Найти в Дзене

Обесценивание: как эта программа эмоционального насилия работает в реальной жизни?

Оглавление

К огромному сожалению, слова «обесценивание», «газлайтинг» и «абьюз» перестали быть редкими «экзотическими» терминами в психологии и психиатрии. С ними сталкиваются ежедневно миллионы человек. Но у каждого, конечно, своя история взаимодействия с деструктивными сценариями и людьми, которые в них толкают свою жертву.

И это вовсе не злодеи, как можно подумать. В роли тех, кто нас обесценивает, абьюзеров и газлайтеров чаще всего выступают хорошо знакомые нам люди. А нередко – наши близкие, живущие под одной крышей с нами. И от того, что люди, от которых мы ждем поддержки, одобрения, любви и защиты, включают во взаимодействии с нами разные формы психологического и эмоционального насилия, становится еще горше, еще больнее. Сегодня поговорим о самой «мягкой» форме эмоционального насилия – обесценивании – на примере моей жизни.

Как на нас влияет обесценивание в быту?

Обесценивание - это психологическая тактика, при которой один человек умаляет ценность, достоинства и снижает самооценку другого. Обесценивание может проявляться как явно, так и скрыто, но всегда имеет цель установления контроля над ЭГО другого человека. Тактика обесценивания может включать в себя критику, уничижительные замечания, публичную насмешку, но чаще всего проявляется в игнорировании достижений другого человека.

Простой пример из собственной жизни. Муж никогда не благодарит меня за приготовленную еду, за то, как я постаралась украсить подаваемое блюдо. И ладно бы, я неважно готовила. Но нет! Я, как бывший ресторанный обозреватель, хорошо знаю, что такое вкусное еда и что такое красивая подача. Некоторые блюда я готовлю просто эталонно – лучше, чем во многих ресторанах. И в душе, конечно, надеюсь (уже не рассчитываю) на искреннюю похвалу моим стараниям от своих близких.

И сын всегда радует меня: «Ах, какая красота!» или «Мам, спасибо большое! Это было очень вкусно!». И на душе расцветают незабудки. И вроде усталости меньше после часов, проведенных на кухне.

Слоеный салат с ветчиной, гренками и ананасом. Фото автора
Слоеный салат с ветчиной, гренками и ананасом. Фото автора

Скумбрия запеченная с лимоном. Фото автора
Скумбрия запеченная с лимоном. Фото автора
Ежики в овощной подливе. Фото автора
Ежики в овощной подливе. Фото автора

Муж ест молча, сосредоточенно, механически, без эмоций. Всегда смотрит при этом фильм или видео, подкаст, не обращая внимания на вкус блюда. Иногда я сижу рядом и задаю наводящие вопросы: «Ну, как тебе борщ?» или «Сегодня приготовила котлеты по новому рецепту без хлеба. Тебе понравились?» или «Я придумала новый рецепт салата. Оцени – вкусно?». Ответы могут быть такие: «Ну, а что ж невкусно? Борщ – есть борщ». Или «Котлеты – как котлеты. Разницы не заметил». Зато он всегда приводит в пример свою тетю – профессионального кондитера, которая пекла «сумасшедшие» торты. А я совсем никаких не пеку. Ни сил, ни вдохновения. Разве что из слоеного теста готового, или какой-нибудь кекс на скорую руку.

Торт из слоеного теста. Фото автора
Торт из слоеного теста. Фото автора

Я даже канал "Радость есть с Татьяной Гольцман" на Дзене завела, наверное, затем, чтобы моя самооценка как женщины-хозяйки не закатилась под плинтус. Чтобы оставался стимул готовить с любовью и вдохновением, фотографировать удачные блюда, выкладывать рецепты для тех, кому интересно. Попросила мужа подписаться на канал. Конечно, он подписался, но на канал и не заглядывает – а зачем?

Это обесценивание, которое я в полной мере осознаю, но к которому я адаптировалась, и оно уже не ранит меня.

Многие женщины сталкиваются с обесцениванием в быту. Когда мужчине кажется, что «она сидит дома и ничего не делает». Весь домашний труд обесценивается этой фразой, этим отношением! А нам ведь есть, чем возразить, правда? Если это ваш сценарий, и вы от обиды даже не находите слов в ответ, просто возьмите и по минутам распишите прожитый день – что и когда делали, на какие бытовые усилия сколько времени ушло. А потом предъявите ему в форме устного отчета с листочком в руках.

Иногда наши близкие совсем не замечают порядок, в котором мы раскладываем и развешиваем одежду в шкафу, белье в комоде, расставляем посуду в сушилке, отсутствия крошек на столах, подтеков в раковине и вокруг, и того, что чайные кружки в идеальном состоянии, потому что вы их не просто споласкиваете, а регулярно отмываете с содой от чайного налета. Ну кто это видит? А вы запишите все – начиная от утреннего кофе и бутербродов для всех и заканчивая протиранием пыли на пианино и в серванте.

Никогда не соглашайтесь с обесцениванием! Ни про себя, в душе, ни вслух! Всегда парируйте, спокойно и аргументированно отвечайте на любые попытки обесценить что-то ваше – не важно, вас лично, вашу внешность, ваш вкус, ваши усилия, ваше творчество или даже то, что вам принадлежит.

Обесценивание на работе

Многие испытывают на себе болезненное явление – обесценивание на работе, и это немудрено. Ведь обесценивание – способ контроля над человеком. А именно к тотальному психологическому контролю чаще всего и стремятся начальники. Чтобы у вас и на подкорке мыслей не возникало, что начальник – вовсе не «бог», в чем-то он хуже вас разбирается, где-то совсем некомпетентен. И вот вам искусственно понижают самооценку, внушая, что работа, которую вы выполняете, - пустяшная, с ней справится любой человек «с улицы», «без опыта». Что у вас мало обязанностей, и они все в горизонтальной плоскости коммуникаций – с такими же как вы представителями «офисного планктона», а в кабинеты вышестоящих (где решаются серьезные вопросы) вы даже не вхожи.

Офис. Иллюстрация:  pixabay.com
Офис. Иллюстрация: pixabay.com

Я лично столкнулась с тотальным обесцениванием, когда в наше издание пришла новая начальница. И буквально за несколько месяцев моя профессиональная жизнь превратилась в ад. Несмотря на то, что у нас была мощнейшая обратная связь с читателями, которые звонили и писали письма, выражали благодарность за статьи, журнал в целом и мои авторские редакторские колонки в нем, говорили, что ждут каждого номера с трепетом и нетерпением, моей начальнице удалось внушить учредителю, что наш журнал для пожилых людей не уникален, что моя работа – не ценна, что с ней справился бы любой журналист, что печатное издание нужно закрывать, потому что они уже "никому не нужны".

Любая крохотная оплошность гипертрофировалась, а большие достижения не замечались и замалчивались. И в результате мое реноме в глазах учредителя, которая лично писала мне «Татьяна, вы волшебная! Спасибо, что вы в команде!», за год было подточено, обгрызено и обесценено настолько, что она просто перестала отвечать на мои письма и сообщения.

Я больше года выходила из этого кризисного психологического состояния, друзья. Эта история, обесценившая восемь последних лет моей работы по 10-12 часов в сутки с одним выходным (в выходные приходилось писать статьи в журнал, чтобы успеть к сдаче номера в типографию, гонорарного фонда мне не давали, и я не могла заказать статью стороннему автору). Не только годы работы – жизни! Ведь почти вся моя жизнь состояла из работы. Была подчинена ей. Например, в день своего 50-летия вместо того, чтобы праздновать юбилей и радоваться жизни, я с шести утра до 23 часов сидела за ноутбуком и доделывала номер журнала – в этот день был дедлайн по предоставлению журнала в типографию, который невозможно было нарушить без больших штрафных санкций.

Да даже лежа в больнице я не нарушала графика выхода журнала, брала с собой ноутбук в стационар, писала статьи, как только заканчивались капельницы и процедуры - и до часу ночи. И в печать журнал сдавала из стен больницы. И не говорите, что это был героизм. Это было обесценивание себя и своей жизни во имя работы, которую я воспринимала как миссию, подчиняла ей все личное. И вот, чем все закончилось. Журнал закрыли. Сайт закрыли. А у меня рассеянный склероз, в возникновении которого, уверена, виноваты и постоянные перегрузки на работе.

Мой совет вам, дорогие. Если вы чувствуете, что не в силах сопротивляться машине обесценивания, которая наезжает на вас на работе как каток, если все ваши усилия умаляются и ваших достижений не замечают, бросайте эту работу. Она вас съест, обескровит изнутри. Экономьте на насущном, на еде, развлечениях три-четыре месяца, но создайте «подушку безопасности» на два месяца. И – увольняйтесь! Не позволяйте топтаться на вашей самооценке!

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Любите и уважайте себя! Вы уникальны! Вы прекрасны! И вы - самый дорогой человек, который у вас есть!

🧡 Татьяна Гольцман и мой канал Ноктюрн души на струнах жизни. Присоединяйтесь!