Сегодня мы поговорим об интеллекте )
«Интеллект — это всесторонняя способность действовать осмысленно, логически рассуждать и уверенно справляться с жизненными вызовами». (Давид Векслер)
Интеллект — это умение делать выводы, быстро определять закономерности в новых условиях и адаптироваться к окружающей среде. В разговоре интеллекту часто соответствует слово «ум», и когда мы слышим «умный человек» или «глупый человек», мы говорим об индивидуальных особенностях интеллекта.
Когда утверждают, что «ум ребенка развивается с возрастом», имеется в виду развитие его интеллекта. Благодаря интеллектуальным возможностям человек занял главенствующее положение на Земле в качестве биологического вида.
В современном мире существует связь интеллекта с социальной успешностью и профессиональной деятельностью. Существует определенный интеллектуальный минимум, необходимый для выполнения различных видов деятельности.
Если для профессора университета или хирурга требуется высокий уровень интеллекта, то для профессии вахтера или курьера достаточно более низкого интеллектуального уровня. Поэтому многие родители предупреждают детей: «если не будешь учиться, станешь дворником».
Коэффициент интеллектуальности
Термин «коэффициент интеллектуальности» или IQ в психологии показывает, как уровень интеллектуальных способностей человека соотносится со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. Проще говоря, это позволяет узнать средний IQ человека среди равных ему.
Понятие IQ возникло, когда было замечено, что в каждом возрасте существует набор задач, которые ребенок может решить. Есть также задачи, с которыми он справляется легче через полгода или год.
Тесты на интеллект
В российских медицинских учреждениях клинические психологи применяют интеллект-тест, разработанный американским психологом Дэвидом Векслером.
Норма баллов для детского теста Векслера:
69 и менее — умственная отсталость;
70 — 79 — пограничный интеллект;
До 100 — низкий уровень интеллекта;
100 — 110 — ниже среднего;
110 — 120 — средний уровень, нормальный интеллект;
120 — 130 — выше среднего уровня;
130 — 140 — высокий интеллект;
От 140 и выше — очень высокий интеллект.
Психодиагностическое заключение основывается не только на результатах теста, но и учитывает особенности поведения ребенка во время тестирования, условия воспитания и психологическое благополучие семьи.
Факторы, влияющие на уровень IQ
Исследователи из Калифорнии установили, что к 8 годам дети с требовательными родителями показывают более высокий интеллект, чем те, у кого родители нейтральны или равнодушны.
Также на уровень IQ имеют влияние взаимоотношения с родителями: мальчики с теплыми отношениями с матерью и удовлетворенным своей профессией отцом обладают более высоким интеллектом. Среди девочек высокий интеллект более характерен для тех, чьи отцы дружелюбны и хорошо ладят с матерями.
Средний IQ в России
Средний IQ в России составляет 96 (32 место из 118 стран). В более экономически благополучных регионах России (например, Москва, Санкт-Петербург) средний IQ выше: в Москве — 106,3, в Санкт-Петербурге — 104,7, в Тюменской области — 103,6, в Калининградской области — 102,6. В некоторых регионах средний IQ составляет 89,7.
Можно ли повысить IQ взрослому человеку
Мнения специалистов по этому поводу разнятся. Тем не менее тренировка когнитивных способностей важна для ментального здоровья. Составляйте пазлы, решайте кроссворды, читайте качественную литературу, обучайтесь новым навыкам, играйте в развивающие настольные игры — все это поможет сохранить интеллект на высоком уровне на протяжении многих лет.
Современные исследователи все чаще обращают внимание на роль окружения и образовательной среды в формировании интеллектуальных способностей. Например, стимуляция когнитивных процессов в раннем детстве, через развитие языковых навыков и пространственного восприятия, может значительно повлиять на будущий уровень интеллекта. Родители и педагоги, создающие благоприятную обстановку для обучения и развития, закладывают фундамент для достижения высоких интеллектуальных показателей.
Уровень интеллекта не является единственным показателем успешности и адаптации в обществе. Важны также эмоциональный интеллект и способности к межличностному взаимодействию. В образовательной системе России все большее значение придается развитию социально-эмоциональных навыков, что позволяет детям более уверенно и эффективно справляться с жизненными сложностями. Таким образом, гармоничное развитие личности включает в себя не только когнитивные способности, но и эмоциональное благополучие.
Важным аспектом является и взаимосвязь между физическим здоровьем и интеллектуальными показателями. Регулярные физические упражнения, правильное питание, достаточное количество сна — все это напрямую влияет на когнитивные функции и, как следствие, на уровень IQ. Исследования показывают, что дети и взрослые, ведущие активный образ жизни, демонстрируют более высокие результаты в тестах на интеллект, чем их малоподвижные сверстники.
И наконец, не стоит забывать о роли мотивации и целеустремленности. Высокий уровень интеллекта может способствовать академическим и профессиональным успехам, но без должной мотивации и внутреннего стремления к достижению целей даже самые высокие интеллектуальные показатели могут оставаться не реализованными. Люди, обладающие сильной внутренней мотивацией, часто достигают большего, чем те, кто изначально обладает высоким IQ, но не стремится к постоянному самосовершенствованию.