Найти тему

Дипломная работа: "Формы участия общественности в осуществлении публичной власти в РФ".

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

1.1 Основные подходы к определению понятия и сущности публичной власти

1.2 Признаки и формы публичной власти

1.3 Основные элементы структуры публичной власти

ГЛАВА 2. Формы участия общественности в осуществлении публичной власти в РФ

2.1 Референдум как форма непосредственного правотворческого участия общественности

2.2 Выборы и участие в деятельности политических партий как весомые формы участия общественности в формировании публичной власти

2.3 Формы участия общественности и общественного контроля, которые способствуют совершенствованию функционирования публичной власти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 56 стр. Оригинальность 72 %.

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.

Отчет о проверке в системе Антиплагиат Вуз.
Отчет о проверке в системе Антиплагиат Вуз.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Проблема модели построения взаимоотношений между властью и гражданским обществом в современной юридической науке приобрела особое значение. Процесс трансформации властных отношений предполагает тенденцию к гуманизации власти, выступает приоритетом правовой политики государства.

Участие общественности в осуществлении публичной власти выступает именно тем социально-правовым институтом, в котором концентрируется наибольший потенциал к диалогу власти и общества.

Проблема роли участия народа во власти всегда актуализируется в избирательный период, когда общественность имеет возможность формировать органы публичной власти. Это обусловливает необходимость комплексного анализа публичной власти: понятия, структуры, видов и основных форм, на современном этапе развития теории отечественного государства и права как науки.

Развитие научного прогресса, информационных технологий способствует изменению управления в государстве, стимулирует появление новых форм участия, которые наделены возможностью сократить разрыв между властью и гражданами, облегчить их диалог, поэтому анализ перспектив их внедрения является актуальной научной проблемой современности.

Необходимо отметить, что вопросы публичной власти были объектом исследования отечественных ученых, о чем свидетельствует ряд их научных трудов. Это, в частности, О.А. Андреева, Н.В. Анциферов, /А.В. Безруков, Н.А. Белешев, Г.Г. Бернацкий, А.А. Васильев, А.Б. Венгеров, В.П. Гавриков, А.Т. Докторова, С.Е. Дробот, /О.А. Ежукова, С.А. Комаров, О.Ю. Кокурина, В.В. Комарова, В.В. Красинский. Л.А. Лазутин, В.А. Лебедев, А.Ф. Малый, М.С. Матейкович, М.Н. Марченко, Б.В. Назмутдинов, В.С. Павловский, Н.Л. Пешин, А.С. Пиголкин, В.Н. Протасов, Е.А. Раджабова, В.А. Рыбаков, С.А. Сайбулаева, Н.В. Селихов, А.К. Сисакьян, А.В. Сковородко, О.И. Тиунов,И.В. Упоров, А.П. Фоков, Цечоев, Г.Н. Чеботарев, А.Н. Чертков, Е.Ю. Шагойко, А.Р. Швандерова, А.А. Югов и другие.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы - комплексно осветить институт публичной власти как участия общественности в осуществлении публичной власти, определить эффективность функционирования основных форм такого участия в отечественной правовой системе.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Определить основные подходы к определению понятия и сущности публичной власти;

2. Выделить ключевые признаки и формы публичной власти;

3. Выделить и рассмотреть основные элементы структуры публичной власти;

4. Исследовать референдум как форму непосредственного правотворческого участия общественности;

5. Определить роль выборов и участие в деятельности политических партий как весомых форм участия общественности в формировании публичной власти;

6. Выявить и рассмотреть основные формы участия общественности и общественного контроля, которые способствуют совершенствованию функционирования публичной власти;

7. Сформулировать выводы по изученной теме.

Объект исследования ‑ общественные отношения, возникающие при взаимодействии публичной власти и гражданского общества.

Предметом исследования являются общетеоретические аспекты участия общественности в осуществлении публичной власти.

Методы исследования обусловлены предметом исследования. В основу методологирования положена комплексность и междисциплинарность исследования.

