Второй Мировой Войны.
Херцог снимет, возможно, лучший свой фильм "Фицкарральдо" о безумце, который затеял создать оперу в центре джунглей. Херцогу свойственно изучать народы, не знающих, что такое кинокамеры. "Фицкарральдо", принёсший ему приз за лучшую режиссуру в Каннах, рассказывает вторым планом о том, что какие-то вещи следует оставить самобытными и нетронутыми. нельзя посадить нечто европейское на восточной земле, однако, попробовать обязательно стоит и в любом случае, выйти победителем даже тогда, когда ты проиграл.
Вим Вендерс.
Наверно самый известный режиссер этого течения, благодаря феноменальному успеху фильма "Небо над Берлином", после которого можно было бы надеть ангельские крылья и уйти на покой. Конечно, Вендерс снимал мощные фильмы этого направления и в 70-х. "Алиса в городах" показывала, что можно смотреть фильм, где человек просто лежит в ванне и смотрит на свои ноги, наблюдая за тем, как медленно стекает вода.
Его фильмографию можно охарактеризовать одним жанром — роуд-муви. Его герои всегда куда-то стремятся, либо бесцельно, либо обретая цель по мере путешествия. Ему свойственно сочетание французской волны и американского кино, но уже Нового Голливуда. Особенно это прослеживается в картинах "Париж, Техас", получившего Золотую Пальмовую Ветвь и "Американский Друг" с Деннисом Хоппером и Бруно Ганцем в главных ролях. Нью-Йорк Таймс сравнивал этот фильм с "Таксистом" Мартина Скорсезе. Но именно "Небо над Берлином" принёс невероятную славу не только ему самому, но и всему немецкому Кинематографу.
Эту философскую драму нужно посмотреть в обязательном порядке. Она влюбляет в жизнь каждым своим кадром, рассказывая про бессмертных ангелов, наблюдающих за людьми, и читающих их мысли.
Они влюбляются в каждого, кто им встречается, потому что человек — источник жизни и радости вопреки и при любых обстоятельствах, но также ангелы и сокрушаются, захлебываясь горем, когда этот источник жизни угасает, особенно если по его собственному желанию.
Они мечтают о смертной жизни, потому что бессмертны. Философская притча и лучший фильм Вима Вендерса.
Падение стены.
Субсидии были сбавлены, заполучить гранты было всё сложнее, а железный занавес в виде стены, был уничтожен. Вместе с этим, режиссёры расходятся в разные направления творческого пути.
Александр Клюге уйдёт на телевидение, где создаст интересный проект, беря интервью у выдуманных людей или реальных личностей от Гитлера до Наполеона. И, конечно, продолжит время от времени снимать короткометражки.
Вольфганг Петерсон с головой уйдёт в Голливуд и будет чувствовать себя там очень комфортно, снимая голливудские хиты: "Троя", "Самолёт Президента", "Идеальный Шторм". Павильоны Германии станут тесны ему уже в 80-х. Фэнтези "Бесконечная История" уже говорила о потенциале, который было бы возможно проявить только с высоким бюджетом. Однако большинство проектов будут в его фильмографии с переменным успехом.
Он умрёт от рака на восемьдесят втором году жизни в 2022-ом.
После феноменального успеха "Жестяного Барабана", Фолькер Шлёндорф мог только попытаться прыгнуть выше головы, но после головокружительного успеха, это выполнить практически невозможно. Он снимает "Любовь Свана". Спокойно, без скандалов и громких провалов, но и без яркого энтузиазма это благосклонно принимается кинематографическим сообществом. Чересчур академический и лощённый, но при этом очень красивый. Шлёндорф отказывается от своей самобытности и неуместного заразительного юмора, но при этом снимает правильное кино, чтобы никого не обидеть.
Маргарета Фон Тротта, разводится с ним в начале 90-х и с погружается в телевидение, чтобы заработать себе на съёмки нового фильма, паралелльно снимая телевизионные. Такого же успеха, какой был у неё раньше, больше не будет. Во многом из-за того, что ей приходилось тратить время на такого рода телевизионные подработки, а субсидий, какие ранее выдавало государство сократились втрое.
Вернер Херцог
Побывает на всех континентах земного шара и уйдёт в документалистику, став, возможно, лучшим представителем этого направления. Он будет снимать фильмы, но будто сменит вектор своего творчества, оставшись, разумеется самым безумным автором на свете. Это проявится либо в короткометражке, где Херцог ест свой ботинок, потому что проспорил другому кинематографисту, либо где он отправляется на край света, чтобы заглянуть под тот лёд, который ещё не был открыт человеческому глазу ("Встречи на краю света").
Вим Вендерс.
После фильма "Небо над Берлином", будто утратит былую хватку. Его в поздний период, хорошо характеризует сиквел этого фильма "Так близко и так далеко", кажущийся чем-то неестественным, можно сказать, попсовым, хотя таким же чувственным, но будто созданным в угоду публике. Конечно, будут интересные проекты вроде "На десять минут старше", где в киноальманах он позовёт главных режиссёров XX века со всего земного шара и снимет потрясающую антологию времени, парафраз короткометражки Герца Франка. Вендерс сможет воскреситься и в нынешнем десятилетии, когда снимет фильм "Идеальные Дни", но это скорее исключение, именно воскрешение, а не проживание в прежнем духе.
Райнер Вернер Фассбиндер не мог бы чисто физически при таком темпе жить долго, а при помощи наркотиков так тем более. До конца своих дней он будет воспевать образ Марлен Дитрих и при этом вытравливать Третий Рейх из умов немцев. Он умрёт в 1982 году в возрасте 37 лет. Последний фильм "Тоска Вероники Фосс" получит Золотого Медведя в Берлинале. Его смерть знаменуют концом Нового немецкого кино.
Крах.
Развитая киноиндустрия и хорошее спонсирование были сильнее у Америки, но именно в момент, когда немецкое кино стало набирать силу, а Новый Голливуд угасать — немецкие режиссеры уходят либо на телевидение, либо в другие европейские проекты, либо в документалистику, либо из жизни... Они заявили о себе и тут же скрылись, но государство по прежнему практикует эту студийную систему спонсирования для молодых режиссеров по сей день!
И вообще надо отдать должное такому жесту.
Многим странам стоило бы брать пример, ведь Германия спонсировала фильмы, рекламировала и выпускала в широкий прокат картины, заранее не рассчитанные на коммерческий успех. Чаще всего, фильмы критиковали настоящее через прошлое и наоборот. Немецкий Кинематограф со времён Немецкого Экспрессионизма, наконец стал одним из лучших на пару десятилетий... И не только в глазах Германии, но и всего мира.
Вернер Херцог в фильме "Фицкарральдо" перетаскивает настоящий корабль через холм суши, чтобы переправить его на другой берег. Это подвиг, который перебил рекорд самого Фицкаральдо. В дальнейшем, Вернер Херцог скажет, что задача любого режиссёра это переправить корабль весом 328 тонн на другой конец реки по холму сквозь джунгли. То есть, сделать невозможное.
И по сути, тоже самое сделало Новое Немецкое Кино.
_________________________________
А какой режиссёр из этого течения у Вас самый любимый? Пишите в комментариях, оставляйте свои лайки и подпишитесь! Благо на это субсидии не нужны.
Всем добра и здоровья!