Найти тему
Minsknews.by

«Простите, у вас портреты ожили». Музейный смотритель — о работе и забавных вопросах посетителей

Оглавление

Смотритель Национального художественного музея Республики Беларусь Ирина Алексеева целый год стояла в очереди, чтобы устроиться именно в это учреждение на работу. О том, чем ей нравится профессия, какие неожиданные вопросы задают горожане и гости столицы — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Мечты сбываются

В молодости Ирина Алексеева мечтала работать в Эрмитаже: восхищаться картинами Рембрандта, Караваджо, рассматривать произведения Камиля Писсарро, Клода Моне, Анри Матисса… Но судьба распорядилась иначе. Женщина отучилась на техника-геофизика, а до прихода в музей 16 лет работала в «Мингорсправке» телефонисткой. Ее мечте суждено было сбыться спустя годы.

— Всегда нравилось изучать искусство, читать. Глядя на картину, мне нужно было понять, о чем она, что хотел сказать автор. В юности даже посещала искусствоведческие курсы в Республиканском Дворце культуры профсоюзов, — говорит собеседница. — Любовь к высокому, трепетное отношение к искусству передалось от мамы. Она вырезала из журналов фотографии произведений художников и вставляла их в рамочки. Много читала о судьбе и творчестве деятелей искусства, — продолжает музейный смотритель.

-2

— В профессии вы уже 11 лет. Чем она вам нравится?

— В музее проводится много тематических выставок. Когда у нас выставлялся народный художник СССР Александр Шилов, я столько о нем документальных фильмов посмотрела! После этого экспозиция воспринимается совершенно иначе.

Смотрители работают в разных залах. Одни картины забирают на реставрацию, другие — выставляют на обозрение. Так и изучаешь искусство!

И. Алексеевой по душе русский художник-передвижник Николай Богданов-Бельский, который писал детей, хотя у самого их не было. Как призналась смотритель Художественного, она может часами рассматривать живописное полотно и думать: «О чем работа? Какие ощущения, ассоциации вызывает?». А затем — в библиотеку музея за литературой.

Не дышите на шедевр

В обязанности смотрителя музея входит, в первую очередь, сохранность экспонатов. Нельзя проносить еду и напитки, а также зонты, флажки и другие предметы, которые могут повредить картину. В каком случае музейные работники делают замечание?

-3

— Бывает, люди близко подходят к произведению, чтобы рассмотреть детали и мазки. Но я в голове всегда держу слова реставраторов: «Не допускайте посетителей близко к произведениям. Дышать на них нельзя — картины боятся влажности». Какой он, идеальный посетитель? Спокойный, неторопливый, не включающий громко аудиогид. Подходит к картине на расстояние вытянутой руки, — объясняет смотритель.

А это подлинники?

Музейным смотрителям скучать не приходится. Любители прекрасного порой задают неожиданные вопросы.

— Самые частые: «В музее есть картины Леонардо да Винчи?» и «А это подлинники?». Почему спрашивают про подлинники? Некоторые художники делали авторские повторы. Например, работа Игоря Грабаря «Февральская лазурь» находится и в нашем музее, и в Государственной Третьяковской галерее. И там, и у нас — оригиналы!

Однажды пришел мужчина, говорит: «Как вы тут ходите (в «красном» зале. — Прим. автора)? На вас портреты смотрят!».

— А если к вам подойдет гость с просьбой рассказать о произведении?..

— Я не даю себе право высказывать мнение о картине или художнике. Но, честно говоря, если какой-то интересный факт знаю, то с удовольствием делюсь им. Как правило эта информация справочного характера. Например, стоя у картины Николая Ярошенко «Портрет Вани Менделеева», спрашивают: «Ванечка — сын Менделеева?». Да, это его сын от первого брака. Посмотрите на картину еще раз и пройдите в одну из сторон. Видите, мальчик будто поворачивается? Это — оптическая иллюзия.

-4

И точно! Создается впечатление, будто мальчик за мной следит, наблюдает за каждым движением. Не менее интересна и картина Александра Головина «Портрет М. Э. Трояновой». Здесь, по словам собеседницы, зрителей удивляет «поворот» ноги. Понаблюдайте за портретами Художественного.

Проза жизни

— А бывают ли такие дни, когда хочется спать?

— Не буду лукавить, иногда спать хочется. Особенно в жаркие дни. Поэтому стараюсь отвлекаться. Смотрю на посетителя и думаю: «Какой человек? Чем он интересуется? Кем работает? Чем ему именно эта работа понравилась?», — улыбаясь, говорит И. Алексеева.

— Какие произведения «притягивают» гостей музея? Я, например, всегда останавливаюсь возле «Натурщицы» Михаила Шемякина, «Путника» Андрея Задорина… Интересно, а туристы на что обращают внимание?

— На реалистичные картины с бытовыми сюжетами, пейзажи. Они понятны всем. Притягивают наиболее яркие, крупные — «Портрет Екатерины ІІ», «Неравный брак» Василия Пукирева, «Березовая роща» Архипа Куинджи, работы Бориса Кустодиева и Константина Коровина.

Также любят рассматривать «Оптимист и пессимист» Владимира Маковского, «Приезд извозчика на родину» Фирса Журавлёва, «Очередь у бассейна» Василия Перова, останавливаются у Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского, Ильи Репина. А вот возле авангардных работ, как, например, «Женский портрет» Ильи Машкова, задерживаются, как правило, знатоки искусства, — делится наблюдениями музейный смотритель.

-5

По словам Ирины Алексеевой, чаще всего интересуются картиной «Приезд извозчика на родину» Фирса Журавлёва и незаконченной работой «Портрет Перовой», на котором изображена супруга живописца Василия Перова. Во время родов она умерла, в живых остался только сын Владимир. Вскоре погибли и двое старших сыновей… Художник после такой большой утраты так и не смог дописать портрет.

— Китайцы, к примеру, часто спрашивают про работы Ильи Репина. Языковой барьер, безусловно, играет роль. Но как есть: общаемся с помощью google-переводчика.

Мечтает И. Алексеева съездить в музей Прадо в Мадрид, в музей Марка Шагала в Ниццу.

— Когда приезжаю в незнакомый город или страну, первым делом спрашиваю, где расположен музей, а не универмаг, — воодушевленно произнесла И. Алексеева.

Фото Алексея Столярова