Методы исследования. В процессе выполнения диссертационного исследования автором был применен комплекс общенаучных и специальных методов познания правовых явлений. В частности, использование сравнительно-правового метода позволило осуществить сравнительный анализ положения отечественного и зарубежного законодательства; формально-логический метод способствовал выявлению противоречий в понятийном аппарате, который применяется в теории государства и права и актах законодательства.

Метод абстрагирования и обобщения применялся в процессе разработки дефиниций и понятий при определении терминов: "публичная власть", "власть", "политическая партия" и других. С помощью логико-юридического метода стало возможным формулирование предложений по совершенствованию механизма общественного контроля и проведению общественной экспертизы как инструментов, способствующих совершенствованию функционирования публичной власти, графический метод использован при рассмотрении структуры публичной власти и т.д..

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют работы современных ученых в области теории государства и права, международного, конституционного, избирательного права РФ, конституционного права зарубежных стран, раскрывающие отдельные аспекты рассматриваемой проблематики.

Нормативно-правовую базу исследования составляют международные нормативные правовые акты, Конституция РФ, специализированные федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Эмпирическую базу исследования составляют статистические материалы опубликованной судебной практики.

Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в научно-исследовательской сфере - при дальнейшем исследовании проблем реализации в РФ публичной власти; а также учебно-методической деятельности - при подготовке учебно-методических комплексов, пособий, проведении лекционных и семинарских занятий. по дисциплинам "Теория государства и права", "Конституционное право РФ", "Избирательное право" и т.п.

Структура работы построена с учетом комплекса решаемых задач и включает в себя введение, две сложных по составу главы, пять параграфов, заключение и библиографический список.

ГЛАВА 1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

1.1 Основные подходы к определению понятия и сущности публичной власти

Общественные отношения являются сложными и непредсказуемыми, их развитие стимулирует формирование определенных механизмов, предусматривающих способы урегулирования отношений между людьми, сообществами в пределах государства.

Развитие общественно-политической мысли свидетельствует, что исследование природы власти всегда представляло большой интерес для обществоведов, которые пытались ответить на вопросы: что такое власть как общественное явление. Власть в их представлении представлена как многогранное общественное явление, связанное с многими другими явлениями, вследствие чего было предложено немало определений ее понятия, а слово "власть" приобрело многозначности.

В широком смысле, власть является социальным атрибутом. Поэтому генезис власти стоит искать в самой необходимости человеческого сожительства. Именно в таком сосуществовании возникает организационная и психологическая потребность подчинения индивида единой воле - общественной, появляется чувство зависимости, состояние подвластности на одной стороне и чувства властолюбия, воля к власти - на другой.

Публичная власть регулирует публичные дела, отношения между людьми, проживающими на конкретной территории, то есть имеет территориальную направленность.

В современной науке выделяются ряд позиций относительно того, как трактовать "власть".

Сторонники первой из них определяют власть через признаки, второй ‑ через уровни власти: государственная, муниципальная, общественная.

Вместе с тем, обе группы исследователей, выступают против чрезмерной централизации власти, отмечая, что во время чрезмерной централизации публичных властных отношений снижается эффективность низового уровня управления, ухудшается связь между жителями конкретной местности и местными управляющими органами, наблюдается оторванность процедуры принятия решений от насущных местных проблем, повышается уровень ее излишней централизации.

При анализе различных подходов к пониманию власти можно заметить, что для всех них общим является взгляд на власть как способ господства одной силы над другой (власть природы над человеком, власть человека над природой, власть человека над человеком). Если вести речь о власти в обществе, то она является способом покорения поведения человека или силам природы, или другим людям.

1.3 Основные элементы структуры публичной власти

В настоящее время основными принципами, на которых строится вся система и структура публичной власти в государстве являются следующие:

1. Её "народное" происхождение, то есть, в организации и государственной власти и власти органов местного самоуправления как её основных форм осуществления, учитывается следующее:

- исторически связана с властью народа;

- осуществляется формами прямого народовластия (то есть как гражданами непосредственно, так и (или) органами публичной власти, которые избираются народом либо так называемыми "производными" органами от избранных народом органов публичной власти);

2. Принадлежность публичной власти народу, то есть, всей полнотой публичной власти обладает только народ. В нашей стране, данный принцип заложен уже в нормах ч. 2. ст. 3 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что именно народ обладает властью и если осуществление власти в государстве и поручено отдельным органам, принципа народовластия в РФ это не отменят и не может отстранять народ от осуществления власти. Кроме того, в Основном законе РФ подчеркнуто, что народ осуществляет власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления[2].

