Как часто приходишь к психологу, чтобы решить проблему, а он предлагает какие-то непонятные или сложные техники. Нарисуй что-то, напиши письмо родителям или вопросов много задает про прошлое и разное. И клиент в непонятках - пришел за одним, а получаю не то. И психолог расстроен, что не получается. И кого же здесь винить? Клиента, который не понимает или психолога, который не предлагает нужного решения?
Никого не винить, конечно. Но хорошо, когда есть понимание о разных уровнях запроса клиента. Расскажу байку про гвоздь в ноге. Очень ее люблю - наглядно показывает про уровни запроса.
Первый уровень запроса
- Доктор, что-то мне совсем нехорошо. Знаете, у меня нога болит, у меня постоянно болит нога. Я у друзей спрашивал, у них такая же нога и не болит. Я замечаю, что хожу и оставляю красные пятна. А еще замечаю, что когда надеваю носки, колготки, гольфы - они все рвутся. Но самое главное, мне больно, мне все время больно ходить. Я пытаюсь на другую ногу опираться, но все равно - мне больно. Доктор, что со мной?
- Пациент, у вас гвоздь в ноге!
- Гвоздь?! Да? Не может быть! Спасибо, доктор!
Второй уровень запроса
- Доктор, вы знаете, у меня гвоздь в ноге! Мне неудобно. Носки рвутся, мне больно, но гвоздь трогать нельзя! Это наш семейный гвоздь. У меня мама с таким гвоздем ходила, у меня бабушка с таким же ходила, а у нашей прабабушки был самый большой гвоздь в нашей семье, и все нормально ходили. Но вот я смотрю, как другие люди живут, и я бы хотел, чтобы болело меньше и чтобы носки не рвались. Что вы мне можете предложить? Но гвоздь не трогаем, гвоздь наш семейный, трогать нельзя!
Третий уровень запроса
- Доктор, знаете, у меня гвоздь в ноге. Я пытался его ковырять, дергать, вытаскивать по-разному. Иногда становилось легче, иногда больнее, но он меня беспокоит. Доктор, я готов, давайте вытаскивать, так жить нельзя.
Гвоздь - это проблема клиента. Клиент может его не замечать и страдать. Но каждый вытащенный гвоздь меняет жизнь на комфортную. Часто многие психологические методики, техники и практики направлены именно на третий уровень запроса, но для этого клиент должен осознать, в чем его проблема и готов с ней взаимодействовать, чувствует в себе силу и желание, тогда он ГОТОВ. Запрос не сделайте мне хорошо и удобно, а давайте разрешать корень.
Но можно работать и с первым, и со вторым уровнем запросов. Главное, чтобы не предлагать техники и методики для третьего. Тогда будут довольны оба участника: и клиент, и психолог.
Маргарита Багирова, психолог, мой телеграмм канал
Автор: Багирова Маргарита Владимировна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru