По числу исторических памятников Бурсу можно считать вторым после Стамбула городом в Турции. Ведь она была не просто первой столицей империи Османов, но также длительно сохраняла статус главного культурного центра страны — как минимум до 16 века. Ведь по сути, именно здесь родилась вся османская цивилизация. При этом нужно признать то, что Бурса так и не стала популярным у туристов городом. Здесь до сих пор мало иностранцев, и сами турки посещают сейчас Бурсу скорее только как дань памяти первым османским султанам — Осману и Орхану, похороненным в акрополе города. И то, этот туристический поток появился наверно только после выхода популярных турецких исторических сериалов последних лет.
Бурса (античная Пруса, Прусса, «Пруса возле Олимпа», Προῦσα ἐπὶ τῷ Ὀλύμπῳ) была основана вифинским царем Прусием I в начале 2 века до н.э., и была названа в его честь. Этот город следует отличать от «Прусы на море» (ранее город Кий, Киос — Kίος). По легенде в закладке города участвовал легендарный карфагенский полководец Ганнибал, который прятался здесь от римлян. Вяч. Вс. Иванов не без оснований проводил параллель между популярным вифинским (т.е. фракийским) именем Прусий и этноним балтского народа пруссов, а также названием анатолийского города Пурусханда, захваченного хеттами в начале 2 тыс. до н. э. Основа прус/пурус в этих словах скорее всего родственна арийскому слову Пуруша (др.-инд. पुरुष: puruṣa, «человек, мужчина»).
Византийская история города осталась практически неизвестной. Здесь не сохранилось ранних греческих церквей. Город находясь на склоне Вифинского Олимпа (вулкана Улудаг), часто страдал от землетрясений, особенно разрушительное случилось в 1855 году. Но при этом нужно отметить, что до сотни ранних османских мечетей в городе стоят и сейчас.
История Бурсы неразрывно связана с ранней историей становления Османского государства, о которой мало что известно. То, что сейчас называют историей раннего Османского бейлика (княжества), это во многом плод идеологических фантазий, которые формировались в Османской империи на протяжении сотен лет.
Почти каждый хоть что-то слышал про то, как древние греки 10 лет штурмовали стены полумифической Трои. Этому сюжету была посвящена почти вся бессмертная гомеровская Илиада. Или многим памятны героические события связанные с осадой Константинополя 1453 года.
Но кто хоть что-то слышал о том, как защитники крепости византийской Прусы (будущей Бурсы) 10 лет (!!) держались в осаде, обложенные со всех сторон османской армией. Гора Улудаг, к которой прилегал город, была захвачена османами уже в 1316 году, но крепость сдалась лишь в 1326, когда запасы еды и воды у ее защитников уже полностью иссякли. В 1318 г. митрополит Прусы смог передать императору в Константинополь последнее известие о бедственном положении города. После этой даты любые упоминания византийской Прусы в источниках исчезают. Как говорят сегодня — осажденная крепость перестала выходить на связь. В 1321 году османами был взят порт Апамея (ныне Муданья), через который крепость теоретически могла снабжаться провиантом.
Нам неизвестны детали осады города. Некоторые современные турецкие историки пытаются уменьшать годы осады Прусы. Дело в том, что предводитель осаждавших Осман так и не дожил до взятия города. Прусу захватил уже только его сын Орхан. Поэтому часто утверждается, что крепость сдалась раньше — еще в 1322 году, и создатель Османской империи ее все же победно захватил. Но общее мнение — Пруса сдалась лишь 6 апреля 1326 г.
При этом город сдался на относительно выгодных для себя условиях. Османам было выплачено 30000 золотых, также все греческое население должно было выселиться из укрепленного города на равнину. Кто хотел уехать, могли отправиться в Константинополь. По разным источникам из города выехал и текфур (от армян. тагавор — царь, парф. *tag(a)-bar), так османы называли местных правителей. Его имя точно неизвестно, по греческим легендам считается, что правителем города тогда был Орнос — отец будущего завоевателя Балкан османского полководца Эвренос-бея. Его часто путают с Сарозом, визирем или главным советником Прусы, последний остался в городе вместе со значительной частью византийского населения. Впоследствии оставшиеся греки дали начало османскому поселению, основанному на равнине вне стен старой Прусы.
Стены города были сложены еще в эллинистические времена при царе Прусии I, но впоследствии они многократно перестраивались.
Сейчас стены Бурсы — это единственный зримый свидетель ее древнего и славного прошлого. Примерно 15 лет назад их стали активно восстанавливать, чтобы улучшить туристическую привлекательность города. В 2013 году я застал этот процесс в самом разгаре, поэтому в этой статье будут как мои фото, которые я наснимал в последнее свое посещение города в 2023 году, они более пасмурные, так и более ранние.
