Это был один из тех жарких летних дней, когда кажется, что время замерло, и всё вокруг наполнилось некой томной неге.
Солнце висело высоко над горизонтом, обжигая всё вокруг своим ярким светом. В этот момент неожиданная тень скользнула по зелени долины.
Темная, как крылья ночи, она на мгновение заслонила поляну, а затем с гулом пронеслась над ней, разрезая жаркий воздух, словно ножом.
Это был серый самолет с красными звездами на крыльях, маленькая металлическая птица, которая как бы играла с землёй, плавно касаясь её, потом отрываясь, и снова садясь, пока окончательно не остановилась на укатанной взлетной полосе.
Вся эта сцена на какое-то мгновение словно замерла в жаркой дымке, постепенно растворяясь, будто мираж в пустыне.
Моему дедушке посчастливилось родиться и провести своё детство в старом Владивостоке, когда город ещё хранил воспоминания о тех временах, когда в центре почти каждого района можно было найти военные объекты или аэродромы.
Мальчишки, нашего города с горящими глазами смотрели, как боевые самолёты взлетают и садятся, как тени от их крыльев мелькают на фоне яркого неба. Иногда им даже удавалось сбегать к летчикам, задавать глупые вопросы и ловить рыбу на Второй речке.
Всё это казалось таким далеким, таинственным и волшебным, что даже сейчас, спустя много лет, я все время вспоминаю рассказы своего деда.
Аэродром на Второй речке был одним из самых удивительных мест в городе. Сейчас мало кто знает, что перекресток проспекта 100 лет Владивостоку и улицы Русской когда-то был взлетной полосой военного аэродрома.
Прямо в самом Советского района, который ныне стал многолюдным и шумным, когда-то располагался этот уникальный объект.
В редких городах России можно найти подобные артефакты прошлого, которые бы так органично вплетались в современную жизнь.
Этот аэродром начал свою историю ещё в 1914 году.
На берегу Второй речки силами нескольких стрелковых полков Владивостокской крепости была очищена огромная ровная территория.
Лес убрали, а на его месте появился плац, украшенный резной деревянной аркой. Всё это было сделано для прибытия важного гостя — генерала от кавалерии Сухомлинова, который должен был проверить войска Приамурского военного округа.
Но, как это часто бывает, старания оказались напрасными. Генерал, едва прибыв, даже не вышел из автомобиля и только бросил: «Всё проверено. Замечаний нет».
Правда, все эти приготовления в последний момент чуть было не испортила... корюшка.
Вторая речка имела тогда устье шириной в несколько метров и глубиной около двух. Вот в это «горлышко» какому-то гигантскому косяку корюшки и взбрело в голову зайти в устье метать икру.
Корюшка тотчас забила небольшую речку, которая под таким натиском выплеснулась из берегов, покрыв их трепещущимся серебром — рыбкой, вытесненной из воды своими же напирающими сзади сородичами.
К исходу дня берега речки и берег залива возле устья были завалены толстым слоем живой и уже засыпающей рыбы, над которой бесновались, устроив пир, слетевшиеся отовсюду чайки.
Утром весь гарнизон принялся за «рыбалку»: ведрами, тазами, кастрюлями и просто корзинами солдаты черпали из реки рыбу, после чего создавали дикую толчею у полевых кухонь.
Не от голода. Просто каждому хотелось сварить себе ушицы в собственном котелке по особому рецепту. Это обжорство корюшкой не прошло даром. На завтра все солдатские околотки (лазареты) были забиты больными поносом.
Но это было еще не все.
Тонны корюшки лежали на берегу и под жарким майским солнцем начали источать тухлый запах. Командование, прознав об этом, пришло в ужас: военный министр вот-вот появится, а тут такое безобразие! Получив нагоняй, весь личный состав гарнизона стал спешно прибирать берега, вывозить и закапывать рыбу в дальнем распадке в сопках.
Только управились — нагрянул военный министр Сухомлинов со свитою.
