Выученная беспомощность — это психологическое состояние, при котором человек ощущает свою неспособность изменить ситуацию и не предпринимает никаких попыток для решения проблем. Эта концепция была впервые описана в 1960-х годах Мартином Селигманом и Стивеном Майером, которые проводили эксперименты на собаках, изучая условные рефлексы. В ходе экспериментов они обнаружили, что после неоднократного воздействия негативных стимулов, от которых собаки не могли избежать, животные переставали пытаться избежать этих стимулов в будущем, даже когда такая возможность у них появилась. Они просто ложились и терпели боль, ожидая удара тока. Этот феномен ученые назвали "выученной беспомощностью".
Селигман предположил, что подобное поведение связано с прошлым опытом, когда любые действия приводили к негативным последствиям. В результате собаки переставали верить в возможность улучшения своей ситуации. Впоследствии это понятие было применено к человеческому поведению, объясняя, почему люди, столкнувшись с повторяющимися неудачами, могут утратить мотивацию и веру в свои силы.
Как формируется выученная беспомощность у людей
У людей выученная беспомощность может возникнуть в результате длительного воздействия стресса, череды неудач или негативного опыта, когда любые попытки изменить ситуацию приводят к разочарованию. Этот процесс можно описать как замкнутый круг: неудачи подкрепляют убеждение в том, что усилия бессмысленны, а это убеждение, в свою очередь, снижает мотивацию к действию, что ведет к новым неудачам.
Выученная беспомощность часто проявляется в таких жизненных сферах, как работа, личные отношения или здоровье. Например, человек, не сумевший добиться успеха в нескольких попытках получить повышение на работе, может начать верить, что он никогда не сможет этого добиться, и перестает прикладывать усилия. В личных отношениях это может проявляться в том, что после нескольких болезненных разрывов человек перестает верить в возможность счастливого союза и избегает новых отношений.
Новое понимание выученной беспомощности
Хотя долгое время выученная беспомощность рассматривалась как ключевая концепция, объясняющая пассивное поведение людей, исследования продолжаются, и ученые продолжают углублять свое понимание этого феномена. В 2016 году Селигман и Майер предложили новую интерпретацию своих ранних выводов. Согласно их новым исследованиям, бездействие в сложных ситуациях является естественной реакцией, присущей всем людям от природы. Мы все рождаемся беспомощными, но в процессе социализации и накопления жизненного опыта учимся справляться с трудностями.
Этот новый взгляд подчеркивает, что, хотя выученная беспомощность может быть результатом негативного опыта, существует и противоположное явление — выученная активность. Люди могут научиться быть активными, решительными и справляться с проблемами. Это зависит от их окружения, опыта и полученной поддержки. Например, дети, выросшие в среде, где родители эффективно справлялись с трудностями и поддерживали своих детей, скорее всего, вырастут с убеждением, что они способны преодолевать жизненные препятствия.
Практическое применение: от беспомощности к активности
Новое понимание выученной беспомощности открывает перспективы для практической психотерапии. Важно не только помогать людям избавляться от мышления жертвы, но и активно развивать у них навыки, которые способствуют решительности и уверенному поведению в сложных ситуациях. В этом контексте ключевыми задачами психологов и психотерапевтов становятся:
- Формирование новой модели поведения: Вместо того чтобы сосредотачиваться на устранении негативных убеждений, следует акцентировать внимание на формировании новых привычек и моделей поведения, которые помогут клиентам эффективно справляться с трудностями. С этим хорошо работает Терапия принятия и отвественности (ACT).
- Развитие навыков самопомощи и самоподдержки: Людей важно учить самостоятельно оказывать себе поддержку в сложные моменты, развивать навыки саморегуляции и контроля над стрессом.
- Постановка достижимых целей: Помогите клиенту разбить сложные задачи на более мелкие, достижимые шаги. Это позволит постепенно вернуть уверенность в своих силах и развить выученную активность.
- Работа с прошлым опытом: Анализируйте прошлый опыт клиента, чтобы выявить и изменить те убеждения и паттерны поведения, которые способствовали формированию выученной беспомощности.
Применение в лечении депрессии
Выученная беспомощность играет ключевую роль в развитии и поддержании депрессивных состояний. Депрессия часто сопровождается ощущением, что человек не способен изменить свою жизнь, что усилия бесполезны. Поэтому важно работать над тем, чтобы вернуть надежду и веру в то, что любые трудности временны и преодолимы.
В терапии депрессии следует уделять особое внимание развитию позитивного мышления, укреплению навыков справляться с жизненными вызовами и постановке реальных, достижимых целей. Это поможет не только выйти из состояния беспомощности, но и предотвратить его возвращение в будущем.
Заключение: возможность изменений
Новые исследования показывают, что человек способен изменить свою жизнь, даже если долгое время чувствовал себя беспомощным. Формирование новой привычки справляться с трудностями требует времени и усилий, но это вполне возможно. Ключом к изменениям является вера в свои силы, поддержка окружающих и готовность учиться новому. Понимание того, что выученная беспомощность — это не приговор, а состояние, которое можно преодолеть, дает надежду многим людям на пути к более активной и полноценной жизни.
Ссылка на исследование: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4920136/
Приглашаю вас на совместную работу, чтобы вместе найти пути к вашему внутреннему росту и благополучию , запись в вацап https://wa.me/+79279666324