Начали сниться (август перевалил за половину). С ужасом осознаю, что за лето всех забыла, как обычно, и стану на первых уроках путать имена. Это я не о 9-ом классе, который учу с 1-ого, а про малышню...
Не волнуюсь на тему будущего первого класса, т.к. их не знаю, но с остальными... немного затрудняюсь в начале - с чего начать, как бы хоть что-нибудь вспомнить..?
Немного забавных историй разных лет:
Бодро шёл первый урок в первом классе. Но Гарри постоянно ковырял и щипал свою соседку Фрэнсис, и меня это достало - отсадила. Потом вернула обратно, и Гарри принялся за старое. Решила - дотерплю уж, прости меня Фрэнсис, - думаю. Позвонила в колокольчик, и все побежали переодеваться на следующий урок. Вильгельмина наклонилась над коробкой с обувью, а Гарри вдруг ка-а-ак огрел её по спине сумкой с обувью. И отскочил в сторону.
Вильгельмина обернулась и со слезами на глазах спросила:
- Мисс Энни, зачем вы меня ударили?
-Это не я! Это Гарри!
Вильгельмина пошла у обидчика выпытывать - какая муха его укусила, а я подумала, что эта сцена наглядно показала: дети ведут себя как мой кот Беня, который шарахается от людей как от ладана, зная, что хозяева сейчас его схватят и начнут швырять в окно. Если судить по его поведению - мы этим просто каждый день занимаемся!..
И вспомнила фразу о том, как произвести впечатление на детей - доказать им, что ты ещё более неуравновешенный психопат, чем они. Вуаля! - доказано.
Отвыкла от детишек за лето. Злилась, что они постоянно ковыряются в носу, едят свои козюльки, лапки у них грязные... не выдержала и дважды вслух по-русски и конкретно сделала замечания (глядя неприязненно на виновников). А почему? Мне вдруг стало жалко всё чистенькое и хорошенькое им в руки давать.
После уроков меня озарило: надо было не давать! И объяснить, почему.
Но такие простые вещи за лето куда-то испаряются... легче было сидеть и дуться на них, да.
Из хорошего: некоторые барышни, которые только и знали, что платье задирать до пуза или с плеч спускать (можно ещё лежать на спине и болтать ногами как майский жук, но с этим я смирилась в первые годы работы) как-то заземлились и стали помогать ставить парты в начале урока. И столы, и стулья... боже. То есть мозгов всем малышам подвезли. Это очень важно, т.к. на горизонте новые малыши, а это значит, что старые должны подрасти.
Кстати, меньше всего хлопот доставляли шестиклашки. Даже тетради принесли! - во взрослости есть плюсы. Несомненно.
Из весёлых характеристик старшеклассников. Разумеется, все имена изменены:
-Эдуард очень коммуникабельный человек. И благожелательный. Но вот на уроках литературы, боюсь, Эдуард… работал только в тот момент, когда я ему об этом напоминала. И под конец года мы вступили в словесную перепалку, когда я с горечью констатировала, что Эдик не прочитал ни одного произведения в 7-ом классе. Ни повестей Белкина, ни «Мцыри», ни «Ревизора»…
-Одно прочитал!
-Какое?
-про Тараса Бульбу.
-Как он умер?
-А он умер?
-Да. И его сыновья.
-В смысле? Остап же на какой-то польской панночке женился!..
-Это был Андрий, - сказал сосед и закрыл лицо рукой.
Решила в начале лета включить педагога... хотя... неловко его как-то включила: Саша из одиннадцатого класса жаловалась на свою дочь Валентину из спектакля, который они репетируют... мол, ей в пьесе мешает мой телевизор, а мне не мешает... и та говорит, что я со своей подругой Зиной больше не не встречусь, тк мы только переписываемся... и Валентина смерти моей ждёт. Чокнутая дочь. Хочет слушать скворцов, а не телевизор... считает, что наличие телефона помогло бы устроить ей личную жизнь.
-Саша, но ты сама её такой вырастила, - ляпнула я.
-Мне вообще-то некогда было... я на фронте была.