Прошло немного времени, и на берегах Второй речки решили создать авиаотряд крепости Владивосток, который позднее стал крепостной воздухоплавательной ротой.
На поле привезли несколько аэропланов «Блерио». Однако революция и последовавшая за ней Гражданская война временно приостановили развитие аэродрома.
Настоящая жизнь вернулась сюда лишь в начале 1930-х годов, когда аэродром стал вновь функционировать.
Владивостокский объединенный авиаотряд пополнился новыми на тот момент самолетами У-2, П-5 и Ш-2.
Они выполняли регулярные почтовые и санитарные рейсы, авиационно-химические работы, разведку рыбных мест, обслуживали геологов и специалистов лесного хозяйства.
Со временем аэродром перешел в военное подчинение, а санитарно-транспортное подразделение было перемещено на аэродром Озерные Ключи в Артеме.
Когда я вспоминаю рассказы своего дедушки Бори, мне кажется, что я слышу гул моторов, стоящий над городом и морем.
Я представляю, как самолёты поднимаются в воздух, словно огромные птицы, взмахивающие своими металлическими крыльями. Наверное, это было захватывающее зрелище, которое нельзя забыть.
Самые интересные события на аэродроме Второй речки произошли в конце 1930-х - начале 1940-х годов, когда на берегу Амурского залива, за станцией железной дороги, у мыса Фирсова образовалось соединение гидросамолетов Тихоокеанского флота.
На маленьком участке земли, где сейчас проходит улица Татарская, появились бетонные площадки, слипы, ангары, мастерские и жилые дома для военнослужащих и их семей.
Летающие лодки МБР-2, стоявшие на этих площадках, выполняли разведывательные функции.
Аэродром активно развивался. Взлетно-посадочную полосу укрепили, и на месте нынешней улицы Русской построили трёхэтажное здание Штаба ВВС ТОФ, которое и сегодня действует.
Маленькая башенка на крыше этого здания служила для управления полётами.
Штаб был буквально в центре взлетно-посадочной полосы, окружённый деревянными домиками, в которых жили летчики и технический персонал. Здесь же находились столовая и клуб, а в конце полосы — палатки для личного состава, который готовился к боевым действиям.
Особенно тревожным для аэродрома было время войны с Японией в 1945 году. На его территорию перебазировали две эскадрильи 6-го истребительного авиаполка ВВС ТОФ.
Новейшие скоростные истребители Ла-7 начали усиленную подготовку к боевым действиям.
Дни и ночи сливались в единый гул моторов, а в небе мелькали огни прожекторов. Это время было и тревожное и в то же время была надежда на победу.
Когда наступило утро 9 августа 1945 года, две эскадрильи, собравшись над морем, взяли курс на границу с Китаем.
Руководство боевыми действиями осуществлялось из подземного командного пункта на горе Тигровой в центре Владивостока.
Это была кульминация тех лет, когда аэродром «Вторая Речка» был важной частью военной инфраструктуры города.
Всё закончилось довольно быстро.
После войны аэродром просуществовал до начала 1950-х годов, а затем был застроен жилыми микрорайонами.
Сегодня о нём напоминают лишь несколько зданий и широкая, ровная улица Русская. Проходя мимо этих мест, я часто задумываюсь о том, сколько истории осталось скрытым под асфальтом и бетонными плитами.
Старый Владивосток, каким его запомнил мой дед, был городом, наполненным духом приключений и великих свершений.
Он жил в гулах самолётов, в шуме морского ветра и в разговорах людей, которые вечно стремились к новым горизонтам.
И хотя многое изменилось с тех пор, этот город навсегда останется в моём сердце таким, каким я узнала его в детстве из рассказов моего деда.
Часть исторического материала взята у Поискового объединения "АвиаПоиск" имени майора Романа Филипова".
Если вам интересно больше таких историй и вы хотите узнать больше о прошлом нашего любимого города, подписывайтесь на мой канал.
Вместе мы будем вспоминать и открывать новые страницы старого Владивостока.