Задачи:
- стимулировать творческую активность в поисках выражения своего эмоционального отношения к воспринимаемой музыке путём разного вида её уподобления;
- развивать ритмический слух, песенное творчество;
- закреплять ранее полученные знания в области музыкальной грамоты;
- формировать основы певческой культуры, совершенствовать вокально-хоровые навыки детей;
- воспитывать потребность в занятиях танцевальным творчеством.
Материал и оборудование: баян, аудиозапись «Токката и фуга ре минор» И.С. Баха, «Ave Maria» Ф. Шуберта, «Системный оператор», «Волшебная дорожка анализаторов», макет скрипичного ключа, письмо, музыкальная шкатулка, ангел музыки Орфей, картина Рафаэля «Мадонна».
Ход проведения музыкального занятия
Музыкальный руководитель (М.р.) (песенкой по ступенькам 1-3-5). Здравствуйте, ребята!
Дети (песенкой 5-3-1). Здравствуйте!
М.р. Я рада вас видеть. Сегодня в музыкальном зале чудеса, здесь поселился какой-то волшебник. Кто ты, волшебник, покажись. (Всматриваются, ищут.) Кто ты, волшебник, отзовись! (Прислушиваются.)
Звучит «Токката и фуга ре минор» И.С. Баха.
Дети. Королева Музыки.
М.р. Как вы узнали? Что вам подсказало?
Дети. Музыка (вспоминают произведение).
М.р. Ребята, сегодня на пианино я обнаружила это послание (показывает детям), давайте посмотрим (достаёт письмо и читает). «Здравствуйте, ребята! Я Королева Музыки. Люблю стройность и красоту во всём, люблю петь, танцевать, играть, сочинять музыку, слушать её, но злая колдунья Молчунья заколдовала моего ангела и превратила в невидимку, при этом закрыла его в шкатулку. Открыть её сможет только тот, кто дружит с музыкой и выполнит задания Колдуньи. Помогите мне, пожалуйста!»
М.р. Поможем? (Ответы детей.) Вам в помощь она оставила своего помощника (достаёт макет скрипичного ключа). Ой, что это?
Дети. Скрипичный ключ.
М.р. А как ещё его называют?
Дети. Ключ «соль».
М.р. А почему?
Дети. Потому что он пишется со второй линеечки, а на второй линеечке пишется нота «соль».
М.р. Верно. Яркий помощник Королевы Музыки поможет нам порадоваться встрече с его друзьями. Передайте по кругу и пропойте друг другу добрые слова (песенные импровизации). Честно скажу, пели вы их нелегко, а почему нелегко петь сразу?
Дети. Потому что не распелись.
М.р. Для чего распеваются? (Ответы детей.) Какую попевку вы знаете? (Ответы детей.) Давайте рассмотрим попевку «Курица» с помощью модели «Системный оператор».
1 — попевка;
2 — из чего состоит;
3 — где можно услышать;
4 — чем была в прошлом;
5 — чем будет в будущем.
Молодцы! Я предлагаю спеть. Но вот беда, злая колдунья Молчунья похитила первую нотку. Но вы не расстраивайтесь, я вспомнила и подскажу вам, только с помощью игры «Да-нетка». Вот музыкальная лесенка, я вспомнила ноту, а вы отгадайте.
Это «фа»? — Нет.
Эта нота ниже «фа»? — Да.
Она живёт в слове «река»? — Нет.
Она живёт в слове «мир»? — Да.
Это нота «ми».
М.р. Правильно, это нота «ми». Какой это звук по звуковысотности? (Ответы детей.) А теперь давайте вспомним, какие ноты по длительности встречаются в попевке? (Ответы детей.) Отхлопываем ритмический рисунок (индивидуальная работа). Какой звук выше: первый или второй (напеваю)? (Ответы детей.) Подравняли спинки, красиво опустили руки.
Попевка «Курица». Поют мальчики, потом девочки, а теперь хором. Что такое хор? (Ответы детей.) Поём. А соло? (Ответы детей.) (Выбираем солиста, поём). Дуэт? Трио? Умницы! И с этим заданием справились. Слушайте следующее задание: что ещё необходимо, чтобы петь красиво? (Ответы детей.)
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
М.р. Теперь мы готовы отправиться в гости к песне. На чём поедем? (Ответы детей.) Я предлагаю на лошадке.
Интонационно-речевое упражнение «Едем, едем на лошадке».
Приехали к песне, а к какой — вам поможет догадаться музыка (играет вступление, дети называют произведение и композитора).
Разучивание песни «С нами друг» Г. Струве.
М.р. Молодцы! И с этим заданием справились! Следующее задание: что может песня? (Вылечить, поднять настроение, поздравить и т.д.) Скажите, а песней «Калядная» можно поздравить? (Ответы детей.) А какая она по жанру? (Обрядовая.) Во время какого обряда её исполняют? (Ответы детей.) Давайте и мы с вами исполним её празднично, радостно, эмоционально, чисто и чётко пропевая все слова и выполняя ритмические движения согласно тексту.
Исполнение песни «Калядная».
М.р. И с этим заданием мы справились. Следующее: где живёт весёлая мелодия? (В сказке, в мультфильмах, в танце и т.д.) А в каком танце она живёт? (Ответы детей.)
«Полька-трясуха» — закрепление 1, 2, 3, 4 фигуры, разучивание 5 фигуры.
М.р. На каком музыкальном инструменте исполнялась «Полька-трасуха»? (Ответы детей.) Какие звуковые музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей.) Шумовые? (Ответы детей.) Я предлагаю поиграть с дудочкой.
М.р. Ребята, скрипичный ключ благодарит вас и дарит вам музыку. Вы хотите услышать её? (Ответы детей.) Но прежде я хочу, чтобы вы закрыли глазки и представили… (Под музыку Ф. Шуберта «Аve Maria» рассказываю.) Сегодня прекрасный солнечный день. Вы лежите на тёплом песке на берегу моря. Постарайтесь почувствовать спиной множество маленьких песчинок. Устройтесь поудобнее, расправьте плечи. Потянитесь, вытяните ноги, как будто вы стали длинными. Руки плавно поднимаются и медленно опускаются. А теперь расслабьтесь, почувствуйте, как уютно лежать на песке, разогретом ласковыми лучами солнца... Несколько раз глубоко вдохните. Почувствуйте, как ваша грудь наполняется свежим морским воздухом. Мы возвращаемся в детский сад. Полежите спокойно, прислушайтесь к наполняющей зал музыке. А теперь можете открыть глаза и сесть.
Обмен впечатлениями с помощью «Волшебной дорожки анализаторов», рассматривание картины.
М.р. Ребята, вы на самом деле дружите с музыкой, много знаете о ней, справились с заданиями злой колдуньи Молчуньи, поэтому я думаю, вы вправе открыть эту шкатулку.
Открывается шкатулка, оттуда слышна музыка.
М.р. Ангел музыки стал видимым, поэтому ему очень интересно, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? (Ответы детей.) Какая музыка вам понравилась? (Ответы детей.) Что хорошего в музыке, а что плохого? (Ответы детей.).
Я дарю вам этого ангела музыки. Пусть вас посещает только хорошая музыка. Ведь музыку нельзя увидеть, её надо научиться видеть, её невозможно услышать, её надо научиться слушать. Поэтому буду рада вас видеть на следующем занятии. Ну, а сегодня (пою) до свидания!