Найти тему
Арт-альбом

Романтик и рационалист: Эдгар Аллан По

«Кадет Эдгар А. По увольняется от службы Соединенным Штатам...» — гласило постановление военного суда, которым он отчислялся из военной школы Вест-Пойнт за систематические и намеренные нарушения дисциплины.

Отчисление означало полный разрыв с приёмным отцом. Ожидать помощи больше было неоткуда. За плечами был двадцать один год, восемь месяцев учения в Виргинском университете да две книжки юношеских стихов. Они-то и внушали безумные надежды, они и третий поэтический сборник, изданный два месяца спустя, в апреле 1831 года, на деньги, собранные по подписке, преимущественно среди товарищей-кадетов. Получив свои экземпляры, те, вероятно, были немало разочарованы. В книжке не было сатир на преподавателей, которыми забавлял их Эдгар, ни любовных стишков. Если таковые и попадались, то скорее походили на молитву или на плач по умершей возлюбленной. Исповедь какого-то молодого восточного владыки или туманная поэма о далёкой «Звезде Счастья» казались такими несогласными с обычными интересами и заведённым порядком их жизни. Недоумение, вероятно, вызывало и предлинное рассуждение автора о поэтах и поэзии, открывавшее эту книжку в зеленоватой обложке, которое потом будут по-разному толковать на протяжении столетия и больше.

Эдгар Аллан По (фото: prisonersofeternity.com)
Эдгар Аллан По (фото: prisonersofeternity.com)

Эдгар По родился 19 января 1809 года в Бостоне в семье гастролирующих актёров. Его отец Дэвид По, ирландец по происхождению, вскоре оставил семью, и о дальнейшей судьбе его мало что известно. Мать будущего писателя англичанка Элизабет Арнольд По была талантливой и популярной актрисой. В конце 1811 года во время выступлений в Ричмонде она заболела и умерла, совсем молодой, двадцатичетырёхлетней, и трое детей попали в разные семьи. Эдгара взял на воспитание местный табачный торговец, бездетный Джон Аллан. Приехав подростком из Шотландии, он преуспел в делах, женился и возомнил себя джентльменом, установив соответствующие порядки в дом. Эдгар ни в чём не знал отказа.

Биографы придают особое значение пятилетнему пребыванию Эдгара в Англии, где мистер Аллан вёл дела своей фирмы. Путешествие через океан, атмосфера старинного пригорода Лондона Сток-Ньюингтона, осенённого громкими именами прошлого, занятия классическими языками и математикой в частной школе, обстановка и уклад которой потом будут блистательно воссозданы в рассказе «Вильям Вильсон», — всё это отложилось в памяти впечатлительного и восприимчивого мальчика и значило для него не меньше, чем чтение «Робинзона Крузо», готических романов, английских поэтов.

Летом 1820 года Алланы возвращаются в Ричмонд. Годы учения и развлечений, обычных для отпрысков состоятельных семей Юга, омрачались у Эдгара горьким чувством, что он приёмыш и всецело зависим от расположения неродного отца. Воспоминания тех, кто знал Эдгара-школьника, рисуют его то как красивого, своенравного и капризного мальчишку, баловня судьбы, то как повзрослевшего не по годам подростка, склонного к уединению, созерцательности и меланхолии, то как благородного и утончённого юного джентльмена, который не прочь щегольнуть актёрской позой. Все, однако, сходятся на том, что молодой По был пылко-отзывчив на доброе отношение и болезненно воспринимал укоры, насмешки и несправедливость. Биографы называют в этой связи случай с Джейн Крэг Стенард, матерью одного из школьных товарищей, которая, очевидно мимоходом, удостоила его несколькими добрыми словами приветствия и поощрения, вызвав в ответ бурю благодарных чувств, вылившихся после её скорой смерти в одно из самых тонких его стихотворений — «К Елене». По не раз повторял, что «смерть прекрасной женщины вне всякого сомнения — самая возвышенная поэтическая тема в мире», и действительно, эта тема возникает в ряде его самых знаменитых стихов и рассказов.

