Найти в Дзене
Задача выжить

Ключевой компонент добрался до серии - Су-34НВО получат новейшую РЛС "Сыч".

Оглавление

Ни для кого не секрет, что Су-34 за последние два-три года доказал свою высочайшую эффективность, и представить отечественные ВКС без этого бомбардировщика практически невозможно. Однако до сегодняшних дней он поставлялся без ключевого компонента, детали которого мы сегодня более подробно и обсудим.

Источник: Минобороны России.
Источник: Минобороны России.

Приветствую на канале!

Первое, о чём хотелось бы поговорить, так это об модификации нашего "Утёнка". Мало кто знает, но поначалу применение всем известного УМПК происходило только с помощью обновлённой его версии, именуемой НВО, или "новые возможности". Модернизация стартовала несколько лет назад, и с тех пор все выпускаемые Су-34 являлись НВО-версией, хотя об этом редко где упоминалось. Так вот, пару лет назад было их не так уж и много, и даже если оборонка могла себе позволить выпуск тысяч модулей коррекции, то вот ВКС их применять не могли - несколько десятков бортов на это попросту неспособны. Сейчас ситуация изменилась на корню, машин достаточно много и ещё больше прошли процесс модернизации, но, как всегда, есть один нюанс. Изначально НВО-версия создавалась не только под применение нового вооружения, а для расширения возможностей базового Су-34, в частности разведывательного функционала. Разработчиком и МО было принято решение придать часть этих задач нашему "Утёнку", так как создавать под это дело отдельную машину дело затратное, да и зачем, если можно уместить всю необходимую аппаратуру в отдельный контейнер, и применять его тогда, когда этого требует ситуация? Так вот, под НВО-версию создавались целых три таких контейнера - радиолокационной, радиотехнической и оптической разведки, перекочевавших с самолёта Ту-214Р. Нас интересует первый, так как в современных реалиях это единственное средство, способное практически полностью заменить А-50У и его аналоги на целом ряде направлений.

Источник: Минобороны России. В кадре УКР-РТ.
Источник: Минобороны России. В кадре УКР-РТ.

Причина тому проста - "летающие радары" представляют собой весьма уязвимые цели, да ещё и чрезвычайно дорогие и малочисленные. А здесь просто контейнер, который можно навесить на Су-34, если того требует ситуация. Более того, возможности контейнера, также именуемого как "Сыч", действительно впечатляют - дистанция работы превышает 300 километров, что сравнимо с "летающими радарами". Правда, лишь для крупных целей по типу мостов, зданий и кораблей. Да и подходят под это дело больше спутники, так как первая пара никуда не убежит, а корабли у нашего противника отсутствуют вовсе. Куда более приоритетной целью можно назвать различные танки, ББМ и прочее, что обнаружить гораздо труднее, но и в нынешних реалиях важнее. И вот тут-то "Сыч" достаёт козырь - по некоторым данным скопления техники он обнаружит на расстоянии от 150 до 200 километров. Но, как говорится, всё познаётся в сравнении, и для примера приведём штатную БРЛС Ш-141. Так вот, аналогичные цели она обнаружит с куда меньшего расстояния - всего 70 километров. Раньше этого было вполне достаточно, но вот с появлением дальнобойных зенитных средств по типу "Патриота", разведка становится делом крайне опасным, тогда как "Сыч" угрозу снимает целиком и полностью. К тому же, говоря про ЗРК, нельзя не упомянуть и про контейнер радиотехнической разведки УКР-РТ, способный вскрывать позиции радаров "Патриота" задолго до того, как носитель будет обнаружен. Вполне возможно, что недавний эпизод с выведением из строя за сутки сразу нескольких западных ЗРК напрямую связан с применением УКР-РТ, так как информация о его боевом применении появлялась неоднократно, что опять же подтверждает фото выше.

Источник: ОАК. Су-34НВО.
Источник: ОАК. Су-34НВО.

Ну а теперь переходим к самому интересному. Буквально на днях выяснилось, что все строевые Су-34 в скором времени получат эти самые контейнеры, так как опыт их боевого применения оказался весьма впечатляющим, из чего следует несколько весьма любопытных выводов. Во-первых, программа модернизации Су-34 до уровня НВО заметно ускорилась, и численность этих машин растёт каждый месяц, вытесняя базовую версию "Утёнка". Во-вторых, на данный момент в рядах ВКС около 150 бомбардировщиков, а значит в скором времени мы получим 150 "летающих радаров", способных вести разведку в режиме 24/7 на глубину свыше 300 километров, да ещё и с моментальным применением вооружения. У самолётов ДРЛОиУ ведь как? Они цель обнаружили, передали её координаты, а вот есть ли в воздухе машина, способная эту цель нейтрализовать - вопрос, абсолютно неактуальный для Су-34. Он и контейнер несёт, и вооружение, так что ракету или корректируемый боеприпас можно отправить мгновенно, без каких-либо временных окон. Есть и третий вывод, который стоит отдельного внимания. Несмотря на постоянный рост возможностей во всех направлениях, 150 машин явно недостаточно - нужен определённый запас, хотя бы в 250-300 единиц, а в перспективе до 500-600. Это банальная необходимость, продиктованная возможным ростом напряжённости ближе к 30-м годам. Сможет ли наш ОПК эти цифры осилить? Вполне. При условии производства 25 машин в год (а это более чем реально), первоначальные потребности будут закрыты уже к концу десятилетия, а если сместить приоритеты с других проектов, сфокусировавшись на Су-34 и Су-57, итого раньше. Честно говоря, это отдельная тема для разговора, которую мы затронем уже в ближайшем будущем.

Источник: ТАСС, автор - Сергей Бобылев.
Источник: ТАСС, автор - Сергей Бобылев.

Подводя итог по Су-34 хотелось бы отметить, что массовое появление "Сыча", увы, могло не состояться вовсе - после анонса этого изделия по нему не было никаких новостей, а первые Су-34НВО шли в войска без необходимого контейнера. Однако в 2023 году ситуация в корне изменилась, ведь изделие сразу в двух модификациях было замечено во время испытаний на самолёте "Геофизика" (на фото выше), что прямо говорило о возобновлении проекта. На данный момент хорошо известен следующий факт - "Сыч" применяется, и применяется успешно, а значит вышеупомянутые 150 единиц являются вполне себе реальной целью.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, оставь комментарий и подпишись - нас почти 110 000. Спасибо каждому!