Как правило все туристы попадают в древнейшую часть Бурсы именно через Ворота Султаната, их еще называют Хисар-капы. Это главные ворота города. Ранее через них попадали в султанский дворец в крепости, который был создан на базе ранних дворцов — вифинских царей и византийских наместников. Сейчас он полностью уничтожен, но я сделаю о нем отдельный пост, ибо проблема его сущности очень интересна.
Естественно, нынешний макет главных ворот крепости отличается от того, что было раньше. Кладка оригинальных ворот совсем другая (тычком и логом), и видимо раньше использовался в том числе мрамор, которого сейчас нет. Но я в целом приветствую эти старания турецких реконструкторов — уж лучше так, чем вообще никак.
Важно отметить, что античная Пруса находилась целиком в стенах крепости. То есть здесь понятия акрополь и город совпадали. Хотя внутри крепости существовала и дополнительная оборонительная зона — стены царского дворца.
Цитадель Прусы была возведена на отроге Мисийского Олимпа (горы Улудаг), высота крепостной скалы здесь очень приличная. Поэтому с трех сторон крепость города была совершенно неприступной. Но вот с южной стороны, там где скала цитадели соединялось с материнской горой, пришлось создавать дополнительные линии укреплений. Там возвели две линии стен.
С воротами Бурсы связано много легенд и преданий. В начале 16 века французский натуралист и путешественник Пьер Белон писал, что на воротах Бурсы висел огромный «меч Роланда».
И до сих пор Бурса так же богата и полна жителями как Константинополь. И осмелимся сказать далее, что этот город даже богаче и населеннее. Большой меч Роланда до сих пор висит в воротах замка Бурсы. Турки очень дорожат этой реликвией, потому что они думают, что Роланд был турком. Пьер Белон
Речь должна идти о Дюрандале — мече легендарного французского рыцаря Роланда. Многие историографы крестовых походов отмечали, что анатолийские тюрки верили в свое родство с франками, так как их общий предок Один вместе с своими спутниками асами когда-то давно вышел из Туркланда и Трои, т.е. из Малой Азии. От Одина же вели свое происхождение многие королевские династии Северной Европы.
Впоследствии, примерно с 17 века, этот огромный меч стали связывать с дервишем Абдал Мурадом, который якобы приехал из Бухары и помог Орхану в завоевании Бурсы. В 19 веке меч благополучно исчез.
Благодаря шиитскому хадису нужно допустить, что это оружие было связано с культом меча Зульфикара, к которому восходили все подобные мечи в исламской традиции. О его сущности я немного писал ранее.
Ибн Хишам сказал: Был слышен голос ангела в день Ухуд: Нет меча, кроме Зульфикара и нет воина, кроме Али!
О том, кем был этот «Святой лучник» (тур. okçu — лучник) естественно никто не знает. Мавзолей этого святого схож с могилами исламских воинов-мучеников в разные годы павших при штурме Константинополя, там почти у каждых городских ворот есть аналогичные культовые могилы. Эти захоронения должны были служить делу исламизации пространства города. Население Бурсы также связывает этого «святого лучника» с неким Насреддин-беем, якобы павшим при штурме города.
У Ворот Султана начиналась главная улица римского города - Декуманус. Сюда же примыкал и важнейший культовый центр — монастырь св. Иоанна (тур. Манастир), где были погребены Осман и его сын Орхан — основатели Османской империи. Сейчас от этого монастыря ничего не осталось, он сильно пострадал при землетрясении 1855 года, а затем его руины были полностью уничтожены по приказу султана Абдулазиза в 1860-ых годах.
Местность к северо-востоку от главных ворот сейчас носит название Топхане (Пушечный двор), это красивая площадь с часовой башней 19 века, непосредственно прилегающая к мавзолеям первых османских султанов — Османа и Орхана. О них рассказ будет позже.
Считается, что длина стен цитадели Бурсы — 3,38 км. Сейчас конечно меньше. Город имел 5 ворот, почти все они располагались с юга, там где к городу подходила равнина.
С юга город защищали две лини стен. В 2013 году их уже почти полностью построили.
Протейхизма (передняя стена) здесь очень внушительная. На фото ниже ее башня, прикрывающая ворота Эркапы. Все это естественно новоделы.
Рядом с воротами Еркапы находятся два очень старых османских сооружения. Это дом чтецов Корана — даруль курра (дом чтецов), он был построен Ходжой Якубом в 1492 году. И очень ранняя маленькая мечеть — Еркапы (Кара Али), возведенная в начале 14 века. Она может конкурировать по возрасту с мечетью Алааддина, старейшей в Бурсе. Эту маленькую мечеть возвели на месте армянской церкви. При определенных условиях эта мечеть может оказаться самой старой вообще из всех османских.
На западе города находились единственные ворота - Каплыджа капы (Ворота термальных источников). Они вели в сторону старейших бань Бурсы, возведенных на месте еще римских терм. О сущности этих ворот судить сложно, их руины сейчас служат опорой для жилых домов.