Нечем крыть, правда?:)
Ездили с моими соседями в Ангарск. Школа музыкантских воспитанников. Всё вспоминали, как мы осенью катались по храмам:
-Помните, мечеть? Там видели шейха... и как хорошо нам в костёле поиграли, помните?
-Вы меня забыли? Если чё, то я Рома.
-А я - Миша!
-А я - Егор!
Егорку я вряд ли забуду уже - он постоянно стучал меня пальцем по плечу, т.к. сидел сзади и всю обратную дорогу показывал на дома и вывески - рассказывал, что и где... я этот палец иногда твёрдой рукой ловила и говорила: - Так не показывают!
Тогда Егорка показывал рукой, но потом забывался и всякий раз опять стучал меня пальцем по плечу, а потом тыкал во все фикс прайсы, плакаты с футболистом Месси, в кафе "Пинч" и магазин "Мегуми"...
Петю видела. Всегда вспоминаю слова коллеги - Ольги Андреевны, что, мол, Петя, Анна Андреевна, вырастет и... будет тебя радовать.
И правда. Прошло каких-то девять лет, и я частенько вожу именно Петю по экскурсиям (такое забавное совпадение), и сегодня узнала наконец:
-Кто у тебя в тот день родился-то? Когда мы по храмам ездили... помнишь?
-Сестрёнка!
-Ну вот! А то не знали.
-Да, мама хотела сюрприз...
Дети эти мне нравятся тем, что они чем-то глубоко увлечены, занимаются, но так... просто балбесничают. И слушают какую-то невыносимую ерунду... но поют хорошо - я проверяла.
Запуталась опять, кто и на чём играет, т.к. это "и на трубе, и на баяне, и на фортепиано", а ещё там виолончели, валторны, тенора, альты и т.д.
Иногда они мне родных детей напоминают, т.к. задают странные вопросы, собирают всякую "собируху", но с удовольствием общаются с чужими людьми всюду.
Есть такие обычные дни, которые почему-то запоминаются... что я тогда запомнила долгий и золотистый вечер, когда мы осенью катались по храмам, что сейчас - день, когда дождь переходил в град... иногда солнце вспыхивало в робкой листве, иногда был ледяной ветер... и почему-то просто было хорошо. Необъяснимо и безвозмездно. Просто иногда выдают такие счастливые обыкновенные дни:
В автобусах (экскурсионных) дети иногда поют. Сегодня и вчера мне поют "Макарену", «Зачем мне солнце Монако?», "Дорогу на Берлин" и "Убили негра". Удивительный саундтрек этой недели. Обычно я слушаю про синий трактор и... ничего интересного. Конец учебного года, видимо, на детей действует:)
Мне иногда кажется, что я родной работы никуда не выхожу. Только на улицу. И в другие школы. Но, поверьте, они сильно-то не отличаются... ибо всюду дети втридцатиром спрашивают у меня примерно одно.
В районе церквей я вещала про богатую аркатуру и закомары, а одна девочка на меня смотрела, смотрела, как Карлсон на фрекен Бокк, и я думала, что сейчас скажет:
-Тебе кто-нибудь говорил, что ты красивая, чертовски умная и приятная женщина?
Но спросила она другое: - Where are u from? From Russia?
-Yes, I am, - вяло и покорно отвечаю.
Дальше все обрадовались и начали спрашивать люблю ли я шоколадное мороженое, бананы и суши. Пока весь свой джентельменский набор не истратили - не успокоились.
Не спрашивайте, откуда они знают всё про меня... чувствуют.
Открыли вчера с Гордоном учебник за 8-ой класс, а там уже топики из серии "экология", "музыка", "политика", "социальные науки", "как произвести впечатление".
-Будьте позитивны. Develope passions, - говорите со страстью, если вы любите себя, то и другие вас полюбят, так вы растопите лёд... любите себя!
Гордон: - Господи, какой-то оголтелый эгоизм. Эгоцентризм? Не знаю....
-Но это ведь правда, - говорю я. - Тут и пишут: будьте увлечены, будьте успешны, будьте улыбчивы, будьте позитивны... поверь, это всё так и работает. Никто не любит бедных, некрасивых и несчастных.Чем раньше узнаешь - тем лучше.
-Всё это мне не нравится.
-Помнишь в "Уральских пельменях"? -"Вот... подари другу лучше книжку "как стать душой компании" - деду твоему много дарили, но не помогло!"
