Найти тему

Что такое культура безопасности?

Оглавление

Из статьи вы узнаете, когда и откуда появился термин «культура безопасности», почему этот термин напрямую связан с атомной энергетикой, а главное – по каким принципам формировать и поддерживать культуру безопасности в организации.

История появления термина «культура безопасности»

Предпосылками развития и формирования культуры безопасности в атомной энергетике стали крупные аварии, произошедшие в мире на атомных электростанциях (Авария на АЭС «Три-Майл Айленд»: 28 марта 1979 года в США; Авария на Чернобыльской АЭС: 26 апреля 1986 года в СССР; Авария на АЭС «Фукусима Даичи»: 11 марта 2011 года в Японии).

В 1988 году в атомной энергетике СССР появилось первое определение «культура безопасности», которое действовало в России до 2016 года и звучало следующим образом, – это квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности атомной станции является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность.

С 2016 года в РФ действует документ «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» НП-001-15, который устанавливает определение культуры безопасности, соответствующее международным стандартам МАГАТЭ:

Культура безопасности– это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что вопросам безопасности атомных станций, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью.

Задачей культуры безопасности в организации является обеспечение условий безопасной работы и воспитание у каждого работника безопасного мышления и формирование безопасного поведения, приводящие к внутренней потребности работника соблюдать безопасность в процессе выполнения служебных обязанностей и дома.

Разбираемся в методологии МАГАТЭ

Согласно методологии МАГАТЭ, культура безопасности включает:

  • индивидуальную и коллективную приверженность безопасности со стороны высшего, среднего руководства и персонала всех уровней;
  • ответственность за безопасность организации и всех лиц на всех уровнях;
  • меры, поощряющие заинтересованность и стремление учиться, задавать вопросы в отношении безопасности и препятствующие самоуспокоенности в отношении безопасности.

Наиболее важными компонентами культуры безопасности, представленными МАГАТЭ, являются:

  • необходимая среда (условия) в организации – система управления должна обеспечить в организации такую структуру и такое управление, которые давали бы возможность развивать сильную культуру безопасности с одновременным достижением высоких показателей по безопасности и способствовали бы этому;
  • ответственность руководителей в рамках структуры управления – руководство на всех уровнях должно способствовать привитию безопасного типа поведения, ценностей и основополагающих убеждений, которые приводили бы к развитию сильной культуры безопасности;
  • отношение работников на всех уровнях – система управления должна привести к установлению таких организационных и производственных условий, в которых работники могли бы поднимать вопросы по безопасности и сообщать об ошибках, не опасаясь преследования, запугивания, наказания и дискриминации.

Уровни формирования культуры безопасности

Формирование культуры безопасности необходимо на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне.

На индивидуальном уровне происходит прививание ценностей, убеждений, мировоззрения, мотивации и знаний, умений и навыков обеспечения безопасности.

На корпоративном уровне культура безопасности выражается в установлении её как высшей ценности организации, создании атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитии чувства персональной ответственности сотрудников и контроле соблюдения трудовой дисциплины.

Общественно-государственный уровень предполагает формирование системы социальных ценностей, приоритетов и нормативного правового поля в области безопасности.

Принципы формирования и поддержания культуры безопасности

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ

  • Безусловный приоритет безопасности и качества над производственными и экономическими целями
  • Безопасность превыше всего.
  • Безопасность – ответственность каждого.
  • Личный положительный пример при исполнении своих должностных обязанностей.

ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ

  • Понимание причин и возможных последствий всех действий и всех решений
  • Профессионализм и квалификация.
  • Понимание влияния своей деятельности и её последствий на качество и безопасность ОИАЭ.
  • Понимание своей роли в процессе.
  • Самоконтроль, критическая позиция.
  • Анализ и использование опыта производственной деятельности.
  • Строго регламентированный и взвешенный подход.
  • Строгое соблюдение нормативных документов, инструкций, программ обеспечения качества.

ПРОЗРАЧНОСТЬ

  • Необходимо открыто общаться и сотрудничать.
  • Обеспечивать обмен информацией и эффективное взаимодействие по вопросам безопасности и качества.
  • Обсуждать с руководством и коллегами проблемные вопросы.
  • Сообщать о своих ошибках и ошибках коллег.
  • Поддерживать атмосферу доверия и уважения.

ПОСТОЯННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

  • Проявлять инициативу и стремиться узнать большее.
  • Постоянно повышать квалификацию и проходить обучение.
  • Предлагать улучшения.
  • Анализировать, изменять методы и совершенствовать внутреннюю нормативную базу.

Что лично я могу сделать для формирования культуры безопасности?

Простые шаги, которые под силу делать каждому:

  • Качественно выполнять свою работу, способствовать безопасности;
  • Тщательно выяснять, почему произошли неисправности в работе технических средств, машин, механизмов, инструмента;
  • Передавать коллегам информацию обо всех известных опасных ситуациях и уровне их опасности;
  • Признавать роль и важный вклад каждого в общее дело, уважать друг друга;
  • Доверять друг другу. При выполнении общего дела, понимать, что результат влияет на результат работы всей организации. Помнить о том, что работники Организации взаимозависимы;
  • Концентрироваться на общей задаче. Уметь признавать ошибки, принимать критику;
  • Активно взаимодействовать с руководителем и друг с другом, применять взаимный контроль;
  • Сообщать о проблеме, не искать виноватого.

Культура безопасности — это определённый уровень развития человека и общества, характеризующийся значимостью обеспечения безопасности в системе личных и социальных ценностей. Она проявляется в распространённости стереотипов безопасного поведения, степени защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности. Будьте примером для других и так мы как можно скорее придем к формированию культуры безопасности во всех отраслях.