Если в предыдущем репортаже с выставки-форума АРМИЯ-2024 я рассказал о показанных в его экспозиции новых российских лёгких армейских внедорожниках, то теперь речь пойдёт о более тяжёлой колёсной технике. Транспортной, вспомогательной и боевой – многие образцы этой техники широкой публике демонстрировались впервые.
Среди боевых колёсных машин главной новинкой на АРМИЯ-2024 стал БТР-22 –глубокая переработка БТР-82. Главное его отличие от предшественника – замена тесных, неудобных в боевой обстановке, боковых люков десантного отделения на большой люк в корме. С учётом опыта военных действия машину со всех ракурсов защитили от дронов.
Отделение десанта в БТР-22 рассчитано на восемь мотострелков. Судя по всему, противоминная амортизация у сидений отсутствует. Само десантное отделение стало более просторным и позволяет создавать на базе БТР-22 различные спецмашины. В нём видны элементы климат-системы.
Перспектива развития российских бронетранспортёров – БТР К-17 «Бумеранг». Боевой расчёт тот же, что и у БТР-22: экипаж из трёх человек плюс восемь десантников. Но вооружение более мощное: автоматизированный боевой модуль помимо 30-мм автоматической пушки укомплектован пусковыми установками с четырьмя ПТУР.
Десантное отделение БТР К-17: как видим, места между сиденьями здесь меньше, чем у БТР-22, потому что у машины более серьёзная и броневая, и противоминная защита. Не случайно масса БТР К-17 выросла до почти 29 тонн против 20 тонн у БТР-22. Не случайно, с учётом более мощного вооружения, БТР К-17 позиционируют как колёсную БМП.
Этот плавающий гусеничный транспортёр-тягач МГТ-ЛБ рассматривается как замена «мотолыги», то есть, МТ-ЛБ, выпускаемой и эксплуатируемой ещё с советских времён. Его полная масса 16,5 тонн, грузоподъёмность 2,5 тонн, плюс возможность буксировки 7-тонного прицепа – как раз столько весит гаубица МСТА-Б.
Благодаря просторному грузовому отделению с кубатурой 8 м3, МГТ-ЛБ может использоваться не только для перевозки расчёта буксируемого орудия, но и в санитарном варианте с размещёнными в два яруса носилками, а также для создания различных спецверсий и монтажа различного вооружения.
Бронемашины «Ремдизеля», исходя из опыта боевых действий, получили защиту от дронов в два «этажа». Такая защита эффективна прежде всего от сбросов с «бабы Яги» и ей подобных дронов-носителей. У самих автомобилей, выпускаемых под обозначением З-СТС, полностью бронированный корпус, выдерживающий обстрел из автомата.
А вот такую защиту от дронов возвели над кабиной и капотом транспортного грузовика «Урал-4320». Кстати, в этой модификации его кабина и капот сделаны бронированными.
Поскольку из-за бронирования снаряжённая масса армейской автотехники растёт, то для неё в рамках ОКР «Кондор» разработан новый колёсный эвакуационный тягач. Камазовское четырёхосное шасси получило бронекабину. Собственная снаряжённая масса тягача – 41,5 тонны, масса объектов эвакуации – до 45 тонн.
Эвакуационный тягач снабдили основной и вспомогательной лебёдками с усилием, соответственно, до 35 и 24 тонн. Применение полиспаста увеличивает усилие на основной лебёдке до 60 тонн. Максимальная высота подъёма крана-стрелы 6,3 м, грузоподъёмность при максимальном вылете в 6,4 м составляет 16 тонн.
Специально для проведения инженерных работ в прифронтовой полосе разработан экскаватор-погрузчик с бронированными кабиной и моторным отсеком. Объём фронтального ковша составляет 0,8 м3, экскаваторного ковша – 0,2 м3. Бронезащита увеличила эксплуатационную массу машины до 16 тонн.
Брянское пятиосное шасси повышенной проходимости стало базой для пусковой установки нового зенитно-ракетного комплекса «Абакан». Привод от двигателя сделан на все колёса, подвеска полностью независимая. Боевая масса этой машины 53,5 тонны, экипаж – всего два человека.
Мобильный зенитно-ракетный комплекс «Абакан», как хорошо видно на фото, располагает двумя смонтированными на автомобиле пусковыми установками с вертикальным подъёмом. Он предназначен для поражения тактических и оперативно-тактических баллистических ракет.
Самый крупный и самый многоосный участник выставки «АРМИЯ 2024» – впервые демонстрируемый ракетовоз Минского завода колёсных тягачей аж с восемью осями! На этом шасси базируется стратегическая ракета «Ярс». Собственная масса ракетовоза 61 тонна, а масса перевозимого груза – 59 тонн.