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Несовместимость пылкой аристократической натуры Эдгара, уже вкусившего сладость стиха, и здравомыслящего Джона Аллана выявилась в полной мере, когда в феврале 1826 года юноша был послан в Виргинской университет, основанный незадолго до того Томасом Джефферсоном, который и был первым его ректором. Лекции, прогулки в окрестностях Шарлоттсвилла, занятия атлетикой чередовались с эскападами, на которые была так падка «золотая молодёжь» Юга, отпрыски родовитых состоятельных фамилий. Воспитанный в духе полуфеодальных «рыцарственных» традиций, Эдгар не хотел отставать ни в кутежах, ни в картах и понаделал «долгов чести», которые мистер Аллан отказался платить. С другой стороны, существуют письма Эдгара приёмному отцу, в которых с бухгалтерской дотошностью показано, что присылаемых из дому денег никак не хватало для оплаты расходов на слуг, одежду, книги и т.п.

К постыдному, как воспринимал По, возвращению в тихий Ричмонд примешивается расстроенная — очевидно, не не без усилий со стороны мистера Аллана — помолвка с Сарой Эльмирой Ройстер, той самой, с которой По сведёт судьба ещё раз осенью 1849 года в Ричмонде, незадолго до его смерти.

Музей Эдгара Аллана По в Ричмонде, штат Вирджиния, США (фото: account.travel)
Музей Эдгара Аллана По в Ричмонде, штат Вирджиния, США (фото: account.travel)
Внутренний двор Музея Эдгара Аллана По в Ричмонде, штат Вирджиния, США (фото: account.travel)
Внутренний двор Музея Эдгара Аллана По в Ричмонде, штат Вирджиния, США (фото: account.travel)
Главный вход в Музей Эдгара Аллана По в Ричмонде, штат Вирджиния, США (фото: account.travel)
Главный вход в Музей Эдгара Аллана По в Ричмонде, штат Вирджиния, США (фото: account.travel)

По первый раз бежит из дому: «Я решил оставить ваш дом и попытаться найти своё место в большом мире, где ко мне будут относиться не так, как относились Вы». В апреле 1827 года По — в Бостоне, где находится молодой печатник, некий Кэлвин Томас, который согласился издать первую его книжку — «Тамерлан и другие стихотворения Бостонца», так и оставшуюся незамеченной. Очутившись без друзей и средств, По записывается в армию, где прослужит около двух лет, перебираясь со своей батареей с места на место. После недолгого примирения с мистером Алланом весной 1829 года, последовавшего за смертью приёмной матери, молодой человек — к тому времени уволившийся из армии — снова покидает ричмондский дом, и следы его теряются.

Какое-то время По живёт в Балтиморе у тётки, сестры родного отца, Марии Клемм и её дочери, семилетней Виргинии, и пишет, пишет, пишет. Там же в декабре появляется вторая книжка его стихов «Аль-Аараф, Тамерлан и малые стихотворения» — на этот раз с именем автора. Разноречивость сведений об этом периоде жизни По усугубляется и тем, что он сам способствовал распространению легенды о своём путешествии в Европу. Любовные приключения во Франции, участие в войне греков за независимость, пребывание в Петербурге по каким-то делам — таковы лишь некоторые части этой красочной романтической легенды, которая выдаёт и склонность По к розыгрышу и стремление утвердить себя в глазах окружающих.

Первые его рассказы появились в 1832 году на страницах филадельфийского журнала «Saturday Courier». Литературная известность приходит к начинающему писателю с публикацией в 1833 году вполне зрелого и характерного для По рассказа «Рукопись, найденная в бутылке» (в журнале «Saturday Visiter», Балтимор). Потом прошло несколько вещей в ричмондском «Southern Literary Messenger» — «Южном литературном вестнике». В декабре 1835 года По устраивается редактором этого ежемесячника.

Это был первый серьёзный журналистский опыт со всеми плюсами и минусами. Где бы впоследствии не служил По, ему приходилось «обчитывать» и рецензировать десятки и десятки отечественных и иностранных книг. Статьи и обзоры По являются одним из ранних образцов американской литературно-художественной мысли. Он едко высмеивал риторику, назидательность, дурной вкус, провинциализм и романтическое самолюбование. Вместе с тем он понимал, что национальная словесность только начинает складываться, и резко восставал против мнения, будто американцы не чувствуют поэзию: «Поскольку мы были вынуждены строить железные дороги, сочли немыслимым, что мы можем слагать стихи».

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки
Эскиз обложки журнала «Stylus», выполненный Эдгаром По (фото: Яндекс.Картинки)
Эскиз обложки журнала «Stylus», выполненный Эдгаром По (фото: Яндекс.Картинки)

По выписывает себе в Ричмонд миссис Клемм и в мае 1836 года женится на её дочери Виргинии, которой не исполнилось ещё и пятнадцати. Чуть странная и трогательная привязанность к этой молоденькой девушке, которую знакомые описывали как прелестное, полувоздушное, преданное мужу существо, многое определило в биографии писателя. Она воплощала для него все те высокие физические и нравственные качества, которыми он в той или иной мере наделяет женщин в своих стихах и рассказах.