Таким образом, графически структуру публичной власти можно представить следующим образом.

-3

ГЛАВА 2. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РФ

2.1 Референдум как форма непосредственного правотворческого участия общественности

Общий правовой принцип в России, как в демократическом государстве ‑ народ является источником власти. Отдельный гражданин как представитель народа может быть субъектом власти через службу в органах государственной власти или местного самоуправления. Сам народ как отдельный общий элемент управления также может осуществлять власть через непосредственную форму народовластия. К ней относят выборы, референдум и другие формы непосредственного участия. Первично необходимо исследовать референдум как непосредственное участие народа в осуществлении публичной власти[1].

Под содержанием права принимать участие в референдуме следует понимать закрепленную законом систему возможных и необходимых моделей поведения уполномоченного и обязанного субъектов, компетентных органов, должностных и служебных лиц относительно осуществления носителем права своего волеизъявления в отношении важных вопросов общегосударственного и местного значения, а также принятие (или подтверждение) нормативных и индивидуально-правовых актов.

Легализация государственной власти напрямую связана с народным волеизъявлением, народным суверенитетом. Конституционная норма, что единственным источником государственной власти является народ, означает, что лишь от народа все государственные органы получают власть и во имя народа они обязаны ее использовать. Если же государственная власть, даже сформирована формально законным конституционным путем, применяется против народа, ограничивает его права и свободы, она не может быть признана легальной.

Проведение референдума ‑ это положительная непосредственная форма участия граждан в осуществлении государственной власти, но не единственно приемлемая для принятия государственного решения.

Истории известно много попыток создать эффективные публично-властные механизмы, среди которых следует упомянуть народные собрания в античные времена, собрание городов-государств в эпоху Средневековья, собрание сельских общин и т.д. Это все непосредственные формы публичного властвования, когда вся община, народ, граждане решают общегосударственные дела. Ведутся научные дискуссии о возможности в современном государстве социально-демократической ориентации общегражданской участия. Сторонники этой идеи указывают на важность "коммуникации между политическим режимом и народом". Критики непосредственного народовластия допускают возможность осуществления власти непосредственно всем народом только в "небольших по количеству и компактно расположенных сообществах", другие же вообще отрицают такую возможность, считая ее непригодной.

Полная версия работы у нас на сайте.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты:

Telegram

WhatsApp

ВКонтакте

Т. 7-988-027-88-34.

-4

Научная и учебная литература, материалы печати

1. Андреева О.А. Местное самоуправление в системе российской публичной власти: механизмы трансформации и легитимации /О.А. Андреева// Государственная власть и местное самоуправление. 2021. N 9. С. 26 - 29.

2. Анциферов Н.В. Формулы закрепления конституционных обязанностей субъектов публичной власти в России /Н.В. Анциферов // Современное право. 2019. N 10. С. 10 - 15.

3. Бабкин А.И. "Процессуальная реформа" в условиях профессиональной и общественной экспертизы /Бабкин А.И.// Российский судья. 2018. N 3. С. 3 - 5.

4. , М.В., Габричидзе Конституционное право Федерации. Учебник. М.: Статус, 458 с.

5. Безруков А.В. Конституционная реформа: основные направления и пути совершенствования конфигурации публичной власти в России /А.В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 6. С. 3 - 9.

6. Белешев Н.А. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти как признак ее легитимности /Н.А. Белешев// Конституционное и муниципальное право. 2021. N 3. С. 12 - 13.

7. Бернацкий Г.Г. Права человека и права нации / Г.Г. Бернацкий // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 3. С. 16-18.

8. Васильев, А.А. Концепция разделения властей и идея органического единства верховной власти в консервативной правовой доктрине России/ А.А. Васильев // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8. С. 11-14.