Найти в Дзене

Что такое метрики в тестировании? Часть 1.

В тестировании очень важно контролировать и оценивать текущую ситуацию. Для этого нужны определённые расчётные показатели, которые устанавливаются ещё до начала тестирования. Эти показатели могут быть описаны в тест-плане или в другом документе, который используется в качестве тестовой документации на проекте. Понятие «метрика» чаще всего используется в тестировании для определения таких показателей. Метрики — это числовые характеристики показателя качества. Они позволяют получить численное значение некоторого свойства ПО или его спецификаций. Также метрики служат показателем текущего достижения поставленных целей. Метрики могут быть двух видов: Для определения расчётных метрик важно учитывать статус тест-кейсов (passed, failed, blocked), который отражает успешность их выполнения. На основе этих статусов можно вычислить множество метрик. Выбор конкретных метрик зависит от проекта и тестируемого продукта. Каждая команда тестирования самостоятельно решает, какие метрики использовать. Это
Оглавление

В подборке данных статей мы с вами поговорим:

  • узнаете, что такое метрики в тестировании и какие они бывают;
  • познакомитесь с метриками покрытия кода;
  • узнаете, на основании каких критериев принимаются решения в тестировании;
  • поймёте, какие отчёты могут использоваться на проектах для анализа результатов тестирования.

В тестировании очень важно контролировать и оценивать текущую ситуацию. Для этого нужны определённые расчётные показатели, которые устанавливаются ещё до начала тестирования. Эти показатели могут быть описаны в тест-плане или в другом документе, который используется в качестве тестовой документации на проекте.

Виды метрик

Понятие «метрика» чаще всего используется в тестировании для определения таких показателей.

Метрики — это числовые характеристики показателя качества. Они позволяют получить численное значение некоторого свойства ПО или его спецификаций. Также метрики служат показателем текущего достижения поставленных целей.

Метрики могут быть двух видов:

  • Прямые — их определяют без вычислений. К ним относятся, например, количество разработанных тест-кейсов, количество найденных дефектов, время прохождения тест-кейсов.
  • Расчётные — вычисляются по специальным формулам, которые включают прямые метрики. Они показывают, например, процентное отношение выполненных или невыполненных тест-кейсов ко всем имеющимся, процент успешного прохождения тест-кейсов, плотность распределения дефектов, эффективность устранения дефектов, распределение дефектов по важности и срочности.

Для определения расчётных метрик важно учитывать статус тест-кейсов (passed, failed, blocked), который отражает успешность их выполнения. На основе этих статусов можно вычислить множество метрик.

Выбор конкретных метрик зависит от проекта и тестируемого продукта. Каждая команда тестирования самостоятельно решает, какие метрики использовать. Это решение основывается на целях и специфике проекта, а также на степени формализованности процесса тестирования.

1. Процент выполнения тест-кейсов показывает, насколько эффективно идёт процесс тестирования. Эта метрика рассчитывается как отношение количества выполненных тест-кейсов к общему количеству запланированных тест-кейсов, умноженное на 100 %.

Эта ключевая метрика позволяет отслеживать прогресс тестирования, сравнивать его с планом и при необходимости корректировать работу тестировщиков.

2. Процент успешных тест-кейсов показывает, насколько качественно было протестировано приложение. Эта метрика рассчитывается как отношение количества успешно выполненных тест-кейсов к общему количеству выполненных тест-кейсов, умноженное на 100 %.

Эта метрика позволяет оценить качество приложения. Если доля неуспешных или заблокированных тест-кейсов высокая, это может свидетельствовать о некачественном коде. В этом случае может потребоваться внесение изменений в процесс разработки, внедрение каких-либо инструментов, практики взаимных проверок.

3. Общее количество найденных дефектов — это число всех дефектов, обнаруженных за всё время тестирования.

Эту метрику можно представить с разбивкой по степени важности, срочности или по модулям, где были найдены дефекты.

4. Текущее количество дефектов — это число дефектов, обнаруженных в текущем билде, итерации или спринте.

Эта метрика позволяет всем участникам проекта быть в курсе текущей ситуации с качеством продукта, а также анализировать изменения: улучшается или ухудшается код, процесс разработки и качество тест-кейсов.

5. Общее устранение дефектов — это процентный показатель устранения дефектов определённого уровня важности за всё время существования проекта. Он показывает, сколько всего дефектов было исправлено за время разработки и тестирования.

6. Текущее устранение дефектов — это процентный показатель устранения в текущем билде или итерации дефектов определённого уровня важности, обнаруженных в предыдущем билде или итерации.

Иными словами, когда выходит новая версия продукта или стартует новая итерация, нужно различать дефекты, обнаруженные в предыдущей версии, и дефекты, обнаруженные в актуальной версии.

7. Плотность дефектов — это количество дефектов на единицу размера: на весь продукт, спринт, функцию или объём исходного кода.

Этот показатель помогает выделить наиболее уязвимые модули и участки кода, в которых плотность дефектов выше, чем в других частях продукта.

8. Коэффициент ретеста дефектов показывает, какую часть времени в тестировании занимает перепроверка исправленных дефектов.

Проверка того, что дефект исправлен, требует времени. Важно, чтобы большая часть рабочего времени тестировщиков не уходила на ретесты вместо проверки новой функциональности.

  • 1 вариант — количество закрытых дефектов / количество новых дефектов (в новом функционале);
  • 2 вариант — затраченное время на ретест / затраченное время на тестирование нового функционала.

Если времени на перепроверку исправленных дефектов уходит больше, чем на тестирование новой функциональности, это может свидетельствовать о большом количестве дефектов. В таком случае необходимо принять меры для улучшения качества кода.

9. Коэффициент регрессии:

  • 1 вариант — количество дефектов в старом функционале / количество дефектов в новом функционале;
  • 2 вариант — количество тест-кейсов в статусе failed / количество тест-кейсов в регрессионном наборе.

Важно отслеживать, сколько дефектов появляется в уже протестированном функционале при добавлении новых функций. Это может указывать на низкое качество разработки и необходимость принятия мер для улучшения процесса разработки.

10. Стоп-фактор — это решение о приостановке тестирования. При этом учитываются текущее значение метрик, выполнение и успешное прохождение тест-кейсов.

Если процент успешно выполненных тест-кейсов низок — а какой процент считать низким, каждый проект определяет самостоятельно — тестирование может быть приостановлено до исправления дефектов.

Например, если из 100 запланированных к выполнению в итерации тест-кейсов было выполнено 40, из которых 29 оказались неудачными, менеджер проекта может решить приостановить тестирование до устранения наиболее критичных дефектов. Продолжение тестирования без их исправления приведёт только к увеличению количества дефектов, на исправление которых у разработчиков не будет времени.

Далее мы рассмотрим метрики, связанные с тестовым покрытием, поэтому сначала разберёмся с этим понятием.

Покрытие (или тестовое покрытие) — это процентное выражение степени, в которой исследуемый элемент (требование или строка кода) затронут соответствующим набором тест-кейсов.

Тестовое покрытие — одна из метрик оценки качества тестирования. Оно показывает плотность покрытия тестами требований или программного кода. Тестовое покрытие обычно выражается в процентах.

Термины «покрытие» и «тестовое покрытие» могут использоваться как синонимы.

Метрики, связанные с покрытием:

  1. Метрики покрытия кода модульными тест-кейсами позволяют определить, какой процент кода покрывается тестами. Это может быть количество строк, ветвей, путей или условий.
  2. Метрика покрытия требований означает, что требование считается покрытым, если на него ссылается хотя бы один тест-кейс.
  3. Метрика плотности покрытия требований учитывает, сколько тест-кейсов ссылается на несколько требований.

В следующей статье вы узнаете о Метриках покрытия кода.

Если у вас есть вопросы или вы просто хотите стать частью команды тестировщиков, то переходи в ТГ канал, где можем пообщаться с единомышленниками и найти много интересных и полезных знаний!Также если вам нужна индивидуальная консультация, менторство и помощь в создании проекта пишите в ТГ канал!

Обучение тестированию