Служба, семья, напряжённые отношения с владельцем журнала — По начал пить — переезд в Нью-Йорк в начале 1837 года, где он пробудет около полутора лет, — всё это отнимало много времени и душевных сил. В 1836-1838 годах писателю удалось напечатать всего лишь несколько рассказов. Среди них, правда, одна из лучших его новелл — «Лигейя», о которой одобрительно отозвался Горький. Мастерски используя фантастический сюжет, психологическую напряжённость и красочную орнаментальность, По примеряет две вечные противоположные идеи: бренность человека и его «необоримое стремление к жизни» — и таким сугубо художественным разрешением конфликта как бы снимает ощущение ужаса происходящего.

Современники писателя заметили, что в его произведениях своеобразнейшим образом соподчинены фантазия, воображение и логика факта. Как потом писал Достоевский, «в его способности воображения есть такая особенность, какой мы не встречали ни у кого: это сила подробностей». Именно благодаря тщательно разрабатываемой системе деталей и достигалось преимущественно то впечатление достоверности, материальности вымысла. Той же цели служит приём мистификации, к которому часто прибегает писатель. Знание читательской психологии — качество, приобретённое в ходе журналистской работы, — По не раз использовал, чтобы разыграть падкую на «новости» американскую публику и вдоволь насладиться эффектом. Пример такого розыгрыша — рассказ «История с воздушным шаром», написанный в форме газетного сообщения о только что состоявшемся якобы перелёте через Атлантику.

В приключенческой прозе По, к которой относятся «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля» (1835) и «Дневник Джулиуса Родмена» (1840), отчётливо просматриваются принципы того вида литературы, который впоследствии назовут впоследствии научно-фантастической. Хотя сам По не выдвигал сколько-нибудь дерзких технических идей и не рассматривал их последствия для человечества, его причисляют к основоположникам научной фантастики.

Музей Эдгара Аллана По в Ричмонде, штат Вирджиния, США (фото: account.travel)
Музей Эдгара Аллана По в Ричмонде, штат Вирджиния, США (фото: account.travel)

Летом 1838 года По перебирается с семьей в Филадельфию. Почти шесть лет, что он проведёт здесь, — относительно самый спокойный и плодотворный период его творчества и жизни. За это время им написано около тридцати рассказов, в их числе такие, которые принесут мировую известность автору. Здесь, в Филадельфии, «родится» гениальный сыщик-любитель С. — Огюст Дюпен, герой новеллистической трилогии («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо») и ознаменовавшей возникновение детективного жанра. В Филадельфии в ноябре 1839 года появилось и первое книжное издание прозы По: «Гротески и арабески» в двух томах, вобравшее почти всё, написанное им к этому времени.

И всё же По снова вынужден поступить на службу — сначала в «Burton's Gentleman's Magazine», а затем в «Graham Magazine». За год с небольшим он превращает заурядный ежемесячник Грэхема в один из лучших журналов в стране с тиражом тридцать семь тысяч экземпляров. Весной 1842 года неугомонный и неуживчивый По расстаётся с Грэхемом и, забрав заболевшую Виргинию, снова едет пытать счастья в Нью-Йорк. Как правило, даже в частных письмах, адресованных самым близким людям, По оставался литературным лицедеем. Существует одно письмо, написанное Марии Клемм 7 апреля: «Дом старый и, похоже, кишит клопами... Комната с пансионом — самая дешёвая на моей памяти, если учесть центральное расположение дома и стоимость жизни. Здесь не придётся опасаться голода. Хозяйка, кажется, не будет особенно приставать с платой, и мы сразу почувствовали себя как дома. У неё ещё 8 или 10 жильцов. Мне ещё не приходилось иметь такой обильный и вкусный завтрак... Сис (— так По звал жену) почти не кашляла и ночью не потела. Сейчас она штопает мои панталоны, которые я порвал о гвоздь. У нас осталось четыре с половиной доллара. Завтра я попытаюсь занять ещё три — с тем, чтобы протянуть ещё недели две. У меня отличное настроение, не брал в рот ни капли... Как только я наскребу денег, немедленно перешлю их Вам. Вы не представляете, как нам недостаёт Вас. Сисси всплакнула ночью... Мы решили снять две комнаты при первой же возможности. Похоже, что всё уладится».

