Обе группы выпусти песни посвященной этой теме, давайте посмотри у кого лучше получилось, у Натовских ящеров или святых Руссов? (шутка)
Сперва буквально каплю контекста. «Атака мертвецов» это — распространённое публицистическое название эпизода обороны крепости Осовец от Кайзеровских войск 6 августа 1915. Суть в том, что бюргеры применили отравляющий газ против гарнизона крепости, который нанес сильный урон защитникам, в частности серьезные ожоги дыхательных путей, в результате чего солдаты задыхались в кровавом кашле. Тем не менее оставшиеся на ногах защитники крепости предприняли контратаку на немецкие позиции и вид солдат, обмотанных кровавыми бинтами, навел ужас на любителей пива и обратил их в бегство.
На самом деле, если глубоко капнуть в исторические документы, то все не так однозначно. Данный эпизод приукрашивали и переписывали еще современники тех событий. А уж в эпоху интернетов, то он и вовсе стал полулегендарным, так как его уже описывали кто во что горазд. И теперь, если вы спросите, какой эпизод наиболее известен человеку из истории Первой Мировой, то он обязательно расскажет вам про Атаку Мертвецов, возможно кто-то еще Брусиловский прорыв назовет. Хотя их значимость для хода войны несопоставима. Все же оборона крепости Осовец, это крайне локальная история, но талантливые писатели умудрились ее раздуть до событий эпического масштаба. Однако, мы тут не про разоблачения пришли говорить, эти споры оставим каналам про историю. Остановимся на том, что событие невыдуманное, оно действительно было, защитники крепости действительно действовали как герои на пределе человеческих возможностей, а значит вполне можно отдать им должное путем хорошей песни.
Начнем с Руссов, Ария выпустила песню «Атака мертвецов» на альбоме Через все времена (2014). С музыкальной точки зрения все вполне хорошо, бодрый Heavy, уверенный и эмоциональный вокал Житнякова, качественный звук, 5/10 можно ставить не глядя. Но нас то с вами волнуют стихи, смогли ли передать весь ужас происходящего? Тем более, что со с лирикой у группы прям реальные проблемы. По моему мнению, начиная с альбома Феникс (2011), качество лирики сильно упало. Но признаюсь, альбом Через все времена, был лучше Феникса, его еще можно было слушать целиком. Ладно, вернемся к песне, с лирикой тут все хорошо, она действительно цепляет и хорошо гармонирует с музыкой, почитайте текст, он реально неплох. А вот что плохо, так это припев. Хуковый припев — это ключ к успеху для песни, иногда он способен из невзрачного трека сделать суперхит. А тут все наоборот, сильный напористый куплет сменяется вялым медленным припевом, после которого, прям весь адреналин падает. И это очень обидно, как можно было сделать такой слабый припев, ума не приложу. Но у Арии сейчас в целом не очень хорошо с написанием музыки, поэтому это лишь один эпизод большой проблемы, то с музыкой накуролесят, то с лирикой начудят, то все и сразу. Поэтому накинем 2 балла за хорошие стихи и получим 7/10, т.е. имеем хороший трек, но не хит.
Ну а что же там у НАТОвских Ящеров? Могут ли они в историю России? Sabaton выпустили песню "The Attack of the Dead Men" на альбоме The Great War (2019). Сам альбом получил в итоге хорошие продажи, однако не особо оправдал ожидания любителей истории. Но в чем все сошлись, "The Attack of the Dead Men" однозначно один из лучших треков альбома, он стал обязательным для концертов во всех странах. Фанаты делали кровавые повязки на лицо от США до Чили, более того, ее и сейчас играют почти на всех концертах (вот вам и Русофобия). И трек так приняли неспроста, он действительно хорош. Все начинается с легкого индастриала, создавая тягучую и мрачную атмосферу газовой атаки, далее следует бодрый куплет, который, как и у Арии замедляется к первым строчкам припева, но как бы с оттяжкой, после чего следует маршеподобное продолжение припева. И это работает, особенно в сочетании с качественным драматическим текстом, строчки типа «Hundred men charge again die again», просто не могут оставить слушателя равнодушным. Чего песне не хватает, так это дополнительного миникуплета после соло, но это опять же проблемы поздних альбомов Sabaton, которые не балуют большим количеством лирики в песнях. Моя оценка 9/10.
На самом деле обе песни удачные, возможно кому-то больше зайдет песня Арии просто потому, что она на русском, но обе группы молодцы, с заданием справились. Такие дела.