21 августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия, первоначальников Соловецких.
В фондах музея хранится изразец с изображением воинов с пушками. Изразец – плитка из обожженной глины, предназначенная для облицовки стен, печей. Происхождение этого слова трактуют по-разному. По одной – версии оно происходит от слова «образец», «образ». По другой – происходит от глагола «изрезывать», т.е. наносить орнамент на предварительно обработанную поверхность. В большинстве изразцы покрывали глазурью. В 17-18 веках часто изделия с прозрачной глазурью зеленого цвета, цвета травы-муравы, называли муравлеными. К таким изделиям относится и наш изразец.
В Троице-Сергиевой лавре была облицована зелеными муравлеными изразцами шатровая церковь Зосимы и Савватия при Больничных палатах, построенная в 1635-1637 гг. На изразцах были помещены разные сюжеты. Это и двуглавые орлы, и растительные орнаменты, и изразцы из «военной» серии, а так же шарообразные керамические вставки.
В тот период, как правило, изразцы на фасадах использовали как цветные орнаментальные вставки, то есть их собственный орнамент не играл существенной роли, так как они не образовывали архитектурных или иконографических композиций. Но наш случай – некое исключение.
В литературе всегда отмечалось значение храма Зосимы и Савватия как символа героической обороны против поляков 1608-1610 гг. Свидетельством этому и являются украшающие восьмерик церкви зеленые поливные изразцы с изображением воинов с пушками.
В 1906 году Лавра решила приступить к ремонту шатра и главы на церкви Зосимы и Савватия. Императорское Московское Археологическое Общество, осуществлявшее надзор за памятниками, на основании произведенного осмотра посчитало необходимым утраченные к тому времени изразцы заменить новыми. В документах отмечалось, что «в виду того, что означенный шатер принадлежит к одному из замечательных древних памятников, ремонт его должен быть произведен самым тщательным образом. Заготовленные изразчатые, каменные и кирпичные детали должны во всем совершенно точно отвечать формам сохранившихся частей».
Член Общества Зиновий Иванович Иванов, которому было поручено непосредственное наблюдение за работами, предлагал снять из сохранившихся изразцов по два экземпляра каждого вида. Один – для заказа новых изделий, а второй «поставить где-либо в более защищенном месте от влияния погоды с соответственной надписью, дабы впоследствии было известно, что шатер ремонтирован тогда-то и изразцы заменены новыми». Работы по изготовлению изразцов производились в Строгановских мастерских в Москве.
Когда образцы новых изразцов были готовы, оказалось, что они не отвечают прежним, «они меньших размеров, характер древнего рисунка и цвет изразцов искажены и вообще вновь сделанные изразцы не удовлетворяют требованию и не могут быть употреблены в дело».
Все же в 1907 году работы по ремонту шатра были «закончены и исполнены во всем согласно указаниям Общества». И З.И. Иванов просил «заведующего работами» лаврского архитектора Александра Афанасьевича Латкова изъятые при начале ремонта древние изразцы вставить «в стену на паперти с соответствующей надписью и закрыть стеклом». Но по каким-то причинам это сделано не было.
В 1916 году Общество опять вернулось к этому вопросу, попросив наместника Лавры «привести это ныне же в исполнение или же передать изразцы на хранение в Императорский Московский Исторический Музей» (ныне Государственный исторический музей). Однако наместник ответил, что о древних изразцах в лаврских документах сведений не имеется, а «по надлежащих же розысках означенных изразцов, найден только один изразец, квадратный, с древним орлом, закрашенный мумией».
Образцы древних изразцов с двуглавым орлом, розеткой и растительным орнаментом – «итальянским завитком» – в фондах нашего музея сохранились. А вот подлинных изразцов, на которых изображены воины, к сожалению, нет ни в музее, ни на памятнике. Со слов сотрудников ГИМа, нет старых изразцов и у них. Изразец, представленный в исторической экспозиции, относится к 1907 году.
В 2013 году фирмой «Балтстрой» вновь была произведена реставрация изразцов на Зосимовской церкви. Сохранившиеся образцы, хранящиеся в музее, пусть даже и не все являются ровесниками памятника архитектуры, но представляющие хорошую копию древних.
Вед. науч. сотрудник отдела «История Сергиево-Посадского края XIV- начала XX века» Нина Холодкова
#спмз #храмы_лавры #архитектураТСЛ