И снова служба — в газете и журнале. Публикация сборника из двенадцати рассказов дала, казалось, возможность осуществить давнюю мечту — редактировать собственный журнал. В октябре 1845 года По становится единственным владельцем «Broadway Journal». Через три-четыре месяца предприятие лопается. По оказался никудышным дельцом. Зато он был хорошим поэтом. «Ворон», появившийся в январе 1845 года в нью-йоркской «Evening Mirror», вызвал сенсацию, и был тут же перепечатан несколькими журналами. Поэта часто приглашали выступать с чтением популярного стихотворения. Несколько месяцев спустя появляется сборник «Ворон и другие стихотворения». Автор его становится литературной знаменитостью.

На 40-е годы приходятся наиболее важные литературно-критические и теоретические работы По: «Дважды рассказанные истории Готорна» (1842), «Рассуждения о стихе» (1843), «Философия творчества» (1846), «Поэтический принцип» (лекция 1849 г.).

Оставаясь в рамках западноевропейской романтической эстетики, взгляды писателя на литературу и искусство имеют ряд особенностей, связанных с рационализмом XVIII века, становлением буржуазных отношений в США и фактами его личной биографии как участника литературного процесса в Америке 30-40-х годов. По был одним из немногих американских литераторов, кто создал собственную и по-своему законченную — в рамках его мировоззрения — критическую теорию.

Наиболее важный принцип эстетики По — это упорядоченность, соразмерность, симметрия, пропорциональность частей произведения, словом — гармония. Правда, По не был бы романтиком, если б не корректировал этот принцип, уходящий в античность, фантазией, прихотливостью, орнаментальностью. Основным достоинством произведения искусства По считал единство, то есть «целостность эффекта или впечатления», которое оно производит. Отсюда — решительное предпочтение лирическому стихотворению и малой прозе, и, преуменьшение роли эпического. По считал, что восприятие большой поэмы или романа, которые нельзя прочитать за один присест, неизбежно дробится.

Фотографическая копия дагерротипа от 9 ноября 1848 г. (фото: encyclopediavirginia.org)
Фотографическая копия дагерротипа от 9 ноября 1848 г. (фото: encyclopediavirginia.org)

Правилам, которые По выработал для короткого рассказа, наиболее полно отвечают, пожалуй, те, что принято называть «логическими рассказами».

Ещё в апреле 1836 года По напечатал статью «Шахматный автомат Мельцеля», где цепью логических рассуждений с удивительной изобретательностью и методичностью разгадал обман. Эта статья, затрагивающая ту область, которая в XX веке вылилась в теорию игр, так же соотносится с «логическими рассказами», как «Философия творчества», где содержится последовательный анализ процесса создания «Ворона», с этим знаменитым стихотворением.

В трёх новеллах, объединённых фигурой Дюпена, По сделал ряд художественных открытий, благодаря которым возникла особая ветвь в литературе — детективный жанр. Конан Дойль, Агата Кристи, Дэшиэл Хэммет, Жорж Сименон — все они, точнее, их герои, вышли из По. Действие, как правило, начинается с факта преступления и разворачивается в обратном порядке: тем или иным способом представляются свидетели случившегося или подозреваемые, затем перебираются ключи к разгадке тайны, которые, подаваясь как равно вероятные, вроде бы позволяют читателю самому решить головоломку, а на самом деле ещё более запутывают его и возбуждают его любопытство, и, наконец, кульминация — установление личности преступника и мотивов преступления.

Совокупность приёмов, которые выработал По, легла в основу законов детективной новеллы. «Не будет преувеличением сказать, что с тех пор, как По завершил свою знаменитую трилогию, ни к конструкции, ни к содержанию детективной новеллы не было добавлено ничего существенного» (Philip Van Doren Stern. Introduction to Edgar Allan Poe. The Viking Press Portable Library. New York, 1957, p. XXVI.). В логических рассказах По нет атмосферы жестокости, сцен насилия, культа агрессивного индивидуализма, которые заполняют книги позднейших эпигонов этого жанра на Западе.

Несмотря на строгие правила, которые По ставил себе и другим, он был удивительно свободен в подаче материала и манере письма. Многие его рассказы соприкасаются с приключенческой, философской, пародийно-сатирической эссеистикой. Среди них есть и картины природы и местности, и юмористические жанровые зарисовки, и философские диалоги-размышления, и одна из первых в американской литературе урбанистических новелл «Человек толпы», вполне по-современному показывающая отчуждённость личности посреди аморфного людского скопления, которое По анатомирует в духе позднейших «физиологических» очерков, и аллегории, притчи, пародии.

Было бы упрощением объяснить интерес По к френологии — теории о связи между психическими свойствами человека и строением черепа, — к месмерическим опытам, то есть «животному» магнетизму, к учению о перевоплощении душ и прочей парапсихологической чепухе единственно склонностью к мистике, болезненными чертами его противоречивой натуры, проявлявшимися в последние годы. Тут сыграло свою роль увлечение читателя всякого рода суевериями и предрассудками, всем «таинственным» и «загадочным», что связано с душевными болезнями, смертью, потусторонним миром. Оно служило — да и теперь ещё служит — предметом газетных сенсаций и находит опору в свойствах массового сознания строить догадки и предположения, предлагать толкования и гипотезы, которые якобы не требуют специальных научно-естественных познаний. Часто писатель просто использует это увлечение в своих литературных целях, переиначивая и обыгрывая ходячие представления.

Хотя Эдгар Аллан По был сыном своего времени, общей своей направленностью его творчество противостояло буржуазно-романтическому мифу об исключительности Америки, безудержному предпринимательству и самолюбованию, безобразному смешению действительных и мнимых ценностей. «Испорченность вкуса — часть и следствие делания долларов». (Edgar Allan Poe. The Complete Works, v. 10, p. 50).

Фото: culture.ru
Фото: culture.ru

...Год «Ворона» — 1845-й — не улучшил материального положения писателя. Следующей весной семья По переехала в местечко Фордхэм, близ Нью-Йорка. Виргинии день ото дня становилось всё хуже. Очевидцы свидетельствуют о крайней нужде, в которой пребывали По в те осенние месяцы. В января 1847 года Виргиния умерла. По до конца своих дней не оправился от этого удара. Из крупных вещей ему удалось написать только «Эврику» — философско-поэтическую картину материального и духовного мира. В этом научном трактате, созданном поэтом, ставилась задача рассказать «о Физической, Метафизической и Математической, о Вещественной и Духовной Вселенной, о её Сущности, её Происхождении, её Сотворении, её Настоящем Состоянии и Участи её». Попытка создать некую всеохватную систему не могла не кончиться неудачей, хотя ряд космогонических догадок и философских положений отрываются от идеалистических предпосылок этой работы. Любопытно, что от строения Вселенной По легко перебрасывал мостки к строению произведения искусства, утверждая взаимозависимость и взаимоподчинённость всех его элементов.

Последние полтора-два года жизни По представляют собой жалкую и трагическую картину отчаяния, вспыхивающих надежд, кратковременных увлечений, приступов алкоголизма, постоянных переездов. В Ричмонде он декламирует в барах «Эврику». В Провиденсе истово добивается руки поэтессы Сары Элен Уитмен, «Елены тысячи снов». В Бостоне пытается покончить жизнь самоубийством. В Норфолке и других городах читает лекцию «Поэтический принцип». Осень 1849 года — снова в Ричмонде, где пытается наскрести средств, чтобы основать журнал. Оттуда По направляется в Балтимор, где 3 октября был найден у избирательного участка без сознания, полураздетый, а четыре дня спустя, в воскресенье, скончался в балтиморском госпитале. За гробом писателя шли девять человек.

Несчастья преследовали его и после смерти. Знакомец и душеприказчик По, а затем подделыватель его бумаг Руфус У. Грисуолд, скрывшись за псевдонимом «Людвиг», опубликовал статью-некролог в «New York Tribune», полную недостойных намёков, подтасовок и прямой клеветы на «блестящую, но заблудшую звезду». Лишь одиннадцать лет спустя, с выходом книги Сары Элен Уитмен «Эдгар По и его критики», отчасти была восстановлена справедливость. Появление её было продиктовано прежде всего стремлением защитить память писателя и хотя бы отчасти реабилитировать. Она не скрывала, что её работа — реакция на «Воспоминания» Р. У. Грисуолда, которые «читают и обсуждают, перевели на иностранные языки», в то время как они полны «извращенных фактов и безосновательных домыслов» по поводу Эдгара По.

Проза По имеет более чем вековую историю публикаций на русском языке. Его поэзия стала своего рода студией стиха для многих поколений русских поэтов. А в восприятии миллионов читателей он вошёл в мировую литературу как изобретательный рассказчик-новатор.