О воротах Троице-Сергиева монастыря и как таковые были устроены в других монастырях. И о том, какое назначение было у ворот Каличьей башни
Прочтём Опись 1641 года вот с какой точки зрения. Как описан сам монастырь, его строения – церкви, хозяйственные постройки и прочее. И что за «город каменный около монастыря? Есть ли таковой у других монастырей? Посмотрим на то, где и какие ворота были у монастырей, для чего они предназначались.
ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО О ВОРОТАХ МОНАСТЫРЕЙ ИЗ ОПИСИ 1641 ГОДА
Из описи 1641 года хорошо видно, что названия воротам давали в соответствии с их назначением. Хотелось бы понять – а какие ворота были главными, какие – второстепенные, да и какова была их хозяйственная или какая иная функция.
Ответ на первый вопрос, про главные ворота, казалось бы, очевиден. Без сомнения – главный вход в монастырь был через Красные ворота, над которыми возвышалась Красная воротная башня. Именно с них и начинает Опись своё повествование: «Около Троицкого Сергиева монастыря город каменный».
Не следует ли из этого начала то, что само понятие «монастырь» в те времена включало только лишь церкви и хозяйственные постройки? И сам монастырь не рассматривался как место укрепленное, как крепость, назначение которой – защита от врагов?
Посмотрим, что нам рассказывает Опись о Хотьковском монастыре. Находим мы в ней лишь о том, что в девичьем Хотьковском монастыре церковь Покров пречистыя Богородица, деревяная, верх шатровый, «чюдотворца Николы» деревяная ж с трапезою, в них образов, риз, книг и прочего добра». А ещё – колокольница на четырех столбах дубовых, в ней пять колоколов, да келий монастырского строения одиннадцать. Да и список монахинь, во главе с игуменьей старицей Ефимьей Королевинской.
Из сего краткого описания на трёх листах, делаем вывод, что не было вокруг монастыря какой-либо ограды, назначение которой было бы военное.
И этот вывод подтверждается сведениями о Троицком Богоявленском монастыре, что на Москве. Подтверждается тем, что ограда монастыря описывается просто и незатейливо:
А около монастыря ограда: три стены каменные, четвертая стена от Патриаршего двора забором забрано.
Да двои ворота, одне Святые, а над теми вороты вне монастыря стенное письмо – образ Видения чюдотворца Сергия, да над Калиточными воротами образ Спасов нерукотворный, а в монастыре над вороты стенное ж письмо – образ пречистые Борородицы Знамение.
Ворота приезжие, а над ними с приезду вне монастыря стенное письмо – обрах жтивоначальные Троицы, да у тех же ворот стенное ж письмо – образ Видения чюдотворца Сергия.
То есть ограда в монастыре предназначена была для отделения территории монастыря и его хозяйственных построек от того, что вокруг находится.
Надо заметить, что монастырь находился на территории Кремля и был надёжно защищён соответствующими оборонительными сооружениями самого Кремля. Так что монастырь и не нуждался в какой-либо защите.
КРАТКАЯ СПРАВКА
По преданию, Дмитрий Донской выделил у Троицких ворот Кремля преподобному Сергию Радонежскому землю для возведения келий и церкви, коль случится его приезд на Москву. Сначала это было подворье Троицкого монастыря, потом уже монастырь со своими службами и хозяйством. В середине восемнадцатого века матушка-императрица монастырь упразднила. Разместили здесь судебный приказ и Комендантский дом. В начале же века девятнадцатого на этом месте возвели Оружейную палату.
Отметим то, что нам чуть позже пригодится:
- Названия ворот – Святые и Приезжие
- При описании ворот упоминаются Калиточные ворота, над которыми образ Спасов нерукотворный
Похожую картину мы видим и при описании Троице-Сергиева Стромынского монастыря. Всего лишь пара строчек:
А около монастыря ограда деревяная забором, а у него двои ворота: одни красные, а другие задние, на мельницу. А на красных воротех Деисус полной на празелени и на красках.
Ровно так же описана ограда монастыря Киржатцкого, что на реке на Киржаче. Двое ворот – одни святые, каменные («на них церковь пуста»), вторые – задние. Да ограда – с трёх сторон каменная, с четвёртую сторону деревяная рубленая. По каким-то причинам святые ворота писаны с маленькой буквы.
Для порядка посмотрим, что говорит Опись про Живоначальной Троицы Махрищенский монастырь на реке Махре.
Около монастыря ограда забором в прасла. То есть это обычная изгородь. Прясла же здесь – часть забора между опорами. Ворота же новые – Святые, «на воротех образов…».
Приведённых примеров, возможно, и недостаточно. Однако вывод уже напрашивается. Как правило, большинство монастырей, если и имели ограду, то была она обычной, ничем не примечательной, описывалась одной-двумя фразами.
Ворот же, как правило, двое. Одни – парадные, назывались Святыми. При этом в ряде случае название писалось с маленькой буквы. Вторые – хозяйственные, называемые и приезжие, и задние, на противоположной стороне от парадных ворот.
Необходимое пояснение
Мы коснулись только части монастырей, не самых больших и не самых известных. И намерено обошли вниманием такие крупные монастыри, как Соловецкий, Саввино-Сторожевский, Кирилло-Белозерский и ряд других монастырей, возможно, и кремлей. О них мы расскажем отдельно, в сравнении с Троице-Сергиевым монастырём. Возможно, что эти монастыри должны быть названы Кремлями – как укреплённое ядро города. Однако, во всех источниках мы читаем только лишь о монастырях, с самого момента их основания. И поводов называть монастыри кремлями у нас нет. Однако, сравнение такое сделать надобно.
Опись 1614 года содержит подробное описание всех хозяйственных строений монастыря. А таковых в оном было великое множество, как в монастырской ограде, так и за её пределами.
ВОРОТА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ
Согласно описи 1641 года, в Троице-Сергиевом монастыре были ворота:
- Красные ворота, с надвратной церковью в честь преподобного Сергия Радонежского. Над воротами – Красная воротная башня
- Водяные ворота. Согласно описи, они расположены около Водяной башни на юго-западном углу монастыря.
- Ворота Погребной башни, выходящие на бочарный двор
- Конюшенные ворота, на низ башня круглая о двух верхах.
Как мы видим, у Троице-Сергиева монастыря ворот гораздо больше, нежели у других монастырей. Расположены они на каждой стене. И у каждых из ворот – своё назначение.
Какую же роль играли ворота в жизни монастыря? В ответе на этот вопрос нам поможет икона семнадцатого века с изображением Троице-Сергиева монастыря и сведения, почерпнутые из Описи 1641 года.
Сразу же обратим внимание на то, что на иконе изображена только одна дорога в пределах каменной ограды – от Красных ворот (в верхней части иконы) до Троицкого собора. Отметим и то, что такая же дорога изображена от церкви Сошествия Святого Духа к Троицком же собору.
Понятно, что Красные ворота – ворота парадные. Предназначены они для встречи высокопоставленных особ, людей знатных. Подобающим образом они и украшены – в киоте образ «Отечество», по сторонам «чюдотворцы Сергий и Никон».
Касательно ворот Погребной башни можно сказать, что и их назначение было хозяйственным. Широкие ворота и две калитки по бокам создавали обманчивое впечатление того, что здесь находится прямой въезд в монастырь. Но, поскольку перепад между внешней и внутренней сторонами стены составлял около десяти метров, попасть за ограду можно было только по лестнице, поднявшись на второй ярус башни. Перед башней находился бочарный двор. В самой же башне варили мёд и прочее полезное питиё, в погребах и ледниках хранили множество припасов.
Следующее, что надо отметить на рассматриваемой иконе – с левой стороны собора изображена на иконе группа святых, что определяется по нимбам и, чуть левее и ниже – аналогичная небольшая группа у Конюшенных ворот. А вот справа от Троицкого собора – группа коленопреклонённых людей. Похоже, что в монастырь они вошли через Водяные ворота. И направляются они к Троице и к преподобному Сергию Радонежскому.
Можно предположить, что Водяные ворота имели хозяйственное назначение и предназначались как для прохода простых людей, так и для ввоза и вывоза каких-либо хозяйственных грузов. Может поэтому рядом с этими воротами изображены простые люди.
КОНЮШЕННЫЕ ВОРОТА ИЛИ КАЛИЧЬИ?
А вот из Конюшенных ворот в монастырь шли люди, скажем так, духовного толка. Предполагается, что башня, названа Конюшенной по своему хозяйственному назначению – потому как за оврагом располагались монастырские конюшни. Однако в то время в ходу было и другое название – Каличья. И если с первым названием более-менее понятно, то вот со вторым названием есть вопросы.
Предлагается две версии происхождения. Первая – от того, что в воротах была калитка, которая никогда не закрывалась. Вторая же версия – от калик перехожих, странников.
А почему бы не предположить следующее? Калитка в воротах никогда не закрывалась для того, чтобы в любое время дня и ночи могли прийти к преподобному Сергию Радонежскому всяк, кто захочет? И проходили в ворота только лишь с этой надобностью.
Отметим, что проезд в башне не был сквозным, он был в виде буквы «Г». Понятно, что сквозь такой проезд телега не пройдёт, да и на руках никто не будет грузы заносить в монастырь. Однако, через эти ворота осуществляли свои вылазки защитники Троицкой обители во время осады.
Но, возможно, что для «каликов перехожих» и предназначался данный вход.
КТО ТАКИЕ КАЛИКИ?
Кто такие калики – спорят многие и к единому мнению не пришли. Одни говорят, что это слепые странники, убогие и нищие, что ходят по земле и поют духовные стихи, добывая тем самым себе на пропитание. Коль скоро так, то и приходили они к Троице, где получали хлеб и кров.
Но в древней Руси так называли особых людей. Так, Псковская летопись рассказывает о Карпе Данилове
«… поидоша воевать за Наровья 50 муж о калеке о Карпе Даниловиче»
В былине «Сорок калик» они не выглядят убогими калеками.
Встречу им то Владимир князь,
…
Завидели его калики тут перехожие,
Становилися во единый круг,
Клюки посохи в землю потыкали,
А и сумочки исповесили,
Скричат калики зычным голосом.
Дрогнет матушка сыра земля,
С дерев вершины попадали,
Под князем конь окарачился,
А богатыри с коней попадали,
Общепринято считать, что в древней Руси каликами назывались странники к святым местам русским и восточным. Однако можно и нужно вспомнить былину про Илью Муромца.
Профессор Александр Н. Веселовский, помимо сильного влияния западных стран, видит и влияние богомильских странников-проповедников. Иноземное влияние сказалось как в обычае путешествовать группами (братчинами, дружинами), так и во внешнем виде, в одежде. Одеяние было более или менее одинаковое: сума, сумка, подсумок, клюка, костыль, посох (шелепуга), шляпа земли греческой, гуня или кафтан, сlоса (дорожный плащ).
И В ЗАКЛЮЧЕНИИ
Но не подлинно ли русским явлением является сие явление – дерзнём мы возразить профессору. Возразим и вспомним и другие факты, известные нам из общей истории.
Преподобный Сергий Радонежский известен и тем, что примирял князей между собой. По своему обыкновению, он отправлялся в путь пешком, как свидетельствует святитель Дмитрий Ростовский. Профессор Голубинский говорит о том же в своих трудах – все свои путешествия преподобный Сергий совершал пешком.
- В 1363 году прииде преподобный Сергий в Ростов Великий «Пречистеи и къ чюдотворцем помолитися»
- В 1365 году, как сообщает нам летописец, «В то же время от великого князя Дмитреа Ивановича прииде съ Москвы посолъ преподобный Сергий игуменъ Радонежский въ Новгородъ въ Нижний ко князю Борису Констянтиновичю …».
Князь Дмитрий Донской просил преподобного прийти в Коломну, дабы благословить место, где думали заложить обитель. Преподобный Сергий был «старостью убо побежаем», он все же исполнил волю князя, хотя и «съ многым трудом прииде». Дмитрий Донской уговаривал преподобного Сергия воспользоваться лошадьми по возвращении в обитель, но преподобный остался верен своему правилу – всегда ходить пешком. Предание гласит, что в Голутвинском монастыре, который был основан в тот приход преподобного Сергия в Коломну, долгое время хранился деревянный костыль, с которым преподобный совершал свои путешествия. Изложено по сведениям Макарова Η. П. «Русские предания».
Многие ученики преподобного Сергия уходили пешком из Троицкой обители и основывали монастыри, число которых ныне оценивается в сто пятьдесят или около того.
Вспомним и о преподобном Дионисии Радонежском, архимандрите монастыря. В 1611 и 1612 годах скорописцы переписывают послания Дионисия и его келаря Аврамия Палицына. Троицкие грамоты разлетались во все уголки России отправлялись гонцы.
Вспомним и традицию, что дожила до наших лет. К Троице и Преподобному надобно идти пешком. Ещё в двадцатом веке паломники шли к Троице по большой Переяславской дороге пешком и тому существует множество свидетельств. И сейчас люди неравнодушные возродили эту традицию, проложив пешеходную тропу от Москвы к Сергиеву Посаду, назвав её «Дорога в Лавру».
Однако, всё изложенное выше, не может быть доказательствами чего-либо. И требуется многое время и многие труды, дабы найти и подтвердить, а возможно и нет, верность наших умозаключений. Но, согласитесь, здесь есть над чем подумать и поразмыслить.