В 2023 году российский рынок труда столкнулся с тревожными изменениями: усиливается дефицит кадров, особенно в секторе «синих воротничков».
Екатерина Кирилина, HR-директор компании Delko, делится своим взглядом на текущую ситуацию в сфере автоперевозок. Если раньше транспортные компании сосредотачивались на увеличении автопарка, расходах на топливо и пробегах, то сегодня основной акцент сместился на кадровый вопрос – водители становятся ключевым ресурсом. Теперь вызов состоит не столько в приобретении десятков или сотен новых машин, сколько в обеспечении их эффективного использования.
Обстановка на рынке труда
Транспорт и логистика остаются в числе лидирующих отраслей по спросу на специалистов. В апреле 2024 года число вакансий в этом секторе выросло на 36% по сравнению с предыдущим годом, в то время как количество соискателей снизилось на 3%. Конкуренция за кадры усилилась на 10%, что обусловлено последствиями демографического кризиса 1990-х годов, пандемией и изменениями логистических маршрутов из-за санкций.
Средний возраст водителей-экспедиторов уже превысил 50 лет, а молодёжь не спешит выбирать эту профессию из-за её высокой интенсивности и специфики.
Проблемы также связаны с устаревшей системой подготовки водителей. Лишь 15% автошкол готовят специалистов по категории СЕ, и многие из них обучают на старых автомобилях, не давая необходимых навыков вождения тягачей с прицепами. Это, в свою очередь, усложняет привлечение молодых кадров.
Кроме того, наблюдается нехватка специалистов рабочих профессий, которые обеспечивают техническое обслуживание транспортных средств. В связи с этим дефицит квалифицированных механиков, слесарей и электриков, знакомых с особенностями китайской техники, может достигнуть 25% и выше в ближайшие годы.
В условиях, когда на одного кандидата приходится 5-6 работодателей, компании вынуждены пересматривать свои подходы к найму и удержанию сотрудников, предлагая всё более выгодные условия.
Обучение собственными силами
В Delko понимают важность кадров и поэтому инвестируют в обучение водителей, даже если они имеют недостаточный опыт работы с категорией Е. Компания предлагает обучение дважды в год, адаптируя этот процесс к сезону и дорожным условиям. Кандидаты проходят тщательный отбор, особенно внимание уделяется вопросам безопасности и стандартам сервиса.
Новички составляют около 15% штата, но каждый из них проходит строгий отбор, чтобы обеспечить безопасность и высокие стандарты компании.
Delko предлагает своим водителям возможности для повышения квалификации, используя как онлайн, так и офлайн форматы обучения. Это позволяет оперативно заполнять вакантные позиции, не ограничиваясь только привлечением новых сотрудников.
Три ключевых критерия для водителей
Процесс найма водителей — это постоянная и длительная задача, связанная с развитием новых проектов и необходимостью увеличения кадрового состава. В среднем трудоустройство водителя занимает 20-25 дней, из которых большая часть времени уходит на прохождение медицинского осмотра и завершение работы у предыдущего работодателя. Решение о приёме на работу обычно принимается в течение 1-2 дней.
Основные факторы, влияющие на выбор водителей при трудоустройстве: справедливый доход, удобные графики и маршруты, а также гарантированные пробеги и стабильная загрузка. Помимо этого, Delko активно развивает программу дополнительной мотивации, охватывающую не только сотрудников, но и их семьи.
Вовлеченность и мотивация
Для Delko важно поддерживать высокий уровень вовлечённости водителей через открытый диалог и поощрение их лояльности. Компания инициировала проект, в рамках которого топ-менеджеры регулярно выезжают в рейсы вместе с водителями. Это помогает сокращать дистанцию между руководством и сотрудниками, налаживать доверительные отношения и быстро реагировать на возникающие проблемы.
В 2023 году было проведено 16 таких рейсов, что способствовало улучшению системы мотивации и планированию увеличения автопарка на треть в 2024 году. Эти шаги помогли снизить текучесть кадров на 15%, а средний возраст водителей в компании уменьшился до 35-45 лет.
Необходимость комплексных мер
Несмотря на усилия работодателей, проблема дефицита кадров в транспортно-логистической отрасли требует комплексного решения на государственном уровне. Важно учитывать бытовые вопросы, такие как проживание на суточные и развитие дорожной инфраструктуры, особенно для женщин-водителей.
Также рассматривается привлечение иностранных специалистов, но пока этот процесс сопровождается административными барьерами. Необходимо также уделять внимание удержанию и поддержке возрастных сотрудников, предлагая им дополнительные социальные гарантии.
Иными словами, до 2035-2040 годов увеличение числа кандидатов на рынке маловероятно. В ближайшие 10-15 лет успешными будут те компании, которые научатся адаптироваться к новой реальности.