Смеёмся оба и долго не можем остановиться.
-Вот, видимо, сейчас мы с тобой симпатичные оба, - говорю, вытирая набежавшую слезу.
-И развиваем страсти! - хохочет в ответ.
-Слушай, а тебя эта маленькая девочка, с которой ты часто занимаешься, вообще любит? - спросила мама.
-Э... думаю, что она, как и я, любит английский язык - меня это вполне устраивает. Ещё она любит внимание и тот момент, когда закрывает дверь своей комнаты и делает младшей сестре ручкой: - Пока-пока, Изольда!
За дверью иногда начинается обиженный рёв. В четыре года это прям бальзам на сердце.
-Она проявляет какую-то нежность?
-Нет, она не любитель обниматься, как и я. Но любитель смотреть фильмы, мультики, играть и рисовать. Это её бонусы. А мои - посидеть на прохладном полу часок, вытянув усталые ноги. Мы с ней в деловых отношениях.
-Так она просто как ты сама, да?
-Мне всегда хочется думать, что я добрее и лучше, - хохочу. - А Викки думает, что она лучше, и мы обе всем довольны:
Когда мы только начали заниматься с Агатой и Гордоном, то они были такие маленькие, что сейчас невозможно себе представить. Агатка ездила в специальном детском кресле, и у неё была та шерстяная пушистая шапочка для малышей, которая застёгивается на пуговку под подбородком. И молча грызла ухо игрушечного зайчика. А Гордон был тот первоклассник с букетом гладиолусов наперевес.
И каждую фразу Агата предваряла:
-Извините, можно к вам подойти поближе?
А сейчас Гордон вырос в героя Киллиана Мёрфи с седыми висками, Агата же стала похожа на чемпионку Камилу Валиеву. Поэтому я периодически размышляю вслух, как я их отправлю к настоящей взрослой учительнице, и они будут изучать "кондишнл 1 и, значит, 2".
Гордон слушал-слушал, а потом сказал:
-Мам, а давай Анне Андреевне не скажем, сколько мне лет.
-А так-то она не знает? И так-то в глаза не бросается, что уже даже не двенадцать-тринадцать? - расхохоталась его мама.
Надо сказать, что эти годы были очень счастливыми, т.к. я попала к ним в какой-то жизненный просвет, когда казалось, что "ты знаешь, всё ещё будет" - на каком-то душевном подъёме. Потом всё стало примерно так, как всегда, но у этих двоих я всегда черпала покой, уют и вдохновение, чтобы проводить с ними выходные, а в понедельники входить в классы бодрой, свежей, отдохнувшей и полной новых идей.
В понедельник никто не отменял, впрочем, ежедневную детскую бодрость. Часть класса доделывает задание, одна барышня считает, что разумно сейчас спросить: - Какая у вас стихия, знаете?
-А? - переспрашиваю.
Ребёнок твёрдо решает выяснить всё именно сейчас, встаёт, идёт к доске и чётко спрашивает: - Какая у вас стихия? Огонь, вода...
-Вода-земля, - машинально отвечаю.
-Это как?
-Я живу наполовину в воде, наполовину в земле. У меня верхняя половина от козы, а нижняя от рыбы, - скупо отвечаю.
-Козерог, что ли? Вот я Весы... поэтому я в воздухе и... в гармонии. Но я отнюдь не в гармонии. Ничто меня не уравновешивает - ни учёба, ни личная жизнь...
Я уже нервно поглядываю на тех, кто дописали работу и бью копытом. Перебить человека вроде и неловко, но надо.
-Поняла-поняла, ухожу, - говорит, обнимает меня и садится обратно.
Иду на уроки и понимаю, что забыла дома карточки. Те самые семьдесят карточек, которые так полюбили мои дети. Меня же достало, что я покупаю тоннами всякие игры на благословенном вайлдберрисе, который всё-таки это не совсем в фунтах стерлингов продаёт (там сзади цена в фунтах напечатана), хотя... сейчас-то уже почти в фунтах, к сожалению. А дети мои неблагодарные рвут это постоянно. Один класс особенно отличается - либо сидят на них, либо их рвут напополам, либо грызут. Либо рисуют на них. Наказала я их и... заодно придумала новую игру - в руки ничего не давать, а показывать издалека. Назовут все семьдесят карточек и семь групп слов, то победят. Никто ещё никого не победил, ибо 68 из семидесяти - лучший результат. Упираются в него как в потолок. Лучше всех играют малыши, которые читать-то не умеют, но просто память в молодости у всех цепче. Чем старше класс - тем ниже результат.
В общем, пометалась мысленно - домой я уже никак не вернусь, придётся играть в карточки БЕЗ карточек. Мол, напишу на доске "еда", "фрукты", "ферма", "морской мир", а они пусть вспоминают десять слов. Без карточек получилось около шестидесяти слов - пытались замещать каким-то подобными словами.
В итоге, все решили, что я просто придумала новую интересную игру вообще без ничего. А у меня отлегло от сердца, ибо даже в мае не станешь ведь признавать, что двоечник-балбес, который уже просто ползёт последние метры перед каникулами как солдат по лесу.
Читаем:
Три- эльфийским владыками в подзвёздный предел,
Семь для гномов, царящих в подземном просторе,
Девять - смертным, чей выверен срок и удел
И одно властелину на черном престоле...
Читаю с пафосом на двух языках, ибо я взрослый человек, и пафос мне не чужд.
Агата вносит свои коррективы после фразы:
-"Чтобы всех отыскать, воедино созвать..."
-Зачем так много колец собирать?! Пальцев же не хватит!
Изя встретил меня словами: - Скажите, кем работал Есенин, когда переехал из Рязани в Москву?
-Эм... я не помню, - говорю уныло.
-Щас! - Изя стремглав бежит за своим докладом по Есенину, а я сижу и думаю: как? как они знают, что я должна это знать? - на лбу у меня не написано ничего про литературу, но сразу же понятно, что это единственное, в чём я разбираюсь. Про атомные реакторы меня никто не спрашивает (хотя я страшно люблю эту тему! - и готова бессвязно говорить про новейшие реакторы на быстрых нейтронах).
-Он работал в мясной лавке! - сообщает запыхавшийся Изя.
-Молодец! Молодец Есенин. Работать где-то нужно. Это хорошо! Это правильно. Открывай английский, - говорю.
Загадываем персонажей с Изей.
-Это, - говорит, - случайно не какой-то урод, который в часах жил?
-Нет, друг мой. Квазимодо жил во Франции, и его я никак не могла загадать, - говорю после паузы, когда я обрабатывала все знания о часах и об уродах в памяти.
Мне школа всегда итальянский дом престарелых напоминает. Мы много орём. Все.
Папа всё беспокоится, что я так рано начала глохнуть - ну ладно, мама, но мне-то, вроде, рано... а я пожимаю плечами и говорю, что в школе я нормально слышу. Там все такие.
-I study! - напрягаю я голос.
-Вы Сталин?! - удивлённо орёт Вася, сдвинув брови.
-Я не Сталин! - ору в ответ, - я study!
-А он где учится?
-Уже нигде, но учился в духовной семинарии! - опять ору, чтбы Вася на седьмой парте меня услышал.
Хубсугулов на днях поднял голову от кубика Рубика и спросил:
-А почему этот мальчик в "Уроках французского" яблок никогда не видел?
-Потому что Валентин Распутин родился в Сибири. Ты бы тоже яблок не увидел, если бы жил в мои годы (утёрла скупую слезу)... это сейчас можно пойти в супермаркет и набрать в пакет восковых яблок, которые самолётом доставили из Сербии, Израиля, азиатских стран и средней полосы России... а в сороковые годы как-то не очень с логистикой было. И авиаперевозками...
Одна мама сегодня рассказывает:
-Спрашиваю сына: - мисс Энни из-за тебя там не грустит на уроках?
-Нет. Она не грустная. Она либо злая, либо веселая. У нее два состояния.
И куда, скажите на милость, девается их проницательность к пубертату?..
* * *
Фотография этакий "косплей" на Вирджинию Вулф - ещё минут пятнадцать посижу и пойду топиться, почитав комментаторов на дзене:
На этом мы с вами прощаемся! Не забывайте подписываться на канал!