Немного о зороастризме в Кубачи.
Зороастризм был распространен по всему Дагестану, где-то больше (в южных районах) где-то меньше (в северных)
Зороастризм в Кубачи существовал в течении 750 лет. И конечно же как и все религии существовал не в чистом виде, как в том месте где он возник, а смешавшись с местными языческими практиками. Т.е в синкретической форме.
О зороастризме в Кубачи нам немногое известно: не сохранились ни памятники той эпохи, не считая отдельных барельефов, ни тексты, за исключением народных преданий.
Но остались небольшие вкрапления в народных обычаях и устные предания, по которым можно сделать выводы о зороастрийских практиках в Кубачи.
Например существовал когда-то в Кубачи обычай “хоронить” покойников подвешивая на деревьях, в специальных сетках сплетенных из прутьев черноплодной рябины(дешля ттутта) Потом когда тело обгладывали птицы, кости складывали в специальную корзинку-сапетку(мигве) и хранили дома в специальном месте. И так семь поколений. Когда умирал восьмой, то кости первого уже захоранивали в ограду придомового участка. То есть чтобы люди помнили своих предков. Это несомненно коррелирует с зороастрийскими погребальными нормами.
По моему мнению отголоском этого является обычай нести перед невестой, когда ее ведут в дом жениха, что-то типа куклы, где завернута кость животного. Скорее всего раньше как раз одну из костей предка невесты и несли, что символизировало как бы объединение двух родов.
Потом в исламские времена когда костей дома не стало, их заменили костью животного. Но сам обычай остался до сегодняшних времен. Хотя кубачинцы не очень любят об этом распространятся.
Это один из видов “захоронений”. Также известно о дахмах куда складывали тела умерших. Дахмы могли быть как в виде башен, так и просто холмов огороженных забором.
Есть еще более шокирующий рассказ о том что покойника варили в котле и потом мясо скармливали птицам, а кости хранили дома в своеобразном астодане, в виде мешочка, подвешивая к потолку.
Ну и нельзя не упомянуть о кубачинском обычае зажигать свечи на могилах на Ураза-Байрам. Тоже отголосок тех времен.
Огонь священная субстанция для зороастрийцев, хотя они не поклонялись огню, как неверно интерпретировали их противники, огонь для них некую космическую энергию, бога если хотите.
Это коротенько если пройтись по теме древних кубачинских верований.
Один из кубачинских барельефов хранящихся в Эрмитаже. Я так думаю здесь изображена борьба с "Аждагьа". Аждагьа:
"Захха́к, Зогак, Аждаха, Дахак, Ажи-Дахака ("ази", "ажи" - на авестийском языке означает "змей" или "дракон", "дахак" - "огнедышащий") — в иранской мифологии змеиный царь, трёхглавый змей; чудовищный дракон из свиты Аримана, живший в Вавилоне."