Паспорт проекта
1. Название проекта: «Причины стресса у подростков»
2. ФИО автора проекта: Михайлина Кристина Руслановна.
3. ФИО руководителя проекта: Усков Григорий Сергеевич.
4. Название образовательного учреждения: ГАПОУ КузПК
5. Год разработки проекта: 2024г.
7. Тип проекта: исследовательский
8. Объект проекта: Подростковый стресс
9. Предмет проекта: факторы раздражающие психику подростков
10. Цель: изучить возникающие раздражители.
11. Задачи: изучить литературу по данному вопросу, выяснить отношение людей к подростковому стрессу, обобщить результаты исследования
12. Сфера применения продуктов или результатов проекта: теоретические занятия по «Обществознанию»
13. Продукт проекта: анкета, результаты соцопроса
14. Предметная область: Обществознание
15. Время работы над проектом – 2 семестр (3 месяца)
16. Техническое оснащение: персональный компьютер, разработанная анкета
17. Учебно-методическое оснащение: учебные пособия по обществознанию, материалы сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССА В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА
1.1 Что же такое стресс?
1.2 Понятие подросткового стресса
1.3 Причины стресса у подростков
1.4 Признаки подросткового стресса
1.5Влияние стресса на здоровье подростка
1.6 Средства борьбы с подростковым стрессом
2 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
2.2 Мое отношение к подростковому стрессу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ - Анкета ……………………………………………………….18
ВВЕДЕНИЕ
«Стресс - это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».
Ганс Селье
В последние годы проблема высокого уровня тревожности в современном
обществе, особенно среди школьников- подростков становится всё более
серьезной. Подростки, находящиеся в состоянии стресса, час часто ведут
себя неадекватно, иногда даже доводят себя до суицида.
Актуальность работы: Состоит в нужде людей в более обширных знаниях о психологических рекомендациях подросткам с высоким уровнем тревожности, их педагогам и их родным
Цель работы – изучить уровни стресса у подростков, причины возникновения стресса.
Для достижения цели, поставлены следующие задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
- подобрать методы диагностики стресса у подростков
- провести исследование причин возникновения стресса
Объектом исследования являются: стрессовые состояния
Предмет исследования: Проявления стресса у подростков
Гипотеза: Я предполагаю, что, из-за стресса у подростков появляются серьезные проблемы с психикой.
Методы научного познания: анализ литературы, наблюдение, анкетирование, обобщение теоретического материала.
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССА В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА
1.1 Что же такое стресс?
Стресс - состояние эмоционального и физического напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы или определенные ситуации, которые характеризуются как трудные или неподвластные.
Любой достаточно сильный внешний стимул, физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в определенном неспецифическом (не зависящем от характера стрессора) ответе организма, названном общим адаптационным синдромом.
Есть два вида стресса: дистресс – неблагоприятный стресс и эустресс – положительный стресс, вызванный переживанием приятных событий. Стресс – это не всегда результат повреждения. Любое непривычное для организма воздействие – чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств – все это может вызвать стресс.
Наука утверждает, что умеренные по силе стрессы необходимы для нормального существования организма, что без них человек страдает от скуки и испытывает неудовлетворенность жизнью.
Более того, «хороший» стресс полезен. Экстремальные виды спорта, как и обычное катание на роликах позволяют испытать острые ощущения, пережить радость преодоления себя.
1.2 Понятие подросткового стресса
Стресс, а точнее дистресс (в его самых неприятных проявлениях), характеризуется чувством напряжения, разочарованием, беспокойством, печалью, которые обычно длятся от нескольких часов до нескольких дней. Крайняя степень указанных переживаний, чревата и возникновением депрессивных состояний, разной степени тяжести. Тот факт, что 9 процентов учащихся страдает от тяжелой депрессии очень показательно, так как именно эти состояния являются наиболее важным фактором риска и могут привести даже к самоубийству подростка. Исследование обнаружили, что 88 процентов молодежи, которые сообщили о мыслях про самоубийство, были подавлены. Приблизительно 6 процентов студентов сообщили о попытках самоубийства в предыдущие шесть месяцев.
Если с подростковым стрессом не бороться, он может перерасти в серьезное психологическое расстройство – депрессию.
Что же мы называем депрессией? В первую очередь, это заболевание всего организма(это психическое расстройство), характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.
Депрессия - болезнь нашего времени.
Также депрессии и депрессивным состояниям подвержено около 5 % детей и подростков в возрасте 10—16 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения, депрессия является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. Общая распространённость депрессии (всех разновидностей) в юношеском возрасте составляет от 15 до 40 %. Во многих работах подчёркивается, что большей распространённости аффективных расстройств в этом возрасте соответствует и большая частота суицидов.
Депрессия по своей сути это затянувшийся стресс, которая также может быть результатом драматических переживаний. Причины могут появиться в любом возрасте и у представителей любых социальных групп.
Эмоциональные проявления депрессии очень разнообразны. К ним относятся чувство тревоги, отчаяния, снижение самооценки. Человек, страдающий депрессией, испытывает постоянную усталость, печаль. Он перестает интересоваться тем, что раньше приносило ему радость, становится равнодушным к окружающим. Меняется и поведение больных. Депрессию можно заподозрить, если человек утрачивает способность к целенаправленным действиям, не может сконцентрировать внимание. Общительный и жизнерадостный по своей природе человек, впадая в депрессию, начинает избегать контактов с друзьями, близкими, «запирает себя в четырех стенах». Нередко возникает привязанность к алкоголю, наркотическим препаратам. Больным депрессией также свойственны некоторые особенности мышления. Мысли о себе становятся негативными, человек фиксируется на отрицательных сторонах своей жизни, считает себя ненужным, никчемным, обременительным для родственников. Больному тяжело самостоятельно принимать решения.
Помимо изменений эмоциональной сферы, для депрессий также характерны физиологические (соматические) проявления. Чаще всего нарушается режим сна и бодрствования, возникает бессонница. Аппетит может исчезнуть полностью или, наоборот, усилиться и приводить к перееданию.
Заметно снижается энергетический запас организма, пациенты быстро переутомляются даже при небольших физических и умственных нагрузках. В результате депрессии могут возникнуть осложнения.
Качество жизни больных с большой депрессией или депрессивными симптомами, не удовлетворяющими критериям большой депрессии (субсиндромальная депрессия), существенно ниже, чем у здоровых лиц и больных с другой хронической патологией.
1.3 Причины стресса у подростков
В подростковом возрасте все чувства обостряются, нервы натягиваются, как струна, от малейшего дискомфорта готов сорваться, потому что очень трудно становится управлять эмоциями и собственным поведением. Любые конфликты, недопонимания становятся трагедией.
Видимой причиной стресса у тинэйджеров может стать и серьезная неприятность, и незначительная обида. Чаще всего это проявляется в опасных ситуациях (причем опасность может быть как настоящей, так и мнимой), при проявлении насилия в любой форме. Собственно, для человека в любом возрасте подобные явления провоцируют стресс, но для подростка любая психическая травма болезненнее втройне.
Физиологические изменения тела.
Особенно часто стресс по такой причине встречается у тех девочек и мальчиков, чье половое созревание начинается раньше обычного.
Неразделенная любовь.
Первую влюбленность подростки нередко воспринимают, как «любовь на всю жизнь». Разрыв отношений с юношей / девушкой.
Моральное и физическое давление со стороны сверстников.
Именно в подростковом возрасте чаще всего встречается жестокость по отношению к сверстникам, создание группировок и поиск «врагов».
Проблемы в семье.
Если в семье начинаются проблемы — развод, болезнь или смерть близкого человека, постоянные споры с родителями, проблема с братом или сестрой, частые ссоры между родителями
Изменение финансового положения родителей
Смена места жительства.
Из-за переезда подросток вынужден расстаться со старыми друзьями и на какое-то время остаться без общения с ровесниками.
Проблемы в учебном заведении.
Завышенные требования к успеваемости со стороны родителей и учителей — тоже стрессовая ситуация для подростка.
Для решения психологических проблем подростков важно не слишком остро реагировать на отдельные инциденты. Молодые люди всегда будут иметь проблемы, и тут крайне важную роль играет отношение взрослых людей к их сложному периоду жизни.
1.4 Признаки подросткового стресса
Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно.
Наступающие в это время гормональные перестройки, влияют, в том числе и на психику. Она становится очень чувствительной.
Поэтому практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений.
Признаки стресса - физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет подросток:
• Повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность
• Резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты
• Недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»
• Злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни
• Резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби
• Частое курение, регулярное распитие спиртного
• Замкнутость подростка, отдаление его от близких и друзей
• Резкое снижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах
Проявления депрессии очень разнообразны и варьируют в зависимости от формы заболевания. Типичными признаками являются:
• тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидания беды
• раздражительность
• чувство вины, частые самообвинения
• недовольство собой, снижение уверенности в себе, снижение самооценки
• снижение или утрата способности переживать удовольствие от ранее приятных занятий
• снижение интереса к окружающему
• снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабость
• Нарушение сна
• Изменение аппетита
• боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах)
1.5 Влияние стресса на здоровье подростка
Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания (или даже вызывать их): от болей в пояснице и бессонницы до рака и астенического синдрома.
Сталкиваясь со стрессовой ситуацией, наш организм подготавливает нас для двух важных механизмов выживания: борьбы и агрессии. Наше сердце бьется быстрее, кровяное давление повышается, частота, и глубина нашего дыхания возрастают.
Стрессовое состояние вызывает определенную биохимическую реакцию, связанную с выбросом адреналина. Ее физиологический смысл - мгновенная мобилизация всех сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Также резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность.
Стресс является причиной увеличившегося числа сердечных приступов, депрессий, бессонницы и других серьезных заболеваний. Дети, чья учеба связана с постоянным стрессом, тот постоянно подвержен разным заболеваниям. Наиболее частые заболеваний, которые, в основном, спровоцированы стрессом:
• Депрессия
• Язвы
• Мигрень
• Астма
• Гипертония
• Проблемы с кишечником
• Бессонница
• Чрезмерное потоотделение
• Ослабляется иммунитет
1.6 Средства борьбы с подростковым стрессом
Бороться со стрессом не только можно, но и нужно
Наиболее используемые средства борьбы со стрессом у подростков в нашей стране по результатам социологического опроса (50 человек):
• Телевизор и видеоигры
• Музыка
• Еда
• Медикаменты
• Спорт
• Йога, медитация
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Для практического анализа отношения людей к подростковому стрессу и ее места в их жизни был проведен опрос (анкета представлена в Приложении). В социологическом опросе приняли участие 50 человек возрастом от 12 до 17 лет.
Данная работа была проделана для анализа мнения учащихся и студентов – как будущего поколения, представляющего здоровье нации.
Вопросы, представленные в анкете:
1. С какого возраста необходимо знать о стрессе?
2. В какой форме интереснее узнавать о стрессе?
3. Как часто находитесь в стрессовых ситуациях?
4. Чья поддержка необходима в стрессовом состоянии?
5. Как вы выходите из стресса?
В результате социсследования выяснилось, что большая часть опрошенных знают что такое стресс. Но есть и те, которые очень мало знают о стрессе.
2.1 Анализ социологического опроса
По результатам, проведенного в ходе исследования опроса респондентов получили следующие показатели, представленные на рисунках 2.1 – 2.5.
Рисунок 2.1 – С какого возраста необходимо знать о существовании термина стресс?
Исходя из результатов опроса делаем вывод, что большинство опрошенных -80% считают, что лучше узнать о существовании термина стресс в возрасте. 10-15 лет
Рисунок 2.2 – В какой форме интереснее узнавать о стрессе?
Исходя из результатов опроса делаем вывод, что подросткам интереснее всего узнавать о стресс через разговоры с близкими людьми и через текстовые носители.
Рисунок 2.3 – Как часто вы находитесь в стрессовых ситуациях?
Исходя из результатов опроса делаем вывод, что большая часть подростков испытывает стресс примерно раз в месяц.
Рисунок 2.4 – Чья поддержка необходима в стрессовых ситуациях в большей мере?
Исходя из результатов опроса делаем вывод, что большая часть подростков нуждается в поддержке родителей в большей мере.
Рисунок 2.5 – Как вы выходите из стресса?
Исходя из результатов опроса делаем вывод, что большая часть подростков
Предпочитает избавляться от стресса через прогулки с друзьями.
2.2 Мое отношение к стрессу
Моë отношение к подростковому стрессу резко негативное. Я считаю, что нужно во всех сферах жизни сократить до минимума факторы, которые каким либо образом могут навредить нервной системе подростков. Стресс сильно влияет на постановление личности будущего гражданина нашей страны. И только за нынешними подростками стоит светлое будущее России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью моей работы было изучить вред стресса в жизни подростка. Рассмотрение теоретического материала по данному вопросу позволяет сделать обобщающий вывод.
Считаю, что, выдвинутая в работе гипотеза о том, что стресс оказывает пагубное влияние на организм человека, доказана. Так как подростки, испытывающие стресс всегда испытывают чувство беспокойства, усталости, перегруженности и часто откладывают дела на потом. Таким образом бороться со стрессом обязательно нужно для улучшения качества жизни как сейчас так и в будущем.
Проведенное социологическое исследование, подтвердило что многие из подростков испытывают стресс постоянно и во всех сферах жизни таких как учеба отношения с родителями и другими подростками
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к следующему выводу: стрессы давно стали неотъемлемой частью современной жизни подростков. Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. Практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений.
Также было выяснено, что стресс в подростковом возрасте влияет на поведение, что может стать причиной поведенческих отклонений, депрессии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.«Подростки. Как пережить пубертат» Автор Екатерина Бурмистрова 02 апреля 2022, - 251 С.
2. Бодров В.А. Информационный стресс. − М.: ПЕР СЭ, 2014.
3. Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. − СПб.: Речь, 2017.
4. Майерс Д. Психология/Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. − Мн.: «Попурри», 2016.
5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. − СПб.: Питер, 2014.
ПРИЛОЖЕНИЕ – Анкета
Ответьте на вопросы, представленные в данной анкете.
1. Испытываете ли вы стресс?
Да
Нет
2. Как часто вы сталкиваетесь со стрессом?
1 раз в месяц
1 раз в неделю
3 раза в неделю
Больше 3-х раз в неделю
4 Редко
3. Ваши друзья сталкиваются со стрессом?
Да
Нет
4. Как Вы считаете стресс пагубно влияет на здоровье и развитие личности подростка?
Да
Нет
Благодарю за участие в опросе.