Найти в Дзене

Вылет разрешаю!

Рубрика «На крыльях Победы»

Вылет разрешаю!

В 1938 году Иван Матвеевич Цыганков после окончания 9-го класса 38-й средней школы Хабаровска поступил в Хабаровский аэроклуб. Инструктором 16-летнего юноши стала Ольга Малышева, первая женщина-пилот на Дальнем Востоке. Учился Иван на отлично, понимал, что небо – это его призвание.

В 1940-м для продолжения летной службы пришел в Бирмскую военную авиационную школу пилотов, сформированную в гарнизоне Бирма 2-й Отдельной Краснознаменной армии Дальневосточного фронта. Он окончил школу в трудное для Родины время и сразу отправился на фронт.

Летчик-истребитель Иван Цыганков летал на Ил-2, лично сбил 4 самолета противника. При выполнении одного из боевых вылетов был сбит, получил ранение в горящем самолете, однако сумел его успешно посадить. За этими короткими фразами скрывается неординарный поступок.

В газете «Родник», посвященной 35-летию Победы, вот так описан этот эпизод:

«73 боевых вылета совершил Цыганков. Но на всю жизнь запомнил последний. 16 февраля 1945 года войска форсировали реку Вислу под Краковым. Командир звена Иван Цыганков вел тройку штурмовиков, преследуя отходящего противника. Шли под облаками на высоте около 100 метров. Зенитки противника открыли шквальный огонь по самолетам. Сильный удар потряс машину Цыганкова. Зенитный снаряд пробил бензобак, и горящий фонтан бензина ворвался в кабину.

«Иду на вынужденную, пожар в кабине», – успел передать по радио Цыганков.

Выключив мотор, Иван левой рукой прикрывал лицо от горящего пламени, а правой продолжал управлять машиной. Горела рука, горело лицо, пылал комбинезон. Невероятными усилиями 22-летний пилот посадил самолет на фюзеляж. Цыганков не смог сам выбраться из кабины: заклинило фонарь, левая кисть руки была почти вся сожжена. Стрелок Федор Ермаков вытащил командира через форточку кабины, начал гасить пылающий самолет. И тут они оказались в кольце немецких автоматчиков. Иван сорвал планшет с полетными картами и бросил в горящий самолет».

Экипаж оказался в окружении фашистов. Обгоревшего летчика допрашивали, избивали, несколько раз он терял сознание. Однако стремительное наступление наших солдат спасло жизнь экипажу, очнулся Иван уже в госпитале и сразу услышал родную речь. Шесть месяцев пролежал в госпитале, перенес 11 операций, несмотря на тяжелые увечья выжил.

За боевые заслуги награжден орденами «Красная звезда», «Отечественной войны» I степени, «Орденом Славы» III степени.

Впоследствии, несмотря на боевые ранения, с 1958 по 1984 годы работал диспетчером АДП аэропорта Хабаровск, пользовался большим авторитетом всего персонала. В этой же статье о диспетчере службы управления воздушным движением Иване Матвеевиче Цыганкове написано так:

«– Матвеич, здравствуй! Экипаж прибыл на вылет!

Его знают все летчики нашей страны, прилетающие в Хабаровский аэропорт. После предполетной подготовки экипажа командир корабля докладывает о готовности к полету, диспетчер Цыганков ставит подпись: «Вылет разрешаю!».

– До встречи, Матвеич!

– Счастливого